Девочка с персиками
Вера Саввична Мамонтова — старшая дочь Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых. Портрет Веры был написан летом 1887 года в столовой абрамцевского дома Мамонтовых. Серов так отзывался о нем: «Я сам ценю и, пожалуй, даже люблю его... Все, чего я добивался, — это свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я… больше месяца и замучил ее, бедную, до смерти. Уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров. Думал о Репине, о Чистякове, о стариках — поездка в Италию очень тогда сказалась, — но больше всего думал об этой свежести». В 1888 году за этот портрет художник был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств.
Девушка, освещенная солнцем
На портрете изображена Мария Яковлевна Симонович, в замужестве Львова, — двоюродная сестра Серова. По воспоминаниям Симонович, портрет писался в липовой аллее в Домотканове в течение трех летних месяцев: «Сеансы происходили по утрам и после обеда — по целым дням. Он изучал и писал лицо в утренние часы, при одном и том же освещении, а после обеда, когда освещение менялось, подготовлял рисунок аксессуаров: руки, одежду и пейзаж. <...> Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он — удачным писанием, а я — важностью своего назначения. <...> В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение. Я знала, что он выполнил ту задачу, которую себе назначил, больше сказать… ничего не мог <...> и потому со спокойной совестью сбежала... в Петербург…»
Портрет великого князя Павла Александровича
Великий князь Павел Александрович Романов — сын императора Александра II. В первом браке был женат на двоюродной племяннице, греческой принцессе Александре Георгиевне, дочери короля Греции Георга I. Его дети, Мария и Дмитрий, после смерти жены воспитывались в семье брата великого князя Сергея Александровича и его супруги великой княгини Елизаветы Фёдоровны. В 1902 году вступил в морганатический брак с Ольгой фон Пистолькорс, и только в 1915-м его жена и дети получили российский титул князей Палей. В конце января 1919 года Павел Александрович был расстрелян в Петропавловской крепости вместе с братьями великими князьями Дмитрием Константиновичем, Николаем Михайловичем и Георгием Михайловичем в ответ на убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта в Германии. Его сын Владимир Павлович Палей вместе с великой княгиней Елизаветой Фёдоровной был убит большевиками под Алапаевском 18 июля 1919 года.
Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой
Зинаида Николаевна Юсупова — княгиня, дочь Николая Борисовича Юсупова, последнего представителя рода князей Юсуповых по мужской линии, и графини Татьяны Александровны Рибопьер, принадлежала к одному из богатейших аристократических семейств России. Зинаида Николаевна была замужем за графом Феликсом Феликсовичем Сумароковым-Эльстоном, которому в 1885 году высочайшим указом было пожаловано право именоваться двойным титулом — князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном. После смерти старшего сына в 1908 году княгиня делала крупные пожертвования, вела большую благотворительную деятельность, особенно во время Первой мировой войны. В 1919-м эмигрировала с семьей на линкоре «Мальборо», присланном английским королем Георгом V. Жила с мужем в Риме, где возглавила центральный комитет по помощи беженцам из России, открыла бюро по поиску работы, бесплатную столовую, мастерскую по пошиву белья и давала возможность обучиться профессии. После смерти мужа переехала в Париж к сыну.
Художник написал три портрета представителей семьи Юсуповых в Архангельском, подмосковном имении Юсуповых. Знакомство Серова с Зинаидой Николаевной описано в письме к жене от 2 июня 1896 года: «1-го июня я отправился… в Архангельское <...> Княгиня пришла, славная княгиня, ее все хвалят очень, да и правда, в ней есть что-то тонкое, хорошее».
Художник написал три портрета представителей семьи Юсуповых в Архангельском, подмосковном имении Юсуповых. Знакомство Серова с Зинаидой Николаевной описано в письме к жене от 2 июня 1896 года: «1-го июня я отправился… в Архангельское <...> Княгиня пришла, славная княгиня, ее все хвалят очень, да и правда, в ней есть что-то тонкое, хорошее».
Мика Морозов
Мика Морозов — сын предпринимателя, мецената и коллекционера Михаила Абрамовича Морозова и Маргариты Кирилловны Морозовой. Мать Мики считала, что это произведение «передает не только Мику того времени; в нем Серов схватил основную черту его натуры, его необыкновенную живость, и оттого все находили этот портрет очень похожим и на взрослого Михаила».
