07 июня 2021

Текст Астрономические увлечения

Круг интересов Аполлинария Васнецова отличался большим разнообразием — история, археология, архитектура, геология. На протяжении жизни художник изучал и астрономию.

Любовь к астрономии Аполлинарию Васнецову привил его отец — Михаил Васильевич. Он научил сын отличать звезды от планет, показал главные созвездия и местонахождение Полярной звезды на небесном своде. Уже в детстве Васнецову было известно о движении Земли, Луны и ее фазах. Всей семьей Васнецовы наблюдали комету Донати в 1858 году, солнечное затмение 1867 года, прохождение через диск Солнца планеты Меркурия и пути следования метеоритных камней. Любимым семейным чтением была книга французского астронома Франсуа Араго «Общепонятная астрономия».

В библиотеке мемориального музея-квартиры художника сохранились книги, которые внимательно изучал Аполлинарий Васнецов: «Звездный атлас для небесных наблюдений» Якова Мессера, где дается описание переменных и двойных звезд, звездных куч и туманных пятен, созвездий, имеются карты звездного неба; «Путеводитель по небу. Практическое руководство к астрономическим наблюдениям невооруженным глазом и малой трубой» Константина Покровского; «Наука о звездах» Вальтера Маундера; «Вселенная. В святилище астрономии и лаборатории природы» Макса Вильгельма Мейера; «К появлению кометы Галлея» Александра Михайлова. Немногие сохранившиеся экземпляры васнецовской библиотеки уцелели после «варварской» растопки соседями печки в доме по Фурманному переулку в тяжелые послереволюционные годы.

А. М. Васнецов. Облака. Холст на картоне, масло.
А. М. Васнецов. Облака. Холст на картоне, масло.

Васнецова интересовала Вселенная, в которой, как он писал, существуют иные миры и сила, сотворившая и поддерживающая их существование. Ночами художник наблюдал звездное небо, погружаясь в бесконечное космическое пространство. В философском эссе «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания» Васнецов пишет: «Темной и тихой августовской звездной ночью выйдете в поле и лягте на землю в траву с сиротливыми цветами осени, и устремите ваш взгляд в небо. Среди невозмутимого покоя полей вы услышите вдали удары часового колокола на сельской церкви и замирающее эхо его, потонувшее в соседнем березовом лесу. А над собой увидите необъятную бездну звездного океана. Устремите ваш взгляд в эти звездные пространства, стараясь охватить сразу как можно больший кругозор, весь необъятный купол, все небо, и тогда вам вдруг почувствуется: вся эта звездная бездна как выражение чего-то такого далекого, такого несродного всему тому, что вы видели, испытали. Слышали за день… Вы почувствуете над собой и в себе это бесконечное пространство, наполненное мирами; вы почувствуете себя, как бы повисшим в безбрежной звездной бездне и принадлежащей ей, как незримая частица… Вы поймете, постигните, что перед вами реальная бесконечность; больше, вы увидите ее так же, как реальность, ощутите божественное величие Вселенной».

А. М. Васнецов. Облака. Холст на картоне, масло.
А. М. Васнецов. Облака. Холст на картоне, масло.

С детских лет и до глубокой старости Аполлинарий Васнецов изучал небо, облака и звезды, делал зарисовки, вел записи. Наиболее ярко тема неба проявилась в серии облачных пейзажей. Художник создал около 40 этюдов облаков — он писал в Абрамцеве, Киеве, Финляндии. Так он удовлетворял возникший еще в детские годы интерес к небесным просторам. Васнецов писал облака рано утром и в полдень, вечером и лунной ночью, в жаркий день и при грозовой погоде. Небо в пейзаже всегда очень важно, считал художник, особенно привлекательно оно в облаках, «то спокойных, то мятущихся», поэтому и важно их уметь видеть и передавать.

