1 XV передвижная выставка картин // Новости и биржевая газета. 1887. 26 фев.
2 XV передвижная выставка картин // Петербургская газета. 1887. 26 фев.
3 Соловьев М. Петербургские художественные новости // Московские ведомости. 1887. 18 мар.
4 Житель. ХV передвижная выставка // Новое время. 1887. 27 фев.
Подробнее о картине можно прочитать на сайте проекта "Моя Третьяковка"
5 Гаршин В.М. Заметки о художественных выставках // Гаршин В.М. Соч.: Рассказы. Очерки. Статьи. Письма. М., 1984. С. 358–359 (далее – Гаршин).
6 Воспоминания о художнике. А.Я. Головин // Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977. С. 237.
7 Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995. С. 331.
8 Щапов А.П. Русский раскол старообрядства. Казань, 1859; Он же. Земство и раскол. СПб., 1862.
9 Строев П.[М.] Рукописи славянские и российские, принадлежащие… Ивану Никитичу Царскому. М., 1848. С. 594. № 474.
10 Тихонравов Н. Боярыня Морозова: Эпизод из истории русского раскола // Русский Вестник. М., 1865. Т. 59. Сентябрь. С. 5–44.
11 См.: Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в ХVI и ХVII ст. М., 1901. С. 105–148 (далее – Забелин).
12 Там же. С. 144.
13 «…Статья Тихонравова Н.С. Русский Вестник 1865. сентябрь. Забелина. Домаш. быт Русск. цариц. 105 стр. про боярыню Морозову» (цит. по: Кеменов В.С. В.И. Суриков. Историческая живопись. 1870–1890. М., 1987. С. 406).
14 Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые братством Св. Петра Митрополита / под ред. Н. Субботина. Т. 8. [М.], 1887. С. 137–203.15 Юрова Т. К вопросу о замысле картины «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова // Искусство. 1952. № 1. С. 81.
Боярыня Морозова в санях. 1884-1887.
Подробнее о картине можно прочитать на сайте проекта "Моя Третьяковка"
Так или иначе, живописцу вменялось в вину непонимание сущности раскола как религиозного явления, отклонение от традиционного истолкования исторических фактов, которое, по мнению критиков, выливалось то в идеализацию и пропаганду раскола, с одной стороны, то в осовременивание истории, с другой.
Независимо от своей художественной ориентации и от того круга идей, которые исповедовали авторы критических статей, подавляющее большинство рецензентов солидаризировалось в вопросе о бесплодности жертвы Морозовой, о тщетности подвига боярыни. Кстати, можно отметить, что русское общество в эти годы было особенно озабочено решением вопроса о смысле народовольческого движения. И потому в суждениях критиков о картине невольно пробиваются некоторые интонации недавних дискуссий о современных подвижниках.
Для человека XVII столетия религиозный бунт раскольников как открытое неповиновение новому церковному уставу отождествлялся с деяниями первых апостолов, с раннехристианским мученичеством, перед которым тогдашние умы останавливались с благоговением и уважением. В наследии протопопа Аввакума категория «страдание–терпение» тесно связана со спасением души, сближаясь не столько с позицией смирения и кротости, сколько со стойкостью в вере, с активным противостоянием и борьбой, не характерной для Древней Руси18. Спустя два столетия, когда религиозные страсти, связанные с расколом, ушли на периферию общественных интересов, для человека второй половины ХIX века подвиг старообрядчества оценивался как антихристианское исступление и фанатизм, как признак архаичного консерватизма и даже противостояния прогрессу, как «отрыв от соборности и исход из истории»19.
16 Короленко В.Г. Две картины. Размышления литератора // Короленко В.Г. Собр. соч.: в 10 т. Т. 8. М., 1955 (далее – Короленко). С. 300.
17 Там же.
18 Мысль В.В. Керова в свободном изложении автора. См.: Керов В.В. Духовный строй старообрядческого предпринимательства: альтернативная модернизация на основе национальной традиции // Экономическая история. Ежегодник. 1999. М., 1999. С. 204–205.
19 Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937. Репринт. Вильнюс, 1991. С. 67 (далее – Флоровский).
Голова боярыни Морозовой. 1886. Этюд для картины «Боярыня Морозова» (1887)
Подробнее можно прочитать на сайте проекта "Моя Третьяковка"
Русская историческая наука ХIХ века утверждала, что боярыня Морозова и протопоп Аввакум ратоборствовали с высшей властью и потому стали ее жертвой, жертвой политического режима «тишайшего» царя Алексея Михайловича. А художественная критика и не стремилась вникать в суть церковного раскола, в суть исторической драмы русского народа. Бесцельность подвига фанатичной боярыни не вызывала сомнения у Стасова, да и у многих современников Сурикова. В то же время русское общество преклонялось перед бесстрашным и мужественным поступком личности, бросившей вызов не столько церкви, сколько самому государю, новому порядку вещей и строю жизни, а также грядущим преобразованиям.
Напряженно работая над образом на протяжении нескольких лет, Суриков стремился к тому, чтобы Морозова «всех победила», чтобы пластическая сила и духовная энергия ее образа возобладали в картине, подчинили бы себе цветовое, ритмическое, линейное и духовно-психологическое разнообразие народной толпы. И когда, наконец, добился желаемого результата, перед ним неизбежно встал узловой для русского самосознания 1880-х годов вопрос о смысле подобного бесстрашного поступка, который совершается в серый зимний «сумеречный» день – в день, который не благословляется солнцем.
20 Флоровский. С. 63.
21 Мысль В.В. Керова в свободном изложении автора. См.: Керов В.В. Духовный строй старообрядческого предпринимательства: альтернативная модернизация на основе национальной традиции // Экономическая история. Ежегодник. 1999. М., 1999. С. 204.
22 Гаршин. С. 359.
23 Воспоминания Волошина. С. 185.
24 Достоевский Ф.М. Идиот // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 8. Л., 1973. С. 32.