10 июня 2021

Текст История создания Мемориального музея-квартиры Васнецова

Недалеко от Чистопрудного бульвара в тихом московском переулке (Фурманный, 6) стоит замечательный доходный дом начала XX века. Мемориальная доска у входных дверей с барельефным портретом гласит, что здесь жил, работал и скончался прославленный русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов. В этом доме он провел последние три десятилетия своей жизни — с 1904 по 1933 год.

Мемориальный музей — особый мир, возрождающий образ талантливого человека, воссоздающий атмосферу и обстановку, в которой он жил и творил, встречался со своими знакомыми и друзьями. Посетители, выходя из мемориального музея, навсегда уносят память о высоком искусстве мастера.

Всеволод и Екатерина Васнецовы в мастерской.
Всеволод и Екатерина Васнецовы в мастерской.

Именно таким стал Музей-квартира художника Аполлинария Васнецова, открывшийся в апреле 1965 года благодаря труду, энергии, увлеченности организаторов. Ими стали сын художника, известный исследователь Арктики, полярник Всеволод Аполлинарьевич Васнецов и его жена Екатерина Константиновна. Они прожили в этом доме до конца жизни, художественно-мемориальная коллекция формировалась и создавалась на основе их дара: живописи и графики художника, архива семьи, книг, мебели, выполненной по эскизам Аполлинария Васнецова. Его потомки одновременно являлись создателями, дарителями и сотрудниками музея.

Когда переступаешь порог этого дома, кажется, что попадаешь в прошлое, в начало XX века. В этих комнатах жил и работал Васнецов. Здесь он писал свои картины и научные доклады. Здесь сохранилось все, что его окружало. Мебель, книги, мольберты, этюдники с красками и кистями, инструменты, картины и рисунки — все так, как было при жизни художника.

Мемориальное значение этого здания велико — не только потому, что здесь жил выдающийся русский художник и патриот Москвы, но и потому, что дом видел цвет русской интеллигенции начала XX столетия. В гостях у Аполлинария Васнецова бывали писатели Иван Бунин, Владимир Гиляровский, Николай Телешов, ученый Константин Тимирязев, оперный певец Федор Шаляпин, художники Виктор Васнецов, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Леонид Пастернак, Константин Коровин, Абрам Архипов, Сергей Виноградов, Василий Переплетчиков и многие другие.

Здесь нет тишины забытого жилища, покинутого его владельцем. И сейчас квартира Аполлинария Михайловича — это уютный, теплый, согретый любовью дом, где царит атмосфера естественной жизни и творческого состояния души художника, ушедшей эпохи. Счастливым образом здесь сохранились следы характера, интересов, привычек и маленьких слабостей Васнецова. Он незримо присутствует в мире своