25 января 2023

Близкое былое Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло.
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло.
«Боярыню Морозову», выставленную на 15-й передвижной выставке, заметили не сразу. Самая первая реакция на нее последовала на другой день после открытия выставки, была чрезвычайно краткой и сформулированной как бы вскользь. Все без исключения критики выделяли полотно В.Д. Поленова «Христос и грешница», ему посвящали первые восторги. «Другая, тоже большая историческая картина Сурикова "Боярыня Морозова", …хотя собирает перед собою не мало публики, но вызывает весьма разнообразные суждения, до небес превозносимая одними и сильно критикуемая другими»1. Здоровое, сильное, живое искусство Сурикова вызывало однозначно-негативную оценку своей «непринужденностью, буйством и дерзостью». В картине «Боярыня Морозова» рецензентам в первую очередь бросились в глаза «живописные недостатки». Одни отмечали, что «все люди в толпе написаны на одно лицо»2, другим мешала скученность народных масс, загроможденность композиции фигурами, третьи констатировали «...массы лиц… написанных плоско, пестро и безо всякого воздуха... Все фигуры кроме первого плана написаны одна на другой. Перспективного соображения в этой картине Сурикова, столь же мало, как и в его "Стрельцах"…»3. Сурикова осуждали за отсутствие идеализации, за путаность композиции, за ошибки перспективы, за чрезмерное стремление к объективности исторического факта в ущерб красоте живописи. «Все грубо, топорно, дико... вот эта реальная протокольность... погоня художника за грубостью правды»4, – писала газета «Новое время».
__________
1 XV передвижная выставка картин // Новости и биржевая газета. 1887. 26 фев.

2 XV передвижная выставка картин // Петербургская газета. 1887. 26 фев.

3 Соловьев М. Петербургские художественные новости // Московские ведомости. 1887. 18 мар.

4 Житель. ХV передвижная выставка // Новое время. 1887. 27 фев.



Подробнее о картине можно прочитать на сайте проекта "Моя Третьяковка"
Вскоре прозвучало взволнованное заявление «человека толпы» – так назвал себя автор одной из самых проникновенных рецензий на выставку – В.М. Гаршин. Он осудил позицию многих «недоброжелателей» Сурикова, призвав их вникнуть во внутреннюю ткань произведения: толкуют «о какой-то неправильности в положении рук, о каких-то неверностях рисунка; я не знаю, правда ли это, да и можно ли думать об этом, когда впечатление вполне охватывает и думаешь только о том, о чем думал художник, создавая картину, об этой несчастной, загубленной мраком женщине»5.
__________
5 Гаршин В.М. Заметки о художественных выставках // Гаршин В.М. Соч.: Рассказы. Очерки. Статьи. Письма. М., 1984. С. 358–359 (далее – Гаршин).
Уже в последующих рецензиях прозвучало стремление вдуматься, осмыслить изображенное, так или иначе откликнуться на полотно Сурикова, которое никого не оставляло равнодушным. В течение всей выставки у работы постоянно толпился народ. «Были люди, часами простаивавшие на "Передвижной" перед этой картиной, восхищаясь ее страшной силой»6.
__________

6 Воспоминания о художнике. А.Я. Головин // Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977. С. 237.



