02 декабря 2021

Текст Го­ло­во­кру­жи­тель­ная схватка на по­ста­мен­те

Скульптура «Футболисты» Иосифа Чайкова после длительной реставрации вернулась в постоянную экспозицию Третьяковской галереи. Об истории создания «остроумной композиции», об успехе на Всемирной выставке в Нью-Йорке, а также об особенностях реставрации скульптуры Лаврусу рассказала главный научный сотрудник музея, искусствовед Лариса Бедретдинова.

Статуарная группа «Футболисты» Иосифа Чайкова поступила в собрание Третьяковской галереи незадолго до войны, в 1941 году. Несколько десятилетий «Футболисты» стояли в сквере у здания галереи, свидетельства чему можно найти в том числе в литературе. Так, именно эту скульптуру видит герой повести Льва Кассиля «Ранний восход» — юный художник Коля Дмитриев, направляясь в Третьяковскую галерею: «Они прошли мимо бронзовых футболистов, которые уже много лет не могут отнять друг у друга мяч, непостижимо держась в головокружительной схватке на постаменте».

Созданию бронзовой скульптурной группы почти трехметровой высоты предшествовала небольшая гипсовая композиция, которую художник вылепил в 1928–1929 годы. Эта композиция — одна из первых в плеяде работ Чайкова на спортивную тематику. В других — «Волейбол», «Прыжок с шестом», «Пловчиха», «Гимнастка», «Аквалангистка», которые также хранятся в собрании музея, — мастер продолжает эксперименты со скульптурной формой.

Мне хотелось, чтобы зритель в моей работе ощутил то, что я чувствую сейчас и какое сейчас искусство в целом. Поэтому я искал свои решения и в какой-то мере критиковал тем самым существующие каноны и способы художественного мышления.

Иосиф Чайков

Ерануи Асламазян. Портрет скульптора И. М. Чайкова. 1944. Холст, масло.
Александр Лабас. Портрет скульптора И. М. Чайкова. 1975. Картон, масло.
Ерануи Асламазян. Портрет скульптора И. М. Чайкова. 1944. Холст, масло.
Александр Лабас. Портрет скульптора И. М. Чайкова. 1975. Картон, масло.

Среди популярных видов спорта футбол в России был новой игрой. Первый матч состоялся в 1893 году в Царском Селе как интермедия между этапами соревнований велосипедистов и вызвал весьма скептическую реакцию журналистов. А в 1920-е годы увлечение игрой в футбол воспринималось как элемент нового быта наряду с кинематографом, теннисом, фокстротом.

Импульсом к работе над произведением, по-видимому, послужили впечатления от первой всесоюзной спартакиады СССР, проходившей в августе 1928 года в Москве. К началу соревнований было завершено строительство самого крупного в России стадиона «Динамо», вмещавшего 25 тысяч человек. Стадион открылся матчем между сборными Белорусской ССР и футбольных клубов Швейцарии. Благодаря зрелищности футбольный турнир собрал огромную аудиторию.

Иосиф Чайков.  Футболисты. Эскиз. 1928–1939. Гипс тонированный.
Иосиф Чайков. Футболисты. Эскиз. 1928–1939. Гипс тонированный.

Первый вариант «Футболистов» в 1929 году появился на выставках объединения «Четыре искусства» и Общества русских скульпторов. Двухфигурная группа сразу привлекла внимание критики, в журнальном обзоре выставочного сезона в Москве историк искусства Фрида Рогинская отметила «остроумную композицию» произведения. Чайков избрал наиболее напряженный момент решающей борьбы за мяч. Фигуры нападающего и вратаря буквально парят в воздухе, охваченные динамикой движения, азартом спортивного состязания. Сложная композиция «Футболистов» виртуозно уравновешена. Вся тяжесть скульптуры держится на ступне одного из игроков. Это даже не плоскость, а узкая линия опоры, потому что нога соприкасается с основанием лишь ребром ступни.

В самом деле, создавая скульптурное произведение в пространстве, недостаточно изобразить рельефный силуэт, который рисуется как плоскостное статичное пятно в воздухе. Надо, чтобы оно обладало своей органической сущностью, такой же закономерной, как дерево, растущее и прорывающее в своем развитии пространство.