Облака, их движение создают определенный ритм в картинах, то динамичный, быстрый, то, напротив, спокойный, неподвижный и величавый. Такое разнообразие пленяет своей красотой. Облака разной формы и разных видов, то бледно-розовые, то зеленоватые, то нежно-охристые, то темно-серые, голубые, то ослепительно белые. «Мир облаков, бесконечно разнообразных по форме и краскам — вечно движущихся, постоянно изменяющихся воздушных существ, по истине может считаться одним из прекраснейших явлений природы. Разнообразие характера облаков для пейзажиста служит всегдашней темой его картин. А для любителя природы, исследователя ее тайн — неисчерпаемым материалом для наблюдения», — обобщил свои многолетние наблюдения над небесной стихией художник в статье «Облака. Впечатления и наблюдения художника», опубликованной в журнале «Детское чтение» в 1891 году, рукопись которой хранилась в семье художника.

Аполлинарий Васнецов. Крым. Прибой у скалы Дивы. 1906. Картон, масло.
Аполлинарий Васнецов. Крым. Прибой у скалы Дивы. 1906. Картон, масло.

Сильнейшее впечатление произвели на художника увиденные в Крыму облака — он назвал их грандиозными, божественными. Это восхищение нашло свое отражение в работах «Новый Симеиз. Сумерки», «Утесы Дивы и море», «Прибой у скалы Дивы».

Воспринимая мир сквозь призму религиозного сознания, Васнецов восхищался «Божьим творением», воплощенным в красоте природы, водных стихий, небесных явлений и небесных светил. В статье «Происхождение красоты. Вопросы теории и психологии творчества» художник писал: «В природе нет ничего краше яркой небесной радуги над зеленой роскошной долиной <…>, постепенность перехода одного цвета в другой, когда, группа цветов вдруг загорится, засветится радостью радуги». Свои жизнеутверждающие впечатления Васнецов выразил в картине «Радуга» — умиротворенном идиллическом пейзаже средней полосы России после дождя. Радуга здесь — это символ, объединяющий небо и землю в гармоничное целое.

С 1908 года Аполлинарий Васнецов состоял в Московском кружке любителей астрономии. В кружок входили представители различных профессий и специальностей: известный астроном Александр Жданов, врач, доктор медицины Николай Голубов, преподаватель и заведующий обсерваторией реального училища К. П. Воскресенского Василий Воинов, брат художника Виктор Васнецов и другие. Целью организации было «установление общения между лицами, занимающимися астрономией» и предоставление возможностей для астрономических наблюдений. Первоначально, как вспоминал Аполлинарий Васнецов в статье «Мое увлечение астрономией», Василий Воинов приглашал к себе домой в Трубниковский переулок понаблюдать небо в трехдюймовую трубу, установленную им на горке-кургане. Там проводили вечера любители астрономии. Затем, когда кружок был создан, собрания проходили в реальном училище К. П. Воскресенского, которое располагалось в доме Липгарта на Мясницкой улице, 47, а затем в новом здании на углу Введенского и Дегтярного переулков, в распоряжении которого находилась небольшая обсерватория. Первые наблюдения неба проходили под руководством Воинова в обсерватории училища, где были установлены два телескопа — Рейнфельдера и Гертеля. Василий Воинов — инспектор и преподаватель физики, заведующий обсерваторией реального училища, был дружен с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Впоследствии Васнецовы и Воинов породнились. Он оказал большое влияние на профессиональное увлечение астрономией членов кружка и распространение знаний об астрономии.

12 сентября 1909 года Аполлинарий Васнецов наблюдал в Москве полярное сияние, о чем сообщил на одном из заседаний кружка. В 1912 году, находясь в Швейцарии, Васнецов в Цюриховской обсерватории Урания обозревал в телескоп кольцеобразную туманность Лиры. Двумя годами ранее — в мае 1910-го — художник наблюдал комету Галлея под Клином в селе Демьяново, о чем сообщал в письме Воинову. «Неужели, думалось мне, не оправдаются мои сорокалетние ожидания и я не увижу кометы Галлея. Но вот… вооружившись биноклем, я отправился в более выгодный пункт для наблюдения — в поле. Долго и тщетно я искал… среди облаков… как вдруг… промелькнуло светлое пятно тучка — я впился в него биноклем стараясь не потерять… — да, это была она! <…> Мною зарисовано ядро кометы, каким я его видел в бинокль 12, 13 и 16 мая».

