Дом в Толмачах
Дом Третьяковых в Толмачах. 1890-е. Фотография К.А. Фишера.
Государственная Третьяковская галерея
Павел и Сергей Третьяковы приобрели особняк в Лаврушинском переулке в приходе церкви Святого Николая в Толмачах в 1851 году. В 1865 году Павел Михайлович женился на Вере Николаевне Мамонтовой. Молодая семья продолжила жить в доме: вместе с шестью детьми Третьяковы обитали здесь в течение нескольких следующих десятилетий. По воспоминаниям Александры Павловны Боткиной и Веры Павловны Зилоти, дочерей Третьяковых, в конце 1870-х — начале 1880-х годов особняк был окружен каменной оградой с чугунной решеткой. Вход в дом оформлял стеклянный подъезд, ведший в парадную комнату с лестницей на второй этаж. С левой стороны располагались спальня и узкий, почти всегда холодный кабинет Веры Николаевны; справа — высокая зала с двумя концертными роялями. Здесь повсюду в деревянных кадках с железными обручами стояли тропические растения: филодендроны, араукарии и пальмы. За залой следовала гостиная, в центре которой стоял большой круглый стол с роскошными альбомами, посвященными знаменитым европейским галереям. Затем шли столовая и детская. Нижний этаж занимали кладовая со складом полотна и полотняных изделий, выпускаемых принадлежавшей Третьяковым Ново-Костромской льняной мануфактурой, и контора Торгового дома «Братья П. и С. Третьяковы и В. Коншин». Рядом находился и кабинет самого Павла Михайловича, завешанный картинами.
Сад
За домом Третьяковых в Лаврушинском переулке рос пышный сад. По левой стороне он был обсажен большими раскидистыми тополями, дававшими летом тень, и кустами акаций, которые скрывали высокий забор. Посреди сада возвышались группы фруктовых деревьев — груши и китайские яблони, цвела сирень, шиповник, жасмин. Весной клумбы пестрели крокусами, тюльпанами и гиацинтами, которые Вера Николаевна пересаживала из горшков после зимы; летом же цвели розы самых разных сортов — от белых до темно-пунцовых. На толстом суку одной из груш висели детские качели. У забора стояла деревянная беседка, в которой Третьяковы пили чай и варили варенье. Александра Павловна Боткина вспоминала: «Садом пользовались много и с любовью, особенно в те года, когда летом не ездили на дачу и оставались в городе»1. Однако с начала 1870-х годов он постепенно вырубался. Третьяковым пришлось пожертвовать садом ради создаваемого музея отечественного искусства.
_______________
1Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 2016. С. 38.
Дача
Николай Гриценко. Дом в Куракино. 1894-1895. Бумага, графитный карандаш, акварель.
Государственная Третьяковская галерея
Летние месяцы семья Павла Михайловича обычно проводила на арендованной даче. Поначалу Третьяковы снимали дом в селе Волынском, затем переехали в Кунцево, которое располагалось неподалеку и принадлежало богатому московскому купцу Козьме Терентьевичу Солдатёнкову. В Кунцеве любило проводить время именитое купечество, предпочитавшее летом тишину и покой.
Двухэтажный бревенчатый дом Третьяковых с открытым балконом спереди и крытой верандой сбоку стоял среди дубов и березового парка. Переезд из Москвы всегда был радостно-волнительным. Вера Павловна Зилоти впоследствии вспоминала: «Каждый верстовой столб на шоссе, каждый поворот на проселочной дороге наполнял душу такой неожиданной радостью, которая вспоминалась целую зиму и о которой целую зиму мечталось»2. Но в летнее время не обходилось и без неприятностей: «В Кунцево часто заходили воры, по очереди на все дачи, а потому все окна и наружные стеклянные двери закрывались массивными ставнями и запирались на железные болты»3.
_________________
2Зилоти В.П. В доме Третьякова. М., 2012. С. 148.
3Там же. С. 148-149.
Весной 1880 года Третьяковы переехали из Кунцева в Куракино, «на полпути к Троице-Сергиевской лавре, как раз между Мытищами, снабжавшими Москву питьевой водой, и дачным поселком Пушкиным»4. Здесь они снимали усадьбу у родственников Веры Николаевны Третьяковой — Сапожниковых. В бревенчатом одноэтажном доме, с дюжиной окон в длину фасада семья прожила почти двадцать лет. После смерти родителей здесь летом жила Александра Павловна Боткина вместе с дочерями Шурой и Тасей.
________________
4Там же. С. 273.
Праздники
Семья Павла Михайловича была религиозной, а потому главные православные торжества доставляли большую радость всем домочадцам. Празднование Пасхи представляло собой «торжественный церемониал»5. После заутрени и обедни в церкви Святого Николая в Толмачах, располагавшейся по соседству, рано утром во всю длину столовой накрывался стол с белоснежной скатертью. Два повара вносили освященные кулич и пасху, окруженные крашеными яйцами всех цветов, и ставили их вокруг корзины с цветами, которая возвышалась посреди стола. Здесь же «красовались окорок ветчины, нога телятины и фаршированная индейка (их же труды)»6. Домочадцы христосовались друг с другом и с прислугой, а затем приступали к праздничной трапезе. В течение дня к Третьяковым заезжали родственники, друзья и близкие знакомые.