Иосиф Чайков

К середине 1930-х футбол стал еще популярнее. В 1936 году режиссер Сергей Тимошенко снял фильм «Вратарь» по сценарию Льва Кассиля, в 1937 году в журнале «Красная новь» публиковался роман Кассиля «Вратарь республики», созданный на основе сценария к фильму. С 1936 года начинают проводиться чемпионаты СССР по футболу. В игре, суть которой в нападении на ворота соперника, все важнее становится идея защиты, а самой значимой фигурой оказывается вратарь. Стоя на страже футбольных ворот, он уподобляется пограничнику, охраняющему родную землю. Спорт и военная служба становятся взаимосвязанными. Ярче всего это было сформулировано в «Спортивном марше», написанном Исааком Дунаевским и Василием Лебедевым-Кумачом:

Эй, вратарь, готовься к бою, 

Часовым ты поставлен у ворот! 

Ты представь, что за тобою 

Полоса пограничная идет!

В 1938 году при подготовке советской экспозиции для Всемирной выставки в Нью-Йорке Чайкову было предложено, используя прежний эскиз, выполнить большую группу в бронзе. В отличие от первого варианта скульптуры, в котором изображения спортсменов носят обобщенный характер, а роли игроков никак не обозначены, композиция, выполненная по заказу выставочного комитета, более детализирована. В ней больше реалистических подробностей, в частности в нижней фигуре благодаря перчаткам и свитеру узнается вратарь.

Известный советский искусствовед Михаил Алпатов ставил это произведение в один ряд с шедевром Веры Мухиной: «Образы двух молодых спортсменов, созданные Чайковым, имели в ту пору такое же символическое значение, как и появившиеся позднее «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной. В этих сильных и гибких телах, в азарте игры почти оторвавшихся от земли, видели воплощение идеалов тех лет».

Скульптурная группа «Футболисты» была установлена в советском павильоне Всемирной выставки в Нью-Йорке, которая открылась 30 апреля 1939 года. Работа Чайкова находилась в зале «Культура и отдых» в окружении диорам, изображающих виды пионерлагеря Артек и санаторных курортов Сочи и Кисловодска. Среди посетителей выставки «Футболисты» пользовались большим успехом и воспроизводились на страницах крупнейших газет и журналов Америки.

Строительством советского павильона и организацией всех экспозиционных работ занимался комитет советской части Международной выставки, и когда в 1941 году он был упразднен, скульптура «Футболисты» поступила в собрание Третьяковской галереи.

В середине 1980-х годов произошло объединение Государственной Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, и «Футболистов» передали в фонд отдела скульптуры ХХ века. После проведения работ по очистке произведения оно в 1995 году вошло в постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» на Крымском Валу.

Скульптура «Футболисты». Государственная Третьяковская галерея. 2021
Скульптура «Футболисты». Вид экспозиции. Государственная Третьяковская галерея. 2021
Скульптура «Футболисты». Государственная Третьяковская галерея. 2021
Скульптура «Футболисты». Вид экспозиции. Государственная Третьяковская галерея. 2021

Обследование состояния сохранности «Футболистов» в 2016 году показало, что необходимо вмешательство реставраторов. Только к концу 2021 года реставрационные работы удалось завершить. Реставрация потребовала сложных инженерно-технических исследований и создания специальной конструкции для доступа к нижней стороне основания скульптуры. В процессе стало известно, как скульптору и литейщику удалось добиться устойчивости всей конструкции. Отлив произведения в бронзе в свое время произвел на скульптурном комбинате «Всекохудожник» Владимир Васильевич Лукьянов, мастерски воплотивший в металле авторский замысел. Литейщик сумел прекрасно распределить бронзу, сделав опору всей композиции массивной, а фрагменты, расположенные дальше от точки опоры, более полыми и тонкостенными. Для равновесия масс у фигуры нападающего объем головы сделан цельнолитым.

Однако Лукьянов столкнулся с трудностями при отливке основания, задуманного скульптором. По замыслу Чайкова, оно должно было иметь форму огромного утолщенного в центре диска диаметром в два с половиной метра. Ширина диска не позволяла подойти вплотную к фигурам, а его покатая форма, приподнимала футболистов над зрителями. Усиливался закручивающий эффект спирали, по которой развертывается движения фигур, подчеркивалась его легкость, создавалось впечатление прыжка-полета и устремленности ввысь. Диск больше отвечал особенностям композиции «Футболистов», но литейщик выполнил традиционное основание в виде круглого плинта, размер которого меньше диаметра самой группы. Фигуры Лукьянов отлил вместе с фрагментом плинта, затем этот сегмент вставил в плинт и скрепил конструкцию ободом. В ходе реставрации возникла необходимость снять стягивающий конструкцию обод, поскольку он подвергся сильной коррозии, и заменить. Во время этой операции под подписью Чайкова на торце плинта реставраторами была обнаружена исторически важная надпись: «“Всекохудожник”. Москва. 1939 г.».


Превью: Фотография Юлии Захаровой / Государственная Третьяковская галерея