1. Портрет девушки
По сути, это не одна работа, а две: на каждой стороне холста написано самостоятельное произведение.
Сначала была создана «Кубофутуристическая композиция». Эта самая ранняя из установленных живописных работ художника представляет собой комбинацию плоскостей и геометризированных форм. В центре — опрокинутый конус в двух положениях, часть его объема «разрезает» луч. Тема секущих лучей крайне важна для построений Ивана Кудряшова точно так же, как и активное цветовое решение, основанное на сложных отношениях красного, желтого и синего.
Спустя несколько месяцев Кудряшов на обороте «Композиции» написал «Портрет девушки». Здесь художник решал принципиально иные пластические задачи. Острая динамика пространственных планов рождает иллюзию движения фигуры на зрителя, а строгая цветовая палитра холста ограничена желтыми, белыми и черными красками.
В 1919 году Наркомпрос приобрел двусторонний холст как произведение, развивающее живописную культуру. Вскоре картину (или, вернее, картины) вместе с другими произведениями художников-новаторов отправили в провинцию, в город Слободской.
2. Общая схема росписи зрительного зала 1-го Советского театра в Оренбурге
Проект оформления оренбургского Городского (1-го Советского) театра выполнен Кудряшовым в соответствии с требованиями конкурса, объявленного местным Губоно. Художник должен был расписать зрительный зал и фойе. Эта программа была реализована Кудряшовым в графических эскизах к ноябрю 1920 года, позже по этим эскизам были написаны три живописных полотна, из которых сохранилось одно — итоговое.
Картина-проект — это центральное супрематическое произведение Ивана Кудряшова. Он сумел найти оригинальное композиционное решение для передачи на плоскости сразу нескольких пространственных планов росписи — плафона, занавеса и трех ярусов зрительного зала. Не менее интересен и колорит, построенный на терпких отношениях разнообразных красных, желтых и синих тонов. Супрематические формы, взаимодействуя друг с другом, рождают ощущение космического вихря.
3. Конструкция прямолинейного движения. 1923
Картина открывает серию абстракций, обозначенных Кудряшовым в своих теоретических записях как «представление космического плана». Эти произведения, образно выражающие «безграничность космического мира», должны были, по мысли автора, продемонстрировать оригинальный способ «выхода из кризиса супрематизма».
К этому времени одни авангардисты уже совершенно отказались от станковой живописи ради архитектуры и дизайна, а другие предпочли вернуться к фигуративности. Своими «космическими» абстракциями Кудряшов стремился доказать жизнеспособность станковой картины и одновременно подчеркивал неизменное значение беспредметного искусства.
Свет, «растворяющий» супрематические формы, рассматривался теперь в качестве «генерального формулирующего начала» и накрепко увязывался с «большой глубинностью Рембрандта». В искусство авангарда возвращалась подвижная живописная среда, от которой, казалось, художники-новаторы отказались навсегда.
Большой цикл «Конструкций прямолинейного движения» состоит из нескольких изводов. Каждую картину сопровождали (предшествовали ей или, наоборот, следовали за ней) многочисленные рисунки и акварели. Эти работы в итоге оказались в музеях разных стран и впервые были собраны вместе на выставке в Третьяковской галерее.
Композиция картины строится по диагонали, фиксирующей направление светящихся траекторий движения невидимого объекта. Несколько пластических тем, накладываясь с помощью системы лессировок одна на другую, определяют пространственную многомерность живописи.
4. Конструкция прямолинейного движения. 1925
Это живописное полотно стало одной из вершин космистской серии Ивана Кудряшова, представленной на выставках Общества художников-станковистов (ОСТ) в 1925–1928 годы. Работа строится на диагональном движении двух светящихся составляющих единой абстрактной «конструкции».
Уцелевшие рисунки и акварели, связанные с картиной, показывают, как шло насыщение абстрактных форм светом. Первоначально композиция ассоциировалась для художника с темой «силовых движений» и отчасти с супрематизмом. Следующим этапом стало акцентирование зон распределения света и тени. Пространство картины строится с помощью сложной системы лессировок, создающих эффект свечения. Сложные отношения контрастных цветов придают картине особое напряжение.
