13 мая 2025

Музейный маршрут. 7 шедевров Карла Брюллова

Карл Брюллов проявил себя как невероятно разносторонний мастер — блестящий портретист, мастер исторической картины и жанровых сцен, профессор Академии художеств, воспитавший целое поколение художников. Искусство «великого Карла», как называли его современники за блестящее мастерство, оказало значительное влияние на развитие всей русской художественной школы XIX века. Рассказываем о 7 шедеврах Брюллова, которые можно увидеть на его масштабной выставке «Рим — Москва — Петербург» с 10 июня 2025 до 18 января 2026 года в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1827-1828. Холст, масло, итальянский карандаш.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1827-1828. Холст, масло, итальянский карандаш.

Эскизы и наброски из собрания Третьяковской галереи к монументальному полотну «Последний день Помпеи» (1827–1833) отражают долгие поиски Карла Брюллова в композиционном расположении фигур, пластике образов, колористическом решении и ракурса. Эскиз, выполненный в 1827–1828 годах, относится к подготовительному этапу работы над картиной.

Замысел картины «Последний день Помпеи» возник у художника в 1827 году после посещения древнеримского города, уничтоженного в 79 году н. э. Руины античного полиса, погребенного под слоем пепла вулкана Везувия, произвели большое впечатление на художника.

Действие картины разворачивается на некрополе — Дороге гробниц, охваченной разрушением, дымом и вспышками молний, символизирующими беспощадную стихию. Воплощая романтический сюжет в рамках академической традиции, Брюллов использовал письма современника катастрофы — Плиния Младшего. Описанная им сцена спасения сыном матери представлена на эскизе слева. Для достижения исторической достоверности художник изучал археологические материалы: архитектуру города, предметы быта и ювелирного искусства. Во время раскопок были обнаружены останки людей, обнявшихся в момент катастрофы. Брюллов запечатлел этот сюжет в композиции с упавшей женщиной с ребенком на руках. Основная идея произведения заключается в том, что, несмотря на страх перед неизбежной гибелью, сохраняются лучшие человеческие качества: взаимопомощь, сострадание и любовь.

Е.Ч.

Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло.
Карл Брюллов. Всадница. 1832. Холст, масло.

Карл Брюллов написал парадный портрет «Всадница» по заказу своей музы и покровительницы — графини Юлии Самойловой. Об этом свидетельствует надпись «Samoylo» на ошейнике пробегающей собаки справа. Долгое время установить личность изображенных девочек не удавалось, пока не была обнаружена записка Брюллова с указанием названия картины — «Жованин на лошади». Художник запечатлел в этом сложном по композиции портрете юных воспитанниц графини — Джованнину и Амацилию.

Центральная фигура картины — всадница — изображена в движении: разгоряченный конь встает на дыбы, однако ее лицо остается спокойным, а поза грациозной и изящной. Маленькая Амацилия с восхищением наблюдает, как всадница подъезжает к открытой террасе итальянской виллы. Брюллов создает характерную для романтизма атмосферу — взволнованную, театральную и наполненную возвышенной красотой.

Высокий социальный статус девочек подчеркивает не только одежда — развевающиеся сияющие шелковые платья, но и окружающие их животные редких пород. Графиня Юлия Самойлова выписывала из России лошадей элитных пород, удивляя искушенных итальянских гостей. Миниатюрная борзая, сопровождающая девочку, была традиционным атрибутом портретов членов аристократических семей. Наличие собак также указывает на увлечение их хозяев охотой.

Несмотря на внешние различия воспитанниц, их эмоциональность и темперамент, Карлу Брюллову удалось передать гармонию композиции и индивидуальность каждой девочки.

Е.Ч.

Карл Брюллов. У Богородицкого дуба. 1833. Холст, масло.
Карл Брюллов. У Богородицкого дуба. 1833. Холст, масло.