В нашей науке картину Сурикова «Боярыня Морозова» издавна рассматривали как произведение историческое, как всецелое погружение художника в интересующую его эпоху. Обычно говорят и пишут, что она «дышит XVII веком», проникнута «атмосферой» того времени, что Суриков – пророк, провидец, поэт, обладающий, сам того не сознавая, «огромным мистическим дарованием»7. Эти заключения во многом основаны на признаниях самого живописца, сделанных им первым биографам и исследователям творчества уже в начале ХХ века.
_________
7 Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995. С. 331.
Надо сказать, что многие ставили вопрос о несоответствии картины Сурикова воспроизводимой им эпохе, более того, настаивали на непонимании им сущности раскола. Сумел ли Суриков выразить атмосферу трагического прошлого, дух XVII столетия? Этот вопрос и в самом деле волновал русского зрителя.
Нелишним будет напомнить, что с середины XIX века в отечественной исторической науке обозначился действительный интерес к объективной реконструкции истории XVII века, истории русской православной церкви и раскола. В это время в работах известного историка А.П. Щапова8  впервые прозвучало отношение к расколу не только как к консервативному явлению религиозно-церковной жизни, но и как к части историко-бытовой и социальной жизни страны. Старообрядчество было прежде всего историческим «осколком» старой, древней Руси ХVII столетия, полагал ученый, трудами которого зачитывались в те годы многие. Эта точка зрения нашла серьезную поддержку в дальнейшем изучении раскола.
_________
8 Щапов А.П. Русский раскол старообрядства. Казань, 1859; Он же. Земство и раскол. СПб., 1862.


Первая печатная публикация жития боярыни Морозовой, написанного современником, близким ее окружению (важный факт), относится к 1848 году9. Вместе с тем известно, что в кругах старообрядческого толка списки жития имели достаточно широкое распространение. В 1865 году в «Русском Вестнике» была напечатана статья Н.С. Тихонравова о боярыне Морозовой10, в основе которой лежала та же рукопись жития. Эта статья стала первым биографическим этюдом о боярыне Морозовой, в котором она представлена лютой и одержимой фанатичкой: автор не скрывал своего пристрастного отношения к старообрядчеству. В 1869 году вышла знаменитая книга И.Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в ХVI и ХVII ст[олетиях]», в которой жизнь всех ее героинь, в том числе и Морозовой, рассматривалась через реконструкцию истории Домостроя11. По мысли именитого историка, подвиг и судьба боярыни являются логическим итогом «всего хода… сокровенной истории народа, плодом умственной и нравственной его культуры, выражением крайнего стеснения и помрачения ума авторитетом пустой святости»12. Два последних исторических источника были известны Сурикову, они указаны в его дорожном альбоме 1883 года13. Примечательно, что в год окончания картины и появления ее на выставке (1887) была полностью издана пространная редакция «Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марьи Даниловны» в многотомном издании по истории раскола14.
________
9 Строев П.[М.] Рукописи славянские и российские, принадлежащие… Ивану Никитичу Царскому. М., 1848. С. 594. № 474.

10 Тихонравов Н. Боярыня Морозова: Эпизод из истории русского раскола // Русский Вестник. М., 1865. Т. 59. Сентябрь. С. 5–44.

11 См.: Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в ХVI и ХVII ст. М., 1901. С. 105–148 (далее – Забелин).

12 Там же. С. 144.

13 «…Статья Тихонравова Н.С. Русский Вестник 1865. сентябрь. Забелина. Домаш. быт Русск. цариц. 105 стр. про боярыню Морозову» (цит. по: Кеменов В.С. В.И. Суриков. Историческая живопись. 1870–1890. М., 1987. С. 406).

14 Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые братством Св. Петра Митрополита / под ред. Н. Субботина. Т. 8. [М.], 1887. С. 137–203.
По мнению некоторых исследователей, замысел картины «Боярыня Морозова» приходится на начало 1880-х годов. А первый эскиз картины был исполнен «между мартом и июнем 1881 года», т.е. после казни народовольцев, состоявшейся в апреле 1881 (неизвестно, был ли Суриков свидетелем этой казни, никаких сведений на этот счет у исследователей нет). Однако отдельные косвенные факты позволили некоторым искусствоведам предположить, что «тема Морозовой возникла, вероятно, вследствие каких-то особых обстоятельств, лежавших вне интереса художника к петровской эпохе»15. Напомним, что после мартовских событий в русском обществе произошел раскол: одни осуждали терроризм народовольцев, другие восхищались их самопожертвованием.
________
15 Юрова Т. К вопросу о замысле картины «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова // Искусство. 1952. № 1. С. 81.


