Семья
Валентин Серов родился в Санкт-Петербурге 7 (19) января 1865 года в семье Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой. Отец художника был известным композитором и музыкальным критиком. Он скончался, когда сыну не было и пяти лет. Мать была одной из прогрессивных женщин своего века: народница, феминистка, сторонница демократических идей, она стала первой в России женщиной-композитором. С Валентины Серовой Илья Репин написал свою царевну Софью, увидев в ней сильную, волевую натуру. В детстве родители звали Валентина Серова Валентошей, Тошей и даже Тоней. Повзрослевшего Серова друзья и знакомые называли Антоном.
Вагнер
Серовы дружили со многими выдающимися людьми своего времени, в доме бывали знаменитые художники, писатели, музыканты: Тургенев, Ге, Островский, Репин, Антакольский, Стасов. Александр Серов был дружен даже с Рихардом Вагнером. В 1868 году Серовы посещали Вагнера в Люцерне на вилле, которую для композитора снимал король Людвиг II. Мать художника вспоминала забавный случай, когда по дороге к композитору родители потеряли сына: маленький Тоша отвлекся на местных осликов, родители нашли его сидящим на одном из животных, которые в изобилии паслись в альпийских лугах. Серов, обладавший феноменальной памятью, запомнил и великого композитора, и его дочь, с которой он играл.
Коммуна
С 5 до 6 лет юный Серов жил в коммуне — «земледельческой интеллигентской колонии», основанной Натальей Николаевной Друцкой-Соколинской, подругой матери художника. Валентина Семёновна Серова после смерти мужа отправилась постигать музыкальную науку в Мюнхен к известному дирижеру Герману Леви. Быт смоленской коммуны был устроен по образцу, описанному Чернышевским. Мужчины и женщины ходили в одинаковой одежде, ели грубую пищу, дети приобщались к труду — за плохо помытую посуду наказывали. Маленький Серов невзлюбил свою попечительницу — однажды она в воспитательных целях порвала его рисунок с лошадкой. Спустя 40 лет он вспоминал этот случай с большим огорчением. Однако именно в Никольском Серов начал рисовать — Друцкая первой заметила талант у ребенка и обратила на него внимание матери.
Репин
Серову с самого начала повезло с учителями. Его первым преподавателем рисунка и живописи стал немецкий художник Карл Кёппинг — после года пребывания в смоленской коммуне Валентина привезли к матери в Мюнхен, где он прожил в течение двух лет. Вторым же преподавателем Серова стал сам Илья Репин: мать и сын приехали в Париж, где Репин отбывал пенсионерскую поездку после окончания Академии художеств. Впоследствии Серов продолжил посещать мастерскую Репина уже в Москве и некоторое время даже жил в его семье. Дружба связывала двух больших художников долгие годы. Как вспоминала мать Валентина Серова, он сохранил к Репину «родственные отношения до самой могилы». Хотя постепенно отношения двух гениев омрачились взаимными обидами.
Мамонтовы
Теплые семейные отношения сложились у Серова и с семейством Мамонтовых. В усадьбу Абрамцево Серов попал в 10 лет, легко влившись в многочисленную радушную семью, жившую «с чисто русским широким размахом». Особенно же Серов привязался к Елизавете Григорьевне Мамонтовой, которую считал второй матерью. Близко сошелся Серов и с детьми Мамонтовых. «До своей женитьбы, до семейного собственного очага, Тоша искал уюта, теплоты в чужих семьях, отогревался у чужих очагов. Я не могла ему создать постоянной семейной обстановки», — писала мать художника. Серов неоднократно гостил у Мамонтовых в Абрамцеве, среди всех портретов семейства самым ярким стал портрет Веруши Мамонтовой — знаменитой «Девочки с персиками».
Академия художеств
Серов поступил в Академию художеств, когда ему не исполнилось и 16 лет. Поступлению в академию предшествовала поездка с Репиным по местам, связанным с Запорожской Сечью. Репин собирал материал для своей картины, часто художники работали вместе над одними сюжетами. Написал Серов и портрет горбуна, одного из главных персонажей репинского «Крестного хода в Куршской губернии» — да так, что поразил учителя. Поездка стала своеобразной подготовкой к поступлению. В академии Серов учился у Павла Чистякова, а его однокурсником был Михаил Врубель, с которым Серов дружил и поддерживал отношения до самой смерти. Дочь Серова Ольга описала забавный случай из студенческой жизни отца. Когда один из профессоров высказал сомнение, что Серов обладает идеальным видением цвета, Павел Чистяков предложил устроить опыт: «заставить Серова положить на чистый холст одно пятно цвета определенной точки на теле. Опыт был произведен в присутствии спорившего профессора. Серов выполнил задачу так, что споривший признал выполнение безукоризненным». В итоге Серов академию бросил, не выдержав рутины.