В 1911 году Московский кружок любителей астрономии был реорганизован в Московское общество любителей астрономии. В числе учредителей оказался и Аполлинарий Васнецов.

Аполлинарий Васнецов. Надвигающаяся на Феодосию лунная тень. 1914. Холст, масло.
Аполлинарий Васнецов. Надвигающаяся на Феодосию лунная тень. 1914. Холст, масло.

Дважды Васнецову удалось наблюдать полное солнечное затмение. Первый раз в Вятке в 1887 году, тогда на основе этюдов он написал картину «Солнечное затмение около Вятских полян». Второй в Феодосии, куда он поехал летом 1914 года официально, чтобы присутствовать при полном солнечном затмении. Под Феодосией был оборудован астрономический пункт, откуда 8 августа 1914 года велись наблюдения. Васнецов местом наблюдения избрал гору Тете-Оба. Результатом стало написание двух картин: «Солнечная корона» и «Надвигающаяся на Феодосию лунная тень». Художник широкими пастозными мазками на полотнах передал солнечное затмение, а природа показана при необычном «фантастическом» освещении.

Сын Аполлинария Васнецова Всеволод вспоминал, как ездил вместе с отцом в Крым: «У отца… все подготовлено, установлен этюдник, выдавлены краски на палитру, под рукой грифельная доска и карманный электрический фонарик. Во время затмения я должен освещать им палитру и холст и по указанию отца то зажигать, то гасить его. Для наблюдения за солнечной короной у отца только темное стеклышко и бинокль. <…> Постепенно смеркалось. За темной тенью скрывался диск солнца. Освещение окружающего ландшафта быстро приобретало какой-то странный неземной оттенок, вселяя чувство тревоги. <…> Как-то совсем внезапно засветилась солнечная корона. Одновременно кругом по всему горизонту вспыхнула заря. Продолжалось это странное освещение считанные минуты… А отец смотрел, зарисовывал, запоминал, быстро наносил краски на полотно и, зная, что на это ему отпущены мгновенья, работал с таким напряжением, что на лбу у него выступили крупные капли пота». Сделанные во время полного солнечного затмения в Крыму наблюдения Аполлинарий Васнецов обобщил в научной статье «Заревое кольцо во время полного солнечного затмения», которая была опубликована в «Известиях Русского астрономического общества».

Аполлинарий Васнецов. Сумерки в Крыму. 1906. Новый Симеиз. Дерево, масло.
Аполлинарий Васнецов. Сумерки в Крыму. 1906. Новый Симеиз. Дерево, масло.

Астрономические интересы Васнецова разнообразны. Он стремился как можно больше увидеть и узнать о различных явлениях. Это увлечение было крайне важно для него, окрашивало жизнь в радостные «тона». В статье «Мое увлечение астрономией» он писал, что наблюдал «звездный дождь» — результат встречи с Землей метеорного роя — остатков кометы Биэлы, несколько замечательных метеоров и болид, зодиакальный свет и другие явления.

Он приводит выдержку из письма к брату Виктору Михайловичу: «Пишу еще из желания сообщить тебе приятную новость… на небе видна комета; вот уже с 16 декабря я наблюдаю ее простым глазом и по карте, имеющейся у меня, я обозначил ее путь. <…> Смотри, когда стемнеет, на запад довольно высоко и найди созвездие Северного Креста или Лебедя, что идет вдаль Млечного пути; смотри налево от Млечного пути — вот, приблизительно ее место». Сообщение и рисунок ядра кометы Васнецов отправил в архив Общества любителей астрономии.

Живописные произведения художника, посвященные астрономическим явлениям, можно увидеть в собрании мемориального музея-квартиры А. М. Васнецова. И хотя увлечение астрономией не определило творческого пути художника, оно точно обогатило его художественный язык.


Превью: Аполлинарий Васнецов. Солнечное затмение около Вятских полян. 1887. Холст, масло. Мемориальный музей-квартира А. М. Васнецова