2 Шадр. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания о скульпторе. Сост. и автор вст. статьи О.П. Воронова. М.,1978. с. 69
После непосредственного общения с жителями зауральской деревни скульптор изменил свой первоначальный замысел. Об этом замысле можно судить по рисунку, датированному и подписанному скульптором «Шадр 22г Март Москва», который хранится в собрании галереи. Крестьянин с длинной седой бородой, гневным взглядом поражает суровой величественностью и статью. В руках у него коса, лезвие которой закинуто за плечи. Грозный вид мужика заставляет думать, что он способен использовать косу не как привычное орудие труда, а скорее как оружие. Отчаявшись найти справедливость, он готов присоединиться к рабочему и красноармейцу и поднять восстание. В таком варианте все три персонажа представляли активную революционную силу. Каждый из них узнавался по своему атрибуту. На плече красноармейца в буденовке виден ремень от винтовки, а рабочий положил руки на молот. Однако окончательный скульптурный образ крестьянского мужика значительно отличается от того, который зафиксирован в рисунке.
В портрете запечатлено иное настроение, чем в бюстах «Рабочего» и «Красноармейца», из которых один, твердо осознавая свои цели, гордо смотрит вперед, другой простодушно открыт впечатлениям. Крестьянин повернул голову в сторону и опустил взгляд, он в раздумье и не готов к решительным действиям. Шадр подчеркнул в его характере осмотрительность и недоверчивость, упрямство. Отличается бюст и отсутствием какого-либо атрибута, намекающего на принадлежность к крестьянству.
Все три бюста выполнены в едином экспрессивном стиле с выразительными контрастами светотени. Они значительно превышают размер натуры, вылеплены энергично и отличаются яркостью психологических характеристик. Изображения получили широкую известность благодаря распространению на денежных купюрах, государственных облигациях, марках. Бюсты приобрел комитет сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, открывшейся в 1923 году. Шадр получил новые заказы, в частности, выполнил большую статую рабочего-металлиста, воздвигнутую перед входом в главный павильон выставки, а также рельеф «Борьба с землей», задуманный для скульптурного украшения фонтана на главной перспективе выставки.