В картине Карл Брюллов обращается к итальянскому обычаю подношения женщинами цветов чудотворному образу Девы Марии. Композиционным центром полотна является многовековой дуб с мощным стволом, чья крона, увитая виноградной лозой, образует форму купола, что придает сакральности изображенной сцене. Примечательно, что вековое дерево выступает не просто фоном, но активным участником действия, приобретая черты романтического символа. В специально вырубленной нише помещена икона Мадонны, к которой крестьянка возлагает скромные полевые цветы. Сцена дополнена фигурой задремавшего на корнях монаха и группой паломников на заднем плане.

Это произведение из собрания ученика Брюллова Михаила Ивановича Железнова отражает особое отношение художника к Италии как земле обетованной. Брюллов демонстрирует здесь характерный для своего итальянского периода интерес к этнографической точности, стремясь запечатлеть специфический колорит местности. Особое внимание уделено светотеневому решению. Игра световых бликов, проникающих сквозь листву и оживляющих лицо главной героини и фактуру каменной мостовой, демонстрирует виртуозное владение техникой.

Этот сюжет занимал Брюллова длительное время: еще в 1831 году он создал одноименную акварель (ныне утраченную). Картина относится к циклу итальянских жанровых сцен, где Брюллов поэтизирует местную повседневную жизнь. Работа создана перед отъездом художника из Италии и демонстрирует зрелое мастерство автора «Последнего дня Помпеи», синтезируя этнографическую наблюдательность с романтической возвышенностью.

Ю.М.

Карл Брюллов. Портрет Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной. 1834. Холст, масло.
Карл Брюллов. Портрет Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной. 1834. Холст, масло.

Картина была создана Брюлловым во время его пребывания в Риме, где в качестве фона художник изобразил живописный сад виллы Боргезе. Изображенная Ольга Ивановна Орлова-Давыдова была женой внука младшего из пяти знаменитых братьев Орловых, сподвижников Екатерины II, — Владимира Петровича Давыдова, принявшего титул графа Орлова-Давыдова. Заказчиком полотна выступил муж Ольги Ивановны.

Мы видим, что на полотне Ольга Ивановна держит на руках дочь. Однако замысел картины изначально был другим: на полотне должно было быть изображено все семейство Орловых-Давыдовых. Слева от матери с дочерью должен был предстать на лошади отец семейства. Сохранилось живописное свидетельство о первоначальном замысле художника. Это акварель художника Николая Ефимовича Ефимова «Кабинет В.П. Давыдова с семейным портретом работы К.П. Брюллова в доме Давыдовых в Риме», на которой виден недописанный фрагмент.

Несмотря на почти завершенное состояние, мастер оставил полотно неоконченным. В процессе бытования произведение подверглось значительным изменениям: по всей видимости, по воле владельцев была переписана левая часть холста с изображением графа. Последующая доработка картины была осуществлена немецким живописцем Конрадом Дорнером, который убрал изображение руки графа, лежавшей на балконных перилах. Эти факты были подтверждены в ходе технико-технологического исследования произведения. Картина попала к заказчикам лишь после смерти Брюллова и хранилась в подмосковном имении Орловых-Давыдовых Отрада.

Ю.М.

Карл Брюллов. Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. 1839–1843. Холст, масло.
Карл Брюллов. Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. 1839–1843. Холст, масло.

«Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» еще одно масштабное полотно Карла Брюллова на исторический сюжет.

После чествования Брюллова в Академии художеств в 1836 году, где он получил звание профессора II степени и возможность руководить историческим классом, художник встретился с Николаем I. У императора он получил позволение написать «Осаду Пскова» вместо первоначально предложенного сюжета «Взятие Казани». В сопровождении археолога Фёдора Солнцева художник отправился в Псков на неделю, чтобы осмотреть место битвы, произошедшей в годы Ливонской войны (1558–1583).

Для достоверности произведения Карл Брюллов проанализировал «Историю государства Российского» Николая Карамзина и сочинение «Об осаде Пскова в 1581 году» митрополита Евгения (Болховитинова). Как и при работе над «Последним днем Помпеи», художник обратился к археологическим находкам и музейным коллекциям Москвы и Санкт-Петербурга: народным костюмам и снаряжению войск.