Симоновичи
Большое значение в жизни Серова занимала и семья Симоновичей. Тетка художника, сестра его матери Аделаида Семёновна была замужем за врачом-педиатром Яковом Мироновичем Симоновичем. «Оба супруга были яркими представителями 60-х годов», — вспоминала мать художника. Страстные энтузиасты просвещения и педагогики, Симоновичи были основателями первого в России детского сада, публиковали труды по воспитанию детей. В «трудовой салон» на Кирочной улице в Петербурге, где проживало семейство, стремились по субботам и однокурсники Серова по Академии художеств — Михаил Врубель и Владимир Дервиз. У Симоновичей Серов познакомился с будущей женой — Ольгой Трубниковой, воспитанницей семьи, которую Симоновичи приняли после смерти матери, пациентки доктора Симоновича, от чахотки.
Ольга Серова
«С такого лица только ангелов писать» — так сказал Павел Чистяков об Ольге Трубниковой, когда Серов познакомил учителя с невестой. Уже в 19 лет Ольга и Валентин признались друг другу в любви, но поженились лишь через 5 лет. Свадьбе предшествовал многолетний роман в письмах — влюбленные подолгу жили в разных городах, лишь изредка встречаясь. Серов оказался идеальным мужем и отцом. А Ольга Серова стала идеальной матерью шестерых детей. «Мама была человеком удивительной душевной чистоты и непосредственности, — вспоминала дочь Серовых Ольга. — В ней до самой старости сохранилось что-то девичье, юное». Серов создал 12 портретов жены, самый известный из которых — «Летом» — был написан в Домотканове. Супруги прожили душа в душу 22 года.
Домотканово
Имение друга и родственника Серова Владимира фон Дервиза с уютным названием Домотканово стало одной из важных «точек перемещения» художника. Серов любил эту тверскую усадьбу как родной дом и бывал там с 1886 года постоянно до самой смерти. Здесь было написано огромное количество знаменитых картин: «Баба в телеге», «Баба с лошадью», «Пруд», «Русалка» и, главное, «Девушка, освещенная солнцем». Солнечную девушку Серов писал с двоюродной сестры Марии Яковлевны Симонович в течение трех месяцев, каждый день с утра и после обеда. В начале четвертого месяца терпеливая модель все-таки сбежала от художника в Петербург, потому что поняла, что он «выполнил ту задачу, которую себе назначил». Незадолго до своей кончины в разговоре с Игорем Грабарем Серов обмолвился: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся».
Передвижники
Серов рос в окружении передвижников. Одним из его первых учителей был флагман товарищества Илья Репин. В мамонтовской усадьбе Абрамцево, где Серов провел детские годы, он общался с ведущими передвижниками, которые были его наставниками не только в мастерстве, но и в формировании мировоззрения и вкуса. Его мать, ее родные и друзья, шестидесятники XIX века, были сторонниками демократических идей, как и многие ведущие передвижники. Скромные серовские пейзажи с изображением простых сцен крестьянского быта были созвучны интересу передвижников к народной жизни. Серов вступил в товарищество в 1894 году, до этого несколько лет участвуя в передвижных выставках в качестве экспонента. Однако уже в 1900 году он выходит из товарищества. Не только из-за консерватизма и распрей, раздиравших товарищество изнутри, но из-за устаревшего художественного языка «старших товарищей», не приемлющих новейших течений.