В «результирующем» произведении, хранящемся в Нукусе, минималистическая тенденция доведена до «каллиграфического» росчерка — светящаяся линия безраздельно доминирует в пространстве.
«Свечение» было показано на второй выставке Общества художников-станковистов и подверглось жесткой критике за «отвлеченный формализм», но всегда оставалось одной из важнейших для Кудряшова. Известна фотография мастера в светелке-мастерской на фоне этого полотна.
5. Траектория полета Земли вокруг Солнца
Одновременно с «Конструкциями прямолинейного движения» Иван Кудряшов предложил новый вариант пространственной динамики. Его космические траектории стали закручиваться, искривляться. Наиболее законченный и совершенный живописный вариант, прослеживающий «криволинейную» траекторию полета Земли вокруг Солнца художник ассоциирует с фантастическим свечением, напоминающим краски Рембрандта. Сложное пространство картин великого голландца, построенное на свечениях, всегда оставалось для Кудряшова высоким образцом.
Тема получает объяснение и развитие в рисунках, которые хранятся в музее в Нукусе, доказывающих, как серьезно готовилась конструктивная основа композиции, предполагающая затем многочисленные лессировки.
6. Пространственная живопись
В конце периода выставок Общества художников-станковистов космические абстракции Кудряшова обретают почти сюрреалистическое звучание. Главные мотивы этого периода — пульсирующие световые сгустки. Их художник рассматривал как принципиально новую форму беспредметности — «живопись пространства». Поэтому особенно важно показать эти работы вместе — что впервые и сделано на выставке в Третьяковской галерее.
Скорее всего, именно произведение из Третьяковской галереи было представлено на 4-й выставке ОСТ в 1928 году. В собрании Третьяковской галереи хранится авторский экземпляр каталога выставки с карандашным наброском части похожей композиции.
7. Композиция. 1928
Один из основных (итоговых) образных мотивов космизма, рождающих ощущение вселенского катаклизма, — взрыв огромной мощности. Цветовое решение этого извода, представленного во многих вариантах, изменяется от сдержанно монохромного до активно цветового, подчеркнуто экспрессивного. В 1970-м в Париже после выставки в Галерее Жана Шовлена оказался один из самых эффектных, пылающих красным эскизов, отразивших это космическое видение художника.
К сожалению, главная картина этого извода, судя по всему, погибла в начале 1940-х. Правда, автор успел исполнить несколько живописных повторений, а потом долго развивал тему в акварельных эскизах.
8. Автопортрет
Запоминающийся образ художника-авангардиста — один из самых ярких в отечественном искусстве. Принципиальный беспредметник обращается к фигуративизму вынужденно, под влиянием внешнего давления, однако и здесь стремится продемонстрировать свое стремление к абстрактной организации холста. В уверенной, волевой компоновке, строгом цветовом решении и смысловых акцентах «Автопортрета» мастер остается аналитиком формы и пространства.
Более поздние (середины 1930-х годов) и сравнительно немногочисленные фигуративные композиции наглядно демонстрируют драматичные изменения творческого кредо художника. Так, в процессе последовавшей «перековки» в «правильного» реалиста на обороте «Автопортрета» была написана учебно-протокольная композиция с обнаженной натурщицей.
9. Летящий космонавт
В апреле 1962 года старик Кудряшов написал: «Замечательным событием в современном искусстве [стало] открытие аналитического и абстрактного искусства, которые наряду с реалистическим и социалистическим искусствами будут существовать вечно». Стоит ли удивляться, что уже в самых первых победах советской космической программы художник увидел подтверждение своей жизненной и художественной правоты. Его акварели с фигурой космонавта, рассекающей космическое пространство, можно считать не только собирательным образом, объединившим сразу несколько важнейших свершений космической эры, но и закономерным продолжением авангардистских «траекторий движения».
10. Композиция из серии «Космос» № 153
Поздние композиции, ставшие элементами обобщающей трехчастной картины, посвященной завоеванию космоса, наглядно демонстрируют верность художника логике абстрагирования. Конкретный образ в них стремительно превращается в абстрактную формулу. Серия в целом — произведение редкой образной силы и последний шедевр мастера.
Выставка «Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения» проходит в Новой Третьяковке до 22 августа 2021 года.