На картине изображена оборона кремля псковичами от войск Речи Посполитой. Однако центральное место на картине занимают священнослужители с иконами и хоругвями. Брюллов интерпретирует патриотический сюжет согласно летописной традиции, подчеркивая чудесное спасение города, религиозное воодушевление и единение народа.

Полотно, над которым Брюллов работал восемь лет, так и осталось незавершенным. На обороте художник указал дату окончания работы: «11. Iюля 1843 одинадцатово.». В этом же году он приступил к росписи Исаакиевского собора.

Е.Ч.

Карл Брюллов. Портрет детей Волконских с арапом. 1843. Холст, масло.
Карл Брюллов. Портрет детей Волконских с арапом. 1843. Холст, масло.

В творчестве выдающегося русского художника Карла Брюллова значительное место занимает портретная живопись. Особый интерес представляют его детские образы, отмеченные особым психологизмом, сочетающимся с удивительной для юного возраста героинь парадностью.

«Портрет детей Волконских с арапом» выполнен в рамках академической традиции. Это выражается в строгой композиции, гармоничном колорите и изысканности цветовой палитры.

На парадном портрете изображены дочери князей-гофмейстеров Волконских, две кузины: старшая — Елизавета Григорьевна и младшая — Софья Дмитриевна. Кузины в придворных платьях, стилизованных под русский костюм, позируют на террасе. Елизавета, стоя у ажурной ограды, демонстрирует уверенность и грацию, тогда как маленькая Софья, сидя на леопардовой шкуре, с трудом удерживает равновесие, обнимая спаниеля. За происходящим наблюдает темнокожий слуга в экзотическом наряде.

В композиции множество эффектных деталей: роскошные платья юных девушек, стилизованные под взрослые придворные костюмы, пурпурная мантия с золотым шитьем, многослойные кружева и атласные туфли с лентами. Голову Елизаветы украшает кокошник с прозрачной фатой, а на плече красуется голубой бант с вензелем. Ее наряд подчеркивает статус фрейлины императрицы Александры Фёдоровны.

Помимо детализации, живописец также виртуозно передает разнообразие фактур: патина на металле ограды, блеск шелка, текстура леопардовой шкуры. Картина, происходящая из семейной коллекции Волконских, по праву считается одним из ярких примеров искусства детского портрета.

Ю.М.

Карл Брюллов. Автопортрет. 1848. Картон, масло.
Карл Брюллов. Автопортрет. 1848. Картон, масло.

Карл Брюллов выполнил около двадцати автопортретов, по которым можно проследить как возрастные изменения, так и совершенствование мастерства художника. «Автопортрет» 1848 года был признан шедевром уже современниками, несмотря на тяжелое состояние художника в момент написания. Здоровье Брюллова ухудшилось из-за сырости и сквозняков при работе над росписью купола Исаакиевского собора. Его ученик Михаил Железнов в воспоминаниях о художнике писал: «В тот день, как доктор позволил Брюллову встать с постели, он сел в вольтеровское кресло, стоявшее в его спальне против трюмо, потребовал мольберт, картон, палитру... Он был не уверен, что сделает что-нибудь порядочное… Впоследствии я узнал от самого Брюллова, что он употребил на исполнение своего портрета два часа»[1].

На автопортрете художника поражает его глубокий, задумчивый взгляд после длительной болезни. Он изобразил себя в расслабленной позе и с опущенной кистью правой руки. Брюллов сумел передать свое внутреннее состояние, вызывающее сострадание и уважение у зрителя. «Душевный и творческий кризис человека, некогда сильного духом, но сломленного жизнью — вот, в сущности, тема автопортрета»[2].

Живописный темперамент и проникновенный взгляд художника на «Автопортрете» вызвали желание у заказчиков приобрести оригинальное произведение. Спустя год Брюллов напишет авторское повторение картины, которая хранится в Русском музее. После живописные копии выполнили ученики Брюллова — Александр Корицкий и Николай Лукашевич.

Е.Ч.


[1] Заметка о К.П. Брюллове: (из воспоминаний М.И. Железнова) // Живописное обозрение. 1898. № 32. С. 643.

[2] Там же. С. 643.