19 мая 2020

Что почитать о Куинджи

Куинджи не оставил дневников, воспоминаний или переписки. Но уже с самых первых выставок, с середины 1870-х об Архипе Ивановиче много писали — критики и коллеги. Позднее ученики мастера оставили воспоминания о нём. Мы выбрали несколько изданий, которые помогут лучше разобраться в творчестве самого таинственного русского пейзажиста. 

Михаил Неведомский, Илья Репин. Архип Куинджи

Через три года после смерти Архипа Ивановича Общество имени Куинджи выпустило монографию о нём. Первую часть — биографию — написал известный критик Михаил Петрович Миклашевский, взявший псевдоним Неведомский. Вторую часть — статью «Архип Иванович Куинджи как художник» — Илья Ефимович Репин. Богато иллюстрированное издание 1913 года было подготовлено в одной из лучших типографий своего времени и неоднократно переиздавалось. Переоценить значение этой книги невозможно — она составлена современниками и друзьями живописца, её поэтичный, захватывающий язык переносит читателя в далёкий дореволюционный художественный мир и позволяет лучше понять художника. «Анахорет-демократ, расходующий гроши на личную жизнь, — и щедрый жертвователь на дело искусства… Непримиримый там, где дело коснётся его художественных убеждений, исполненный бурной энергии, властный, ни на вершок не сворачивающий с намеченного пути, — и мягко-сердобольный, снисходительный, нежный к людям и животным, особенно к страдающим, вечно готовый прийти на помощь чужому горю…» — так сказано о Куинджи во вступительной статье к изданию.

«Свет — очарование, и сила света, его иллюзия были его целью. Конечно, вся суть этого явления заключалась в самом Куинджи, в его феноменальности, личной, врождённой оригинальности. Он слушал только своего гения-демона. Но гений его был в полной гармонии с общим брожением, и он инстинктивно сливался с общей пульсацией новых требований и от искусства. Общее настроение интеллигенции того времени, особенно под влиянием проповедей Стасова, жаждало во всём новых откровений…» — писал Репин в статье «Архип Иванович как художник». Кстати, эту статью можно найти и в его мемуарах «Далёкое близкое» и сопоставить личность Куинджи с другими живописцами XIX века. 

Михаил Неведомский, Илья Репин. А.И. Куинджи. СПб., 1913

Аркадий Рылов. Воспоминания

«Обязательный» труд для всех исследователей Куинджи написан его учеником — пейзажистом Аркадием Александровичем Рыловым. Он был членом «Мира искусства», Союза русских художников, а также возглавлял Художественное общество имени Куинджи. Воспоминания пейзажиста вышли посмертно, в 1960 году, и не раз переиздавались. Эти мемуары рисуют Архипа Ивановича деятельным и цельным человеком, а ещё мудрым наставником. Читая их, легко можно представить, с каким волнением ученики ожидали оценки мастера: «Но за один этюд с розовым вечерним небом и силуэтом скалы мне попало. Он рассердился за нежно-розовый тон неба. “Это… надо бросить светлый краплак, это варенье, а не воздух…” — “Архип Иванович, — возразил я, — чем же писать такое небо?” — “Это… надо красной охры взять, а от неё и всё остальное переписать”, — сказал А.И.».

Аркадий Рылов. Воспоминания. Л., 1960

Виталий Манин. Куинджи

Виталий Серафимович Манин — известный искусствовед, исследователь творчества многих живописцев, но прежде всего Куинджи, которому была посвящена его докторская диссертация. Монография о пейзажисте вышла ещё в 1970-х годах и надолго стала одним из главных источников информации о художнике для широкой публики. Основанная на воспоминаниях и архивных данных, она ставит главные вопросы перед зрителями и читателями о судьбе живописца. Много лет Манин обращается к изучению его творчества: пожалуй, с этой книги стоит начать чтение о Куинджи, если вы понимаете, что тоже всерьёз и надолго покорены его неповторимыми пейзажами. 

Виталий Манин. Куинджи. М., 1976

Архип Куинджи. Каталог выставки

Каталог выставки Архипа Куинджи, прошедшей в 2018 году в Третьяковской галерее, — первая за долгое время серьёзная монография. Работу над изданием предваряли масштабные искусствоведческие и технологические исследования. В каталог включён не только корпус статей, но и большое количество качественных иллюстраций, отрывки из документов, обширная библиография. Особенно стоит отметить материал по технологическим исследованиям картин Куинджи — он хотя бы немного приоткрывает тайны мастерства пейзажиста. Впрочем, все философские, психологические и иные личностные заключения остаются в конечном счёте за зрителем. 