Боярыня Морозова в санях. 1884-1887. 
Подробнее о картине можно прочитать на сайте проекта "Моя Третьяковка"
Вопрос о том, действительно ли покушение на Александра II и последовавшая за ним казнь народовольцев послужили верным, но, конечно же, не единственным импульсом к созданию картины Сурикова, по-видимому, и сегодня остается открытым. Однако нельзя обойти вниманием тот факт, что сами народовольцы были, безусловно, увлечены подвижничеством раскольников XVII столетия, их героизмом и мужеством.

Так или иначе, живописцу вменялось в вину непонимание сущности раскола как религиозного явления, отклонение от традиционного истолкования исторических фактов, которое, по мнению критиков, выливалось то в идеализацию и пропаганду раскола, с одной стороны, то в осовременивание истории, с другой.

Независимо от своей художественной ориентации и от того круга идей, которые исповедовали авторы критических статей, подавляющее большинство рецензентов солидаризировалось в вопросе о бесплодности жертвы Морозовой, о тщетности подвига боярыни. Кстати, можно отметить, что русское общество в эти годы было особенно озабочено решением вопроса о смысле народовольческого движения. И потому в суждениях критиков о картине невольно пробиваются некоторые интонации недавних дискуссий о современных подвижниках.
Вопрос цены человеческой жизни, ее смысла был особенно актуален в 1880-е – в десятилетие, начало которого было окрашено «кровавыми событиями». «Темная, суровая, – она [боярыня Морозова] вся горит внутренним огнем, но это огонь, который только сжигает, а не светит, – писал В.Г.Короленко. – …Она не сдастся, не уступит, и жестокое дело совершится до конца. Она готова на лютую смерть. <…> Она так бесстрашно идет на муку и этим будит невольное сочувствие. Есть нечто великое в человеке, идущем сознательно на гибель за то, что он считает истиной»16. Однако, продолжает Короленко, перед зрителем неизбежно встает вопрос: «"За что умирает эта боярыня, к чему она призывает?" <...> Боярыня подымает два перста – символ своей идеи... И только... какая убогая, бедная мысль для такого подвига»17.

Для человека XVII столетия религиозный бунт раскольников как открытое неповиновение новому церковному уставу отождествлялся с деяниями первых апостолов, с раннехристианским мученичеством, перед которым тогдашние умы останавливались с благоговением и уважением. В наследии протопопа Аввакума категория «страдание–терпение» тесно связана со спасением души, сближаясь не столько с позицией смирения и кротости, сколько со стойкостью в вере, с активным противостоянием и борьбой, не характерной для Древней Руси18. Спустя два столетия, когда религиозные страсти, связанные с расколом, ушли на периферию общественных интересов, для человека второй половины ХIX века подвиг старообрядчества оценивался как антихристианское исступление и фанатизм, как признак архаичного консерватизма и даже противостояния прогрессу, как «отрыв от соборности и исход из истории»19.
____________

16 Короленко В.Г. Две картины. Размышления литератора // Короленко В.Г. Собр. соч.: в 10 т. Т. 8. М., 1955 (далее – Короленко). С. 300.

17 Там же.

18 Мысль В.В. Керова в свободном изложении автора. См.: Керов В.В. Духовный строй старообрядческого предпринимательства: альтернативная модернизация на основе национальной традиции // Экономическая история. Ежегодник. 1999. М., 1999. С. 204–205.

19 Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937. Репринт. Вильнюс, 1991. С. 67 (далее – Флоровский).



Голова боярыни Морозовой. 1886. Этюд для картины «Боярыня Морозова» (1887)
Подробнее можно прочитать на сайте проекта "Моя Третьяковка"
Кстати сказать, изображение Суриковым эмоционально-психологического состояния народа в каком-то смысле оказывалось подобным разноголосице художественно-критических высказываний по поводу картины и главной героини. Среди отзывов современников художника можно было найти самые различные позиции, но в многообразии реакций преобладало безусловное сострадание подвигу боярыни, сочувствие героизму и стойкости одинокой личности, старорусской женщине, вступившей в неравную и смертельную борьбу. И все же смысл самого подвига, его духовно-религиозный накал оставался непонятым.

Русская историческая наука ХIХ века утверждала, что боярыня Морозова и протопоп Аввакум ратоборствовали с высшей властью и потому стали ее жертвой, жертвой политического режима «тишайшего» царя Алексея Михайловича. А художественная критика и не стремилась вникать в суть церковного раскола, в суть исторической драмы русского народа. Бесцельность подвига фанатичной боярыни не вызывала сомнения у Стасова, да и у многих современников Сурикова. В то же время русское общество преклонялось перед бесстрашным и мужественным поступком личности, бросившей вызов не столько церкви, сколько самому государю, новому порядку вещей и строю жизни, а также грядущим преобразованиям.

Напряженно работая над образом на протяжении нескольких лет, Суриков стремился к тому, чтобы Морозова «всех победила», чтобы пластическая сила и духовная энергия ее образа возобладали в картине, подчинили бы себе цветовое, ритмическое, линейное и духовно-психологическое разнообразие народной толпы. И когда, наконец, добился желаемого результата, перед ним неизбежно встал узловой для русского самосознания 1880-х годов вопрос о смысле подобного бесстрашного поступка, который совершается в серый зимний «сумеречный» день – в день, который не благословляется солнцем.
Глубинная художественная задача, которую решало искусство того времени, крайне редко осознавалась современниками в ее подлинном смысле и значении. Восприятие и оценка художественных произведений проходили на фоне затяжного конфликта между академической и передвижнической живописью, между консервативной и либеральной печатью и потому были лишены объективности художественного анализа. А о чем все-таки мог размышлять Суриков в 1880-е годы, работая над полотном «Боярыня Морозова»? Судя по немногим дошедшим до нас письмам, он был достаточно образованным человеком, умеренным в словах, сдержанным, почти скупым на рассуждения общего плана. Большинство его писем адресованы родным в Красноярск. Их язык ассоциативен, образен, интересен для чтения. Художник никогда прямо не раскрывает творческие задачи, которые ставит перед собой, в основном умалчивает о ходе работы над картинами. В целом же письма рисуют очень сложный, богатый, самодостаточный и сознательно скрываемый от постороннего любопытного ока творческий мир.
В драматическом событии XVII столетия живописцу удалось почувствовать и передать «начавшееся "качание" мира»20, открывшее глубокую и сложную дальнейшую перспективу «качания» извечных оснований жизни. Яркие и волевые характеры, сильные порывы души и большие энергии не попадают в цель, всякий раз своим существованием поднимая вопрос о смысле неумолимого движения истории. Причина такого драматического хода событий становилась поводом для размышлений о судьбе страны и ее народа.
_________
20 Флоровский. С. 63.


Двуперстия Морозовой и юродивого в картине Сурикова несут большую композиционно-смысловую нагрузку. Их перекличка создает в пространстве картины то напряженное поле, в котором разыгрываются истинно исторические драмы. Явленное в жесте юродивого воспринимается как благословение на подвиг, а сам персонаж, по своему социальному положению «обособившийся от мира», у Сурикова слит с толпой колористически и психологически. Он слит с толпой яркой и красочной, торжественной и взволнованной, сострадающей и милосердной, искренне встревоженной происходящим. Образ юродивого несет в себе сердцевину целого, всего народа, для которого двуперстие – исконный знак христианской веры, неотделимой от понятия любви к Богу и смирения, сострадания и милости ко всем людям, к правым и неправым, к грешникам и праведникам.
Полной противоположностью юродивому становится боярыня Морозова. Одетая в иссиня-черное, она словно грубый, тяжелый кол раскалывает («рас-кол»), разламывает («раз-лом») толпу, режет ее по живому. Морозова по существу берет на себя роль юродивого, нарушителя норм, обличителя, обнажающего античеловечность мира, животную природу хохочущих «грешников» (в картине Сурикова – это служители церкви). Ее двуперстие оказывается символом религиозного бунта. В нем заключена вся исступленность фанатизма героини, замеченная еще современниками художника. В то же время в двуперстии видятся «добродетельные», по мнению духовных отцов-староверов, ярость и гнев в отношении гонителей, духовная активность, определяемая протопопом Аввакумом как важная мера спасения православия21. Так или иначе, в интерпретации Сурикова страстность Морозовой, ее огненный накал и сила направлены мимо толпы, полной христианского сострадания, а ее двуперстие обращено к невидимому противнику, в пустоту.



___________
21 Мысль В.В. Керова в свободном изложении автора. См.: Керов В.В. Духовный строй старообрядческого предпринимательства: альтернативная модернизация на основе национальной традиции // Экономическая история. Ежегодник. 1999. М., 1999. С. 204.
Конечно же, были и немногие критики, по достоинству оценившие многомерность исторического воззрения Сурикова. Более того, их мнения не терялись среди тех, кто подвергал сомнению исторический стиль картины. «Такого изображения нашей старой, допетровской толпы в русской школе еще не было. Кажется, вы стоите среди этих людей и чувствуете их дыхание»22, – заключал В.М. Гаршин.
___________
22 Гаршин. С. 359.
Попытка взглянуть на раскол не только с позиций исторической науки, но и из глубины веков, изнутри самого прошлого, следы которого вынес Суриков из своего сибирского детства, была чрезвычайно смелой и потому была воспринята далеко неоднозначно. Большинство просто оказалось неготовым переплавлять общепринятые представления – «былое в близкое». До сих пор у многих вызывает некоторое недоумение замечание Сурикова о духовном родстве Настасьи Филипповны и знаменитой раскольницы Морозовой23. Можно много говорить о близости двух героинь, «о стиле души совершенно русском», можно восхищаться страстным и независимым характером, его силой и энергией. Однако не стоит забывать весьма показательный вопрос князя Мышкина при первом взгляде на портрет героини романа Ф.М. Достоевского: «…вот не знаю, добра ли она?»24.  Причем категория добра может трактоваться достаточно широко и свободно.
______________
23 Воспоминания Волошина. С. 185.

24 Достоевский Ф.М. Идиот // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 8. Л., 1973. С. 32.


Для тех, кто соглашался с Суриковым и кто воспринял данную им трактовку исторической картины, по-видимому, все же было важно понимание глубины народной драмы и ее близости сегодняшнему дню, которое рождало полотно художника и которое проверялось только ощущением живого, подлинного контакта с прошлым. Для их оппонентов, коль скоро они не находили «исторического» духа эпохи, давно уже «порвалась связь времен», и история превратилась в однажды свершившееся «далеко», не подлежащее переосмыслению, навсегда закованное в академические стереотипы «исторического стиля».

Так или иначе, восприятие истории, данное Суриковым, в отрыве от дня настоящего оказывалось невозможным для человека прошлого столетия. Его картина устанавливала некую связь между былым и близким, претворяла былое в близкое. Потому современники и писали – «он показал нам нашу действительность», потому общество увидело свое отражение, «свои сумерки чувства и мысли»: неостановимое течение исторической, религиозной, человеческой жизни, ее неизбежный драматизм и трагедию. «Злая и сумеречная» реальность жизни, тем не менее вселяла в человека второй половины ХIХ века надежду на некое равновесие, на установление некоей гармонии жизни. Таковым представляется ход мысли современника Сурикова, увиденный через его картину «Боярыня Морозова».

Статья Т.В. Юденковой «Близкое былое. Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова"» издана в журнале «Искусствознание» (№2, 2001 г., М., Изд-во: Государственный институт искусствознания) и публикуется с сокращениями.