Фамилия
Биография художника, полная необыкновенных событий и приключений, овеяна множеством легенд и загадок. Одна из них связана с необычной фамилией мастера. Так, в дореволюционной монографии Александра Мантеля о Рерихе приводятся, вероятнее всего со слов самого художника, следующие сведения о его происхождении: «Род Рерихов — древний датско-норвежский род, появившийся в России после Петра I. Уже в глубокой древности указывается этот род в Дании, Зеландии, Ютландии и Англии, насчитывавший в себе несколько военачальников и епископов. Интересная деталь: в переводе с древнескандинавского значит Rich — “богатый”, и Rö или Ru — “слава”. Один из предков Н.К. Рериха был генералом Шведской службы во время войны с Петром I». При этом исследователи более позднего времени склоняются к тому, что предками художника по отцовской линии были ремесленники, бюргеры из прибалтийских немцев.
Юридический факультет
Со времен учебы в петербургской гимназии Карла Мая Рерих проявлял интерес к наукам (истории, археологии, географии) наравне с увлечением рисованием. Подобно другим известным художникам, чьи родители не поддержали желание сына посвятить жизнь искусству, Рерих поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета по воле своего отца, нотариуса столичного окружного суда. Однако юноша не оставил своих намерений развиваться в различных направлениях и параллельно учился в Императорской Академии художеств, а также посещал лекции на историко-филологическом факультете. Весной 1898 года он окончил университет, защитив зачетное сочинение на тему «Правовое положение художников в Древней Руси».
Художественное образование
О ранних художественных опытах мастера можно составить впечатление благодаря альбомам с его рисунками и набросками из собрания Третьяковской галереи. На небольших листах Рерих-гимназист изображал с натуры пейзажные виды, архитектуру, археологические предметы и птиц, а также создавал эскизы на исторические темы и портреты. В 1890 году на его работы обратил внимание скульптор Михаил Осипович Микешин, друг семьи Рерихов, который с этого времени начал давать уроки рисования талантливому юноше.
С 1893 года Рерих учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, где среди его преподавателей был выдающийся педагог Павел Петрович Чистяков, а главным «учителем жизни» на долгие годы стал Архип Иванович Куинджи. От последнего начинающий художник воспринял подход к созданию произведений, основанный на вдумчивом изучении, но не копировании природы, и выражении в картинах так называемого «внутреннего», то есть собственных чувств и мыслей.
В 1900–1901 годах выпускник академии продолжил обучение в Париже, у Фернана Кормона, который, по словам самого Рериха, был доволен результатами работы ученика и дал ему такое наставление: «У вас, в России, так много прекрасного и характерного, и ваш долг, русских художников, почувствовать и сохранить это».
С 1893 года Рерих учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, где среди его преподавателей был выдающийся педагог Павел Петрович Чистяков, а главным «учителем жизни» на долгие годы стал Архип Иванович Куинджи. От последнего начинающий художник воспринял подход к созданию произведений, основанный на вдумчивом изучении, но не копировании природы, и выражении в картинах так называемого «внутреннего», то есть собственных чувств и мыслей.
В 1900–1901 годах выпускник академии продолжил обучение в Париже, у Фернана Кормона, который, по словам самого Рериха, был доволен результатами работы ученика и дал ему такое наставление: «У вас, в России, так много прекрасного и характерного, и ваш долг, русских художников, почувствовать и сохранить это».
«Гонец. “Восста род на род”»
Картина с этим названием была дипломной работой Рериха по итогам обучения в Академии художеств. Произведение стало первой и единственной работой мастера, приобретенной Павлом Михайловичем Третьяковым за год до смерти коллекционера.
В этом полотне ощущается влияние Куинджи: в изображении ночного пейзажа, в том, как вспыхивает на темном небе серп луны. Сам Рерих отмечал «диссонанс спокойствия природы с целью поездки» героев в своей картине.
Одно из авторских названий картины — «Славяне и варяги (Новгородские мотивы времени начала Руси: I. Городище. Гонец: Восстал род на род)». По замыслу Рериха, она должна была открывать серию из 12 полотен на темы, связанные со славянской историей, но впоследствии большинство из этих работ так и не были воплощены.