Праздничный стол накрывался и на Рождество: снова принимали многочисленных гостей, которые «старались подогнать свои визиты так, чтобы… вкусно закусить, согреться, посмеяться, отдохнуть и лететь снова “Христа славить”»7. А в день Нового года семья Павла Михайловича снова принимала всех приезжавших с поздравлением, но закусочного стола уже не накрывали.
Праздничный стол накрывался и на Рождество: снова принимали многочисленных гостей, которые «старались подогнать свои визиты так, чтобы… вкусно закусить, согреться, посмеяться, отдохнуть и лететь снова “Христа славить”»7. А в день Нового года семья Павла Михайловича снова принимала всех приезжавших с поздравлением, но закусочного стола уже не накрывали.
__________________
5Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 2016. С. 476.
6Там же.
7Зилоти В.П. В доме Третьякова. М., 2012. С. 103.
Дети
Игра в «гигантские шаги» на даче Третьяковых в Куракино. 1888. Фотография.
Государственная Третьяковская галерея
Павел Михайлович и Вера Николаевна Третьяковы трепетно следили за развитием шестерых детей, стремились дать им полное домашнее образование. Вера Зилоти впоследствии писала, что «целый день шел по расписанию, до минут»8. Вместе с гувернанткой Натальей Васильевной Фофановой она и ее сестры обучались ботанике, анатомии, истории.
_______________
8Там же. С. 191.
В семье культивировалась и любовь к чтению. Каждый вечер перед сном в течение двух часов дочери Третьякова по очереди читали вслух произведения классиков всех стран, после чего ложились спать. Став старше, они с удовольствием листали большие фолианты, тома с иллюстрациями. Одной из их любимых книг были «Волшебные сказки» Шарля Перро в переводе Тургенева.
При этом, несмотря на следование строгому распорядку дня, у детей Павла Михайловича всегда оставалось время и на развлечения. Для малышей в зале дома в Лаврушинском переулке лежал «ковер с ящиками кубиков и деревянных кирпичиков». В детских комнатах всегда находились куклы и тетрадки для рисования. Четыре сестры — Вера, Саша, Люба и Маша — обожали играть в прятки в гостиной, там «столько было укромных уголков и покрытых скатертями столов»9. Зимой для детей у дома делали большую ледяную горку, которая тянулась через весь двор. Лето они вместе с родителями проводили на даче Третьяковых, здесь играли в крокет или «гигантские шаги».
__________________
9Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 2016. С. 304.
Распорядок дня Павла Третьякова
Павел Третьяков. 1897. Фотография.
Государственная Третьяковская галерея
Каждый день Павла Михайловича Третьякова, человека строгого и внимательного, был расписан по часам. Утром он вставал в шесть часов и прогуливался или работал с картинами в своем кабинете: покрывал их лаком, заделывал мелкие, доступные ему повреждения. Без четверти восемь коллекционер поднимался на второй этаж, в столовую, где его ждала двоюродная сестра — Мария Ивановна Третьякова, сидя за самоваром и кофейником. Выпив кофе, Павел Михайлович поднимался и уходил в свой кабинет, откуда дверь вела в галерею. Осмотрев ее, он шел в контору, которая располагалась рядом с кабинетом. Здесь Третьяков занимался ведением документов, связанных с делами Торгового дома и мануфактуры. Служащие конторы, по воспоминаниям Александры Павловны Боткиной, поражались колоссальной работоспособности Павла Михайловича: «Вокруг него все кипело»10.
________________
10Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 2016. С. 467
11Там же. С. 470.
Музыка
Вера Николаевна Третьякова за роялем. 1894. Фотография.
Государственная Третьяковская галерея
Как впоследствии вспоминала старшая дочь Третьяковых Вера Павловна Зилоти, «музыка у нас процветала или, вернее, была нашим “насущным хлебом”»12. В ее мемуарах с особой любовью говорилось о матери, Вере Николаевне Третьяковой (урожд. Мамонтовой), которая, будучи известной в Москве пианисткой, посвящала игре на фортепиано несколько часов в день. Среди ее любимых произведений были «Лунная соната» Бетховена, «Карнавал» Шумана, баллады и ноктюрны Шопена, экспромты Шуберта, этюды Паганини — Листа (в основе этюдов, созданных Листом, лежали темы из скрипичных произведений Паганини. — Прим. ред.). Когда Павел Михайлович оставался по вечерам дома, Вера Николаевна шла в залу и «играла без конца, всегда в темноте»13. Дети же часто забирались под рояль и сидели там, притаившись и слушая. Они тоже серьезно занимались музыкой. Старшие дочери Третьякова — Вера и Саша — брали уроки, оттачивая исполнительские навыки: «звуки фортепиано неслись почти целый день через “антрэ” по всему дому то из залы, то от нас»14. Вера Павловна любила подолгу импровизировать, чем неизменно вызывала восхищение отца, любившего музыку так же сильно. Музыкально одаренным был и самый младший ребенок в семье — Ванечка Третьяков, обладавший феноменальной музыкальной памятью.
По материалам книг А.П. Боткиной "Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве", В.П. Зилоти " В доме Третьякова".
__________________
12Зилоти В.П. В доме Третьякова. М., 2012. С. 171.
13Там же.
14Там же. С. 419.