Царская семья
Впервые Серов получил заказ на изображение царской семьи в 1892 году от харьковского дворянства. Групповой портрет был заказан в честь чудесного избавления монархов после страшной катастрофы на железной дороге близ харьковских Борков. Несколько этюдов членов царского семейства художник писал с натуры. Однако Александр III устроил «царские смотрины» для художника лишь однажды, позволив увидеть себя художнику с лестницы дворца. Серова пригласили писать царское семейство во время коронации следующего монарха — акварель «Миропомазание Николая II в Успенском соборе» вошла в Коронационный альбом. Серов выполнил несколько портретов членов царской семьи, что способствовало укреплению его профессиональной репутации. Однако сотрудничество было прервано в 1900 году, когда Серов писал очередной портрет Николая II. Царица Александра Фёдоровна сделал художнику замечание по поводу «погрешности в рисунке лица». Серов заметил царице, «полагаю, что все же умею писать лица». Закончив сеанс, Серов отказался завершать портрет. Сергей Дягилев пытался примирить художника с монархами, однако получил решительный отказ: «В этом доме я больше не работаю».
Любовь к животным
«Его привязанность к животным была баснословна, он забывал все, готов был бросить всех, чтобы удовлетворить свою страсть — побыть в излюбленном обществе животных», — вспоминала Валентина Серова. Особенно художник обожал лошадей. «Гуляя вместе и катаясь верхом, мы всегда предавались мечтам, и главной мечтой Серова было откопать где-нибудь клад и завести всевозможных лошадей, и английских, и арабских, ездить на этих лошадях и, главное, их рисовать», — писал Сергей Саввич Мамонтов, старший из детей семьи. В юношеские годы Серов был смелым наездником. Неудивительно, что во многих его портретах животные играют не меньшую роль, чем люди, — оставляя тайный комментарий к характерам моделей. Пятнадцать лет Серов работал над иллюстрациями к басням Крылова. В Домотканове он досконально изучил природную среду: объезжал округу, где обитали волки, выискивал по окрестностям тощую коровенку, а для басни «Ворона и лисица» забрался на громадную ель, чтобы сделать оттуда зарисовки «с высоты птичьего полета».
Дягилев и «Мир искусства»
Серов познакомился с отцом-основателем объединения «Мир искусства» Сергеем Дягилевым в 1897 году и почти сразу попал под обаяние этого «крестоносца красоты». «Сергей Павлович — человек с глазом. Второго такого не сыщешь… — говорил про него Серов. — Подумать, сколько наворотил этот человек и сколько в нем самом наворочено. Много в нем хорошего, а еще больше плохого, отвратительного. Более чем кого бы то ни было я ненавижу его и, представьте, люблю!». К сближению с мирискусниками Серова подтолкнул поиск единомышленников в его интересе к новому искусству – он стал членом объединения в 1900 году. Серов пользовался огромным авторитетом среди новых товарищей, безмерно уважавших его. Когда журнал «Мир искусства» лишился финансовой поддержки, Серов обратился к Николаю II, который выделил на содержание журнала немалую сумму. Когда дягилевские балеты подверглись критической атаке в прессе, Серов написал публичное письмо в их защиту.
Принципиальность
Серов — один из немногих художников, проявивших принципиальность в «трудных вопросах» русской жизни начала XX века. «Его невероятная правдивость и беспощадная требовательность к себе невольно заставляли каждого в его присутствии как бы оглядываться на себя», — вспоминала дочь художника. Став свидетелем расстрела демонстрантов в Кровавое воскресенье 1905 года, Серов подал в отставку из Академии художеств в знак протеста. Президентом Академии был великий князь Владимир Александрович, который отдал приказ стрелять в безоружных людей. Уволился Серов и протестуя против несправедливого отказа в посещении Училища живописи, ваяния и зодчества талантливого скульптора Анны Голубкиной из-за ее революционной деятельности. Многих поразил и отказ Серова писать портреты монархов после несправедливого упрека, брошенного императрицей.
Третьяковская галерея
С 1899 по 1911 год Серов был членом Совета Третьяковской галереи, созданного после смерти Павла Михайловича Третьякова. Как вспоминал главный хранитель музея Николай Андреевич Мудрогель: «В совете Серов, Остроухов и Боткина постоянно отстаивали покупку картин у молодых художников — Врубеля, Александра Бенуа, Лансере, братьев Коровиных, Архипова, Малютина, Кустодиева, Рериха, Сомова. А их ярым противником был Цветков — друг Маковского. Иногда Цветков жаловался городской думе, что совет покупает "уродливые вещи" и платит большие деньги. В думе были единомышленники Цветкова, мало понимающие в искусстве. Начинались разговоры, недовольство. Серов и Остроухов решительно защищали молодых. А.П.Боткина [дочь П.М.Третьякова] соглашалась с ними, и картины покупались вопреки мнению Цветкова и части гласных думы».