08 августа 2024

Музейный маршрут 7 шедевров о Москве

«7 шедевров о Москве» — новый музейный маршрут, увлекательное путешествие для всей семьи по постоянной экспозиции «Искусство ХХ века». При предъявлении билетов категории: «Два взрослых и один ребенок от 7 лет до 17 лет включительно», «Два взрослых и два ребенка от 7 лет до 17 лет включительно», «Дети в возрасте от 7 до 17 лет включительно (РФ и другие страны ЕАЭС» на экспозицию «Искусство ХХ века» (далее – билеты) и при предъявлении «Семейной карты» программы «Друзья Третьяковской галереи» с 15 июля 2024 г. на стойке администраторов Новой Третьяковки посетители могут получить специализированное издание — музейный маршрут на бумажном носителе.

На обороте каждой открытки представлено краткое описание картины, а также задания и вопросы для детей трех возрастных групп: 5-7, 8-10, 11+ лет. Редакция Лавруса подготовила для вас подробные истории произведений, представленных в экспозиции. И это путешествие по 7 шедеврам о Москве может стать для вас и ваших детей началом большого путешествия в мир искусства.

Роберт Фальк Церковь в лиловом

Роберт Фальк. Церковь в лиловом. 1911–1912
Роберт Фальк. Церковь в лиловом. 1911–1912
Роберт Фальк – русский авангардист, участник художественного объединения «Бубновый валет», ученик Валентина Серова и Константина Коровина, в своем творческом пути вместивший тенденции сезаннизма, кубизма, неопримитивизма, импрессионизма и экспрессионизма, трансформировал новейшие для того времени европейские творческие течения в собственный уникальный почерк. Особое видение цвета и пространства нашло выражение в неповторимой выразительности работ мастера, где мерцающие бездонные тона создают экпрессивную и живую атмосферу.

В картине «Церковь в лиловом», на которой изображен храм Ильи Пророка в Обыденском переулке в районе Остоженки, Фальк использует напряженное сочетание цветов, экспрессию линий и сдвиг форм для создания драматичного, тревожного настроения. Красно-розовый силуэт церкви, устремленный в темно-синюю бездну неба; лиловые тона ограды, светло-зеленая листва деревьев с извилистыми ветвями складываются в гармоничную живую структуру. Все это создает некое подобие театральной сцены – обобщенного вида городской улицы, и в то же время выхваченный из потока времени неповторимый момент жизни города.

Перспектива возносящихся вверх колокольни и купола храма усиливает напряженное восходящее движение, в то время как темные силуэты и тени прохожих уравновешивают нижнюю часть картины горизонтальным движением. «Я стремился сдвигами формы акцентировать эмоциональную выразительность», – так высказывался Роберт Фальк об используемых художественных приемах.

Посмотреть картину можно в зале №3.

Аристарх Лентулов Звон. Колокольня Ивана Великого

Аристарх Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915
Аристарх Лентулов. Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915
Картина «Звон. Колокольня Ивана Великого», написанная Аристархом Лентуловым в 1915 году в разгар Первой мировой войны, является одним из знаковых полотен из серии панно, посвященных архитектурным памятникам Москвы. При их создании художник использовал принцип «цветодинамики» с его дроблением цветовых плоскостей, сдвигом формы и вибрирующим созвучием тонов.

Расходящиеся из центра цветные лучи объединяют фон неба с архитектурными плоскостями, разбитыми на фрагменты подобно узорам в калейдоскопе. Синий, розовый, охристо-золотистый, желтый – цветовые плоскости, похожие на лопасти мельницы, обозначают смену времен года, дня и ночи, циклический ход истории, в котором незыблемо пребывает древний храм.

Концентрические окружности гармонируют с рядом закомар и арочными нишами. Извилистые башни и искривленные, шатающиеся формы как будто двигаются в танце под звон колоколов. Сложная композиция гармонизирует с яркой красочностью, свойственной древнерусской архитектуре. Таким образом художник выразил восприятие современным человеком традиционных образов русского искусства.

Лентулов выделял эту картину из ряда других, первоначально назвав ее «Разрешение проблемы великого российского декоративного искусства». Сам художник так писал об этой работе: «Вся вещь эмоционально насыщается чисто музыкальными построениями и не является заурядной ни по мысли, ни по тому, как она выполнена».