По воспоминаниям Самуила Маршака, «несмотря на его большой рост, мы неизменно узнавали в нем того жадно и пристально вглядывающегося в окружающий мир ребенка, “Мику Морозова”».
Впоследствии Михаил Михайлович стал советским литературоведом, театроведом, педагогом, переводчиком, исследователем творчества Шекспира. Он получил хорошее домашнее образование, а затем обучался на филологическом факультете Московского университета, в Кембриджском и Оксфордском университетах. Профессор МГУ и ГИТИСа, он выступал с лекциями на английском языке по истории английской литературы в разных московских вузах. Член совета и президиума Всероссийского театрального общества, старший научный сотрудник Института истории искусств Академии наук СССР, Михаил Морозов многие годы являлся редактором советского англоязычного журнала «News».
Портрет Марии Николаевны Ермоловой
Мария Николаевна Ермолова — драматическая актриса Малого театра. С 1876 года была замужем за известным московским присяжным поверенным, юристом и адвокатом Николаем Петровичем Шубинским. Ермолова стала первой народной артисткой Советской Республики в 1920 году, а затем даже получила звание Героя Труда. С 1935 года ее имя носит Московский драматический театр, а в 1970 году в Москве был открыт Музей-квартира М.Н. Ермоловой.
Портрет Генриетты Леопольдовны Гиршман
Генриетта Леопольдовна Гиршман — жена известного московского коллекционера Владимира Осиповича Гиршмана. Игре на рояле училась в Дрездене и Москве, пела, занималась живописью у Осипа Браза, Александра Архипова и Константина Юона. Эмигрировала с мужем из Советской России после 1922 года. Жила в Париже, помогала в небольшом книжном магазине, владельцем которого был ее муж, в женской гимназии, в приюте для детей эмигрантов. Затем переехала в Нью-Йорк, где работала секретарем у дирижера Бостонского оркестра Кусевицкого, сотрудничала с одним из нью-йоркских музыкальных изданий.
По словам Игоря Грабаря, Валентин Серов находился под очарованием Генриетты Гиршман: «Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной».
Портрет Ивана Абрамовича Морозова
Иван Абрамович Морозов — предприниматель, благотворитель и коллекционер. Вместе со старшим братом Михаилом с девяти лет брал уроки рисунка и живописи у Николая Мартынова, Константина Коровина и Егора Хруслова. Иван Морозов занимал должность директора-распорядителя Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий, был соучредителем промышленных предприятий и банков. Занимался благотворительностью в области здравоохранения, образования и культуры. Был казначеем Московской консерватории, финансировал Русское филармоническое общество, «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже. После переезда из Твери в Москву в 1900-м в особняке на Пречистенке начал коллекционировать картины. С 1903 года собирал новейшую французскую живопись. После Октябрьской революции коллекции Ивана Морозова и Сергея Щукина стали основой Музея нового западного искусства, в дальнейшем были распределены между Государственным Эрмитажем и Пушкинским музеем. Произведения русских художников из коллекции Ивана Морозова поступили в Третьяковскую галерею.
Портрет Иды Рубинштейн
Ида Львовна Рубинштейн — актриса, танцовщица. Участвовала в «Русских сезонах» Сергея Дягилева, исполнив роль Клеопатры в одноименном балете и роль Зобеиды в балете «Шахерезада». Впоследствии организовала собственную театральную труппу, а затем и балетную антрепризу.
Портрет был задуман в 1909 году и исполнен летом 1910-го. По свидетельству Игоря Грабаря, «Серов видел Рубинштейн в Париже в роли Клеопатры, которую она танцевала почти обнаженной, и нашел в ней столько стихийного, подлинного Востока, сколько раньше не приходилось наблюдать ни у кого. Он был до такой степени увлечен ею, что решил во что бы то ни стало писать ее портрет. Серов находил, что Ида дает не фальшивый сладкий затасканный Восток банальных опер и балетов, а сам Египет и Ассирию, каким-то чудом воскресшие в этой необычайной женщине. “Монументальность есть в каждом движении — просто оживший архаический барельеф”, — говорил он с несвойственным ему воодушевлением. Ида позировала ему обнаженной, как некогда патрицианки позировали Тициану».
Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой
Ольга Константиновна Орлова — жена генерал-майора князя Владимира Николаевича Орлова, начальника Военно-походной канцелярии императора Николая II, затем помощника по гражданским делам наместника Кавказа. В 1919 году с семьей сына покинула Россию, в 1920-м развелась с мужем. Жила во Франции.