Вскоре после создания дипломной картины при содействии Владимира Васильевича Стасова Рерих был представлен Льву Николаевичу Толстому, который, получив репродукцию этой работы, дал напутствие молодому художнику: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований: надо рулить всегда выше — жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет».
В этом полотне ощущается влияние Куинджи: в изображении ночного пейзажа, в том, как вспыхивает на темном небе серп луны. Сам Рерих отмечал «диссонанс спокойствия природы с целью поездки» героев в своей картине.
Одно из авторских названий картины — «Славяне и варяги (Новгородские мотивы времени начала Руси: I. Городище. Гонец: Восстал род на род)». По замыслу Рериха, она должна была открывать серию из 12 полотен на темы, связанные со славянской историей, но впоследствии большинство из этих работ так и не были воплощены.
Вскоре после создания дипломной картины при содействии Владимира Васильевича Стасова Рерих был представлен Льву Николаевичу Толстому, который, получив репродукцию этой работы, дал напутствие молодому художнику: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований: надо рулить всегда выше — жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет».
Рерих-археолог
В возрасте девяти лет Рерих впервые наблюдал за проведением раскопок в районе Извары, усадьбы его семьи недалеко от Гатчины. Одним из его главных наставников в этой науке был сотрудник Императорской археологической комиссии Александр Андреевич Спицын. В 1890–1910-е он участвовал во множестве археологических разведок и раскопок городищ, стоянки каменного века, курганов и других погребений в Европейской части России (Санкт-Петербургской, Новгородской, Псковской, Смоленской, Тверской и т. д.). Результаты он представлял на научных конференциях, в статьях и курсе лекций на тему «Художественная техника в применении к археологии» (1898–1899). В дальнейшем он проводил раскопки в Санта-Фе в США (1921) и в ходе Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928). Как ученого Рериха интересовали проблемы переселения народов древности и поиски общих истоков разных культур мира. Как художник он не только делал подробные, в том числе цветные зарисовки во время раскопок, но и реконструировал прошлое в своих картинах, опираясь на данные археологических открытий.
Рерих-публицист
При жизни Рериха были изданы 14 книг его сочинений и сотни статей об искусстве, археологии, а также заметки из путешествий. Его первые публикации — очерки об охоте в специализированных журналах и газетах — относятся к концу 1880-х — началу 1890-х годов. В дальнейшем Рерих высказывался в печати по поводу волновавших его вопросов, не оставаясь в стороне от различных проблем культуры, науки и политической жизни своего времени. Немаловажно, что к большинству его картин сохранились авторские комментарии. На разных языках публиковались его подробные экспедиционные дневники, воспоминания о встречах с деятелями искусства и влиятельными людьми из разных стран, размышления на философские темы. До сих пор по всему миру выходят переиздания его многочисленных трудов.
Семья
Летом 1899 года в имении археолога князя Павла Арсеньевича Путятина в Бологом Рерих познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой (1879–1955). Эта встреча определила дальнейшую судьбу обоих. Елена Ивановна происходила из дворянского рода, по материнской линии приходилась правнучкой Михаилу Ивановичу Кутузову и двоюродной племянницей Модесту Петровичу Мусоргскому. Родные невесты Рериха сначала были против ее решения связать жизнь с начинающим, еще не известным художником. Несмотря на это, 28 октября 1901 года состоялось венчание в церкви Святой Екатерины при Академии художеств в Санкт-Петербурге. В следующем году у четы Рерихов родился сын Юрий (1902–1960), обладавший выдающимися способностями к изучению языков и ставший крупным ученым-востоковедом. Затем появился на свет сын Святослав (1904–1993), пошедший по стопам отца и состоявшийся как художник, автор портретов и гималайских пейзажей. Рерихи были образцом сплоченной, крепкой семьи, в которой царили понимание и взаимная поддержка. Они были неразлучны во время многочисленных переездов и экспедиций, и их объединяла высокая цель созидания во имя культуры и общего блага.