Работа находится в зале №5.

Юрий Пименов Новая Москва

Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Холст, масло.
Юрий Пименов. Новая Москва. 1937. Холст, масло.
Одна из самых известных картин Юрия Пименова «Новая Москва», яркий образец соцреализма, была написана в 1937 году для Всесоюзной художественной выставки «Индустрия социализма», где демонстрировались достижения советского искусства.

За рулем кабриолета, едущего по улице Охотный ряд в сторону метро, здания Совета труда и оброны (позже Госплан, сейчас Государственная Дума) художник изобразил свою супругу Наталью, ставшую его любимой моделью и музой. В ней воплощен собирательный образ советской девушки — целеустремленной и современной, двигающейся к светлому будущему. Необычная композиция, подобная кинематографическому кадру, делает зрителя участником действия, вовлекает в путешествие по городу среди исторических зданий и сталинских новостроек.

Художник родился на Ордынке, вырос в Замосковречье, и, как никто другой, мог точно передать атмосферу разных периодов жизни города. На этой знаменитой картине Москва, омытая летним дождем, с широкими улицами, бурлящая жизнью, в праздничном убранстве, заполненная пешеходами и автомобилями, предстает как идеальный город, полный надежд на счастливое будущее. Импрессионистическая манера живописи создает лиричный и обобщенный образ столицы, любовь и пристальное внимание к которой художник воплощал на протяжении всего своего творческого пути.

Зал №15.

Илья Машков Снедь московская. Хлебы

Илья Машков. Снедь московская. Хлебы.1924. Холст, масло.
Илья Машков. Снедь московская. Хлебы.1924. Холст, масло.
Аппетитный натюрморт с изображением хлебов написал Илья Машков — один из пионеров русского авангарда, участник объединения «Бубновый валет», московских художников-сезаннистов. Жанр натюрморта играл большую роль в искусстве Машкова, как и у его главного ориентира в живописи Поля Сезанна. Тема хлебов появилась в натюрмортах Машкова еще в 1910-е годы. В 1912 году Машков написал первый «Натюрморт. Хлебы», продолжавший линию «съедобных» картин художника. «Живопись должна идти от желудка», — говорил Машков, имея в виду особую насыщенность цвета, буквальную осязаемость, материальность живописи. «От желудка» впрочем шли и некоторые сюжеты его картин, полные даров природы. Как и многих художников авангарда, Машкова вдохновляла городская живопись ремесленников, рекламные магазинные плакаты. Он и сам в юности зарабатывал, рисуя вывески для торговых лавок. Машков продолжил разрабатывать хлебную тему на протяжении трех десятилетий.

В 1920-е годы Машков все больше обращается к живописи старых мастеров, следуя реалистическим тенденциям. Его натюрморты этого периода вдохновлены фламандской живописью Франса Снейдерса, которую он видит глазами художника ХХ века, прошедшего школу авангарда. Написанный во времена нэпа, натюрморт с хлебами утверждает новую жизнь, когда после голодного периода Гражданской войны быт начал входить в мирное русло, а в магазинах появилось долгожданное изобилие. Роскошные хлебы стали символом новой жизни, утверждением радости бытия, воплощением московского духа. «”Хлебы” – это наша московская рядовая пекарня своего времени, примерно Смоленский рынок, и композиция как бы безалаберная, нескладная, но нашенская, московская, тутошняя, а не парижская… «Хлебы» – наша матушка-Россия, ты моя родная, хлебная, оркестровая, органная, хоровая…», — писал Машков.

Работу можно посмотреть в зале №18.

Вера Мухина Рабочий и колхозница

Вера Мухина. Рабочий и колхозница. 1936
Вера Мухина. Рабочий и колхозница. 1936
Сегодня сложно себе представить Москву без скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница», созданной для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Модель этого памятника хранится в Третьяковской галерее. Проект павильона подготовил архитектор Борис Иофан, который выступил и автором идеи скульптуры, вдохновившись античным монументом «Тираноборцы». По проекту Иофана масштабный павильон, напоминающий корабль, должна была увенчать огромная скульптурная группа. Павильон вместе со скульптурой воплощал идею триумфа Советского государства, основанного на союзе рабочих и крестьян. В руках железные гегемоны держали государственную эмблему СССР — серп и молот.

Выиграв конкурс на создание монумента, Мухина в кратчайшие сроки создала модель размером полтора метра, которую затем следовало увеличить в 15 раз. Технология производства скульптуры была поистине уникальной. Тонкие листы хромоникелевой стали выколачивались рабочими лежа на деревянных моделях-корытах «в негативе», а после дорабатывались скульпторами. Затем детали сваривались и крепились на мощный каркас. Изделие повезли в Париж, распиленным на 65 фрагментов и там снова собрали за 11 дней.

В Париже скульптура имела большой успех, ее хвалили в прессе, восторженные отзывы оставили Пабло Пикассо, Луи Арагон, Ромен Ролан. После возвращения домой, монумент воссоздали заново после повреждения при демонтаже, и установили рядом с ВДНХ. Памятник, который задумывался как временный экспонат международной выставки, стал символом эпохи, навсегда оставшись в истории отечественного искусства.

Зал №22.

Борис Иогансон Салют (эскиз)

Борис Иогансон. Салют. Эскиз. 1945. Холст, масло.
Борис Иогансон. Салют. Эскиз. 1945. Холст, масло.
Картину праздничной Москвы с салютом на Красной площади создал Борис Иогансон — один из ведущих художников социалистического реализма. Художник учился мастерству в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его любимым педагогом был импрессионист Константин Коровин. Иогансон до конца дней сохранил интерес к импрессионизму, адаптировав французский стиль к тематике и эстетике советской живописи. Автор хрестоматийных советских картин «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе», Иогансон был одним из создателей советской жанровой картины, обращенной к традициям передвижничества. Архитектор Николай Томский писал, что «образы коммунистов, созданные Иогансоном, воспринимаются своеобразной эмблемой времени, такой же впечатляющей, как «Рабочий и колхозница» Мухиной».

В годы Великой Отечественной войны Иогансон работал над созданием плакатов и агитационных материалов, создавал эскизы картин на тему борьбы с фашизмом. В конце войны в 1944 году художник написал эскиз «Салют» к будущей масштабной картине «Праздник победы» (1947). Этюд был написан с натуры, чтобы передать все тонкости цветового решения праздничного фейерверка. Художник стремился передать ощущение ликования, надежды на мирную жизнь после окончания самого трагического события в истории страны.

Этюд заставляет вспомнить лучшие образцы московской школы живописи. Сюжет позволяет художнику настолько бегло работать кистью, что в некоторых фрагментах картины изображение приближается к абстракции. Передавая праздничное настроение, художник увлеченный живописными задачами, раскрывает колористическое богатство праздничного действия.

Работа находится в зале №25.

Татьяна Назаренко Музей революции

Татьяна Назаренко. Музей революции. 1989. Холст, масло.
Татьяна Назаренко. Музей революции. 1989. Холст, масло.
Художник поколения «семидесятников» Татьяна Назаренко —теперь уже классик советского и постсоветского искусства. Впервые она громко заявила о себе на молодежной выставке 1972 года, где показала картину «Казнь народовольцев». Отношения человека и власти, противостояние толпы и личности занимало Назаренко с самого начала ее творческого пути. Вслед за передвижниками, в своих исторических полотнах художница проводила параллели с современными событиями.

Нужда в иносказаниях отпала с приходом Перестройки. В конце 1980-х Назаренко пишет живую современность – героев своего времени, обитателей улиц, родных и близких, своих товарищей и недругов. Музей революции, ныне Музей политической истории России, был одним из мест, где кипела социальная жизнь Москвы в эпоху перемен. Сюда приходили люди на стихийные митинги, встречались обсудить происходящие на глазах изменения, спорили о новой жизни. На картине «Музей революции» изображены простые горожане, пришедшие к важному для москвичей месту общения.

В 1980-е Назаренко все больше прибегает к гротеску, доводя иногда образы своих персонажей до карикатуры — как одному из способов уловить дух того противоречивого времени, в котором люди проявляли себя с самой неожиданной стороны, обуреваемые эмоциями. Но изображая современность, Назаренко смотрит на окружающее через призму истории искусства, обращаясь ко временам Ренессанса и других исторических эпох. В лицах ее героев появляется сходство с персонажами Питера Брейгеля-старшего, Джотто, Чимабуэ. Если в исторических работах художница искала сравнение с современностью, в современных сюжетах она открывает историческую перспективу.

Зал №36.