Архип Куинджи. Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. М., 2018

Алина Ефимова. Малоизвестные страницы из жизни и творчества Архипа Куинджи

По-настоящему захватывающая статья соответствует своему заголовку. Она опубликована на русском и английском языках, так что её можно рекомендовать и иностранному читателю. Здесь изложены неизвестные факты и перечислены определённые сомнения по поводу ряда эпизодов из жизни художника. Например, указана стоимость его пейзажей (проданных ещё при жизни автора), рассказывается о его путешествиях, о благотворительной деятельности, о применении электрического света на выставках. А среди иллюстраций есть даже дружеские шаржи. Приведено и важное высказывание Куинджи о собственной идентичности: «Я принужден заявить многоуважаемому г. Меньшикову, что я — русский» («Мир искусства», 1904, № 3). Действительно, непросто найти среди художников того, кто бы понимал суть русского пейзажа настолько точно. А вот по какому поводу Куинджи был вынужден сделать такое заявление, можно узнать из самой статьи. 

Алина Ефимова. Малоизвестные страницы из жизни и творчества А.И. Куинджи. Журнал «Третьяковская галерея». 2018. №3 

Алина Ефимова. Архип Куинджи. Ночь на Днепре

Альбом, посвящённый самой известной картине Куинджи, подготовлен научным сотрудником Третьяковской галереи и помощником куратора выставки живописца Алиной Ефимовой. История создания шедевра включена в повествование о развитии пейзажного жанра в творчестве Куинджи в целом. Также приведены воспоминания об эффектной выставке этой картины, подготовленной художником, любопытные факты о дружбе живописца с химиком Дмитрием Менделеевым и физиком Фёдором Петрушевским и о коллекционировании работ Архипа Ивановича. 

Алина Ефимова. Архип Куинджи «Ночь на Днепре». Государственная Третьяковская галерея. М., 2018

Владимир Сыркин. Художественная практика учеников Куинджи в Крыму

Эта, казалось бы, довольно узконаправленная статья будет интересна не только историкам искусства, но и всем, кто интересуется творчеством Куинджи. Владимир Сыркин, описывая художественную практику учеников мастера, приводит и непосредственные воспоминания некоторых из них. «Распорядок дня выглядел так. С утра все уходили на этюды, кто к морю, а кто и в горы забирался. В полдень обед, который готовил приставленный Куинджи для этой цели татарин из местных. Краткий отдых, и снова на этюды. Вечером ужин у самовара. Затем брали из палаток постельные принадлежности и отправлялись на пляж. Там ночевали в трёх шагах от моря. Двое из нас не выдержали дикой жизни: в раю им стало невыносимо. Бровар не переносил жары и постоянного морского шума, а Калмыков боялся сколопендр, тарантулов, уховёрток и прочих страшилищ, и оба скоро покинули нас», — писал ученик Куинджи Аркадий Рылов. Как и с какими целями Архип Иванович в 1896 году организовал путешествие для своих учеников, кто в нём участвовал, чем они занимались — обо всём этом увлекательно рассказывается в статье. Кроме того, описан маршрут художников, так что теперь каждый из нас может его пройти. Кстати, как воспоминание о той поездке в Крыму сохранился «пляж Куинджи».

Владимир Сыркин. Художественная практика учеников А.И. Куинджи в Крыму. Журнал «Третьяковская галерея». 2018. №3

Максим Дубаев Рерих

Куинджи оставил целую плеяду учеников и последователей. Некоторые из них описывают творческий метод художника, к тому же период их обучения приходился на мнимое «художественное затворничество» пейзажиста, что делает эти воспоминания ещё более ценными. Рекомендуем начать с заметок Николая Рериха — наверное, самого прославленного и своеобразного ученика Архипа Ивановича. О мастерской Куинджи и его уходе из Академии художеств можно узнать из книги «Рерих» Максима Дубаева, вышедшей в серии «ЖЗЛ». Это действительно захватывающее чтение, из которого к тому же можно многое узнать о нравах и «интригах», царивших в академии в конце XIX века. 

Максим Дубаев. Рерих. М., 2003

В материале использованы фотографии Даниила Примака (превью) и Евгения Алексеева (6) / Третьяковская галерея