Директор школы
Благодаря незаурядным организаторским способностям Рериха и дару общения с людьми стремительно развивалась его карьера в Императорском обществе поощрения художеств (ИОПХ). В 1898 году он начал работать помощником секретаря общества, а вскоре был назначен помощником директора музея при ИОПХ. В 1901 году стал секретарем общества, а уже в 1906 году, в возрасте 31 года, Рерих был избран директором рисовальной школы при ИОПХ. При его непосредственном участии в здании общества были проведены крупные выставки: В.В. Верещагина, Патриотическая (обе 1904). Во время его руководства в школе ИОПХ учились: Г.И. Нарбут, М.З. Шагал, И.Д. Шадр, А.В. Щекатихина-Потоцкая и другие, появилась иконописная мастерская (1909), а сам Рерих вел в школе класс композиции. Его работа на этом поприще прервалась после Февральской революции, когда Рерих, выехав на лечение в Финляндию, оказался отрезан от дел школы и в целом от происходящих в Петрограде событий.
Во главе «Мира искусства»
В 1900-е произведения Рериха экспонировались на крупнейших российских и международных выставках. С 1903 по 1910 год он был членом «Союза русских художников», а с 1902-го участвовал в проектах «Мира искусства». С представителями последнего его объединяла любовь к ушедшим эпохам, идеи просвещения, но все же Рерих в тот момент не входил в ядро «Мира искусства». В 1904 году это объединение прекратило свое существование, и его деятельность возобновилась лишь в 1910-м. Тогда было решено, что его возглавит именно Рерих, к тому времени зарекомендовавший себя как успешный руководитель школы ИОПХ. Пост председателя «Мира искусства» мастер покинул в 1913 году, объяснив свое решение занятостью творческой и организационной работой. За время его руководства на выставках этого объединения были впервые показаны работы молодых художников Кузьмы Петрова-Водкина (тогда же вступившего в члены «Мира искусства»), Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Мартироса Сарьяна и других.
Половецкий стан
В разные годы Рерих оформил множество постановок в крупнейших театрах России и мира. Он неоднократно сотрудничал с Сергеем Дягилевым, для антрепризы которого создал эскизы декораций и костюмов к опере Бородина «Князь Игорь». И хотя художник подготовил эскизы для всех действий, на сцене парижского театра Шатле в 1909 году был представлен только вокально-хореографический номер «Половецкие пляски» из второго акта. Постановка была встречена публикой и критиками с восторгом, и к 1920 году была показана не менее 500 раз. Первоначальный эскиз «Половецкого стана» находится в собрании Третьяковской галереи, а всего Рерих выполнил более десяти его вариантов для различных постановок в 1909, 1914, 1919 и 1943 годах.
Мастер гор
Всего за свою жизнь Рерих создал около 5000 произведений, и среди них около 1000 горных пейзажей. Как правило, это небольшие работы одного размера, выполненные темперой на рыхлом картоне в 1920–1940-е. Впервые Рерих увидел Гималайские горы в 1924 году, во время Центрально-Азиатской экспедиции, в ходе которой создал с натуры ряд этюдов и картин. На этих произведениях заснеженные пики Гималаев и Каракорума показаны с разных точек зрения, во все времена года и суток. Позже художник постоянно обращался к горным мотивам, работая по памяти и фотографиям. В его картинах в точности переданы особенности рельефа и повышенная интенсивность цветов, присущая высокогорной местности с предельно разреженным воздухом. Священные Гималаи, или на санскрите Химават, как Рерих называл их в своих литературных сочинениях, интересовали мастера не только как натурный мотив, но также из-за связанных с ними легенд, особенно о заповедной стране Шамбале.
Экспедиции
К числу важнейших научно-художественных предприятий Рериха относится Центрально-Азиатская экспедиция 1924–1928 годов, которую возглавлял художник. В ходе нее Рерих вместе с женой и сыном Юрием объездил Индию, Китай, Тибет, Монголию, побывал в СССР (в Москве, на Алтае и в Бурятии). Во время поездки на долю ее участников выпали тяжелейшие испытания: задержание властями Хотана на несколько месяцев, отказ в посещении Лхасы и обратный путь по труднодоступной местности. Результатом экспедиции стали не только многочисленные картины мастера, но и артефакты, пополнившие коллекцию Музея Рериха в Нью-Йорке, а также публикация дневников Рериха «Алтай — Гималаи» и его сына Юрия. Вскоре после окончания путешествия Рерихи основали Гималайский институт научных исследований «Урусвати» (название переводится с санскрита как «Свет утренней звезды»), главным приоритетом для которого стало междисциплинарное изучение природы и культуры Гималаев и их окрестностей. В рамках работы института в 1930-е годы Рерихи провели ряд этнографических и ботанических экспедиций. Среди них самая значительная — Маньчжурская экспедиция 1934–1935 годов, основной целью которой был сбор семян засухоустойчивых растений для их культивации в США.
Пакт Рериха
Проблемы охраны памятников культуры занимали Рериха еще со времени его путешествия по древним русским городам 1903 года, а затем в период потрясений Первой мировой войны, когда от обстрелов и бомбардировок германской армии пострадали старейшие города Франции и Бельгии.
Планомерная работа художника над созданием Договора по охране ценностей культуры во время военных действий началась сразу после завершения Центрально-Азиатской экспедиции в 1928 году. На основе плана Рериха проект документа создал доктор международного права и политических наук Парижского университета Георгий Гаврилович Шклявер. В связи с этим проектом в 1929-м художник выдвигался на Нобелевскую премию мира. В поддержку пакта выступили многие мировые знаменитости: Альберт Эйнштейн, Рабиндранат Тагор, Чарли Чаплин и другие, а в 1931–1933 годах в Брюгге состоялись три международные конференции.
Положения пакта, несомненно, были учтены при подготовке Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Планомерная работа художника над созданием Договора по охране ценностей культуры во время военных действий началась сразу после завершения Центрально-Азиатской экспедиции в 1928 году. На основе плана Рериха проект документа создал доктор международного права и политических наук Парижского университета Георгий Гаврилович Шклявер. В связи с этим проектом в 1929-м художник выдвигался на Нобелевскую премию мира. В поддержку пакта выступили многие мировые знаменитости: Альберт Эйнштейн, Рабиндранат Тагор, Чарли Чаплин и другие, а в 1931–1933 годах в Брюгге состоялись три международные конференции.
Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)» был подписан в Белом доме в Вашингтоне, США, представителями 21 американской республики 15 апреля 1935 года. Отличительным знаком для объектов охраны (музеев, библиотек, храмов, университетов) было выбрано предложенное Рерихом Знамя Мира. «Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры», — пояснял Рерих.
Музеи Рериха
В 1920–1930-е был создан ряд общественных организаций и музеев, которым принадлежала важная роль в деле популяризации творчества художника и продвижения Пакта Рериха: в Нью-Йорке, Париже, Риге, Монтевидео, Аллахабаде и т. д. Среди них главным и первым по времени создания был Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Сначала в этом городе в 1921 году по инициативе художника был открыт Институт объединенных искусств, затем зарегистрирован международный художественный центр Corona Mundi («Венец мира»), основанный для осуществления выставочной деятельности, сотрудничества деятелей науки и искусства разных стран. Затем в 1929 году Музей Рериха переехал в небоскреб Мастер-билдинг на Манхэттене. Там разместилась коллекция картин художника, предметы, собранные в ходе Центрально-Азиатской экспедиции, работали библиотека, театр, проводились лекции и концерты, велась издательская деятельность. По разным причинам, в основном финансового характера, с 1935-го музей фактически не работал, и история существующего сегодня Музея Рериха в Нью-Йорке отсчитывается с 1948 года. Помимо него, в настоящее время продолжают работать множество рериховских музеев и обществ по всему миру: в Санкт-Петербурге, Новосибирске, на Алтае, в Одессе, Улан-Баторе, несколько учреждений в Индии и др.
Кончина
Незадолго до смерти Рерих изъявил желание вернуться на родину и уже готовился к переезду из Индии, которая, к слову, в 1947 году обрела независимость. Отказ в визе уже не застал его в живых и пришел спустя несколько дней после смерти художника. Рерих умер от остановки сердца 13 декабря 1947 года в своем доме в долине Кулу. Он работал почти до конца своих дней, и его последним произведением считается вариант картины 1929 года «Приказ Учителя» («Завет Учителя») (1947, ГМВ). По его завещанию прах был развеян с вершины горы. Из семьи Рерихов в СССР вернулся только старший сын Юрий Николаевич, приехавший в Москву в 1957 году и проработавший в Институте востоковедения Академии наук СССР в течение двух с половиной лет вплоть до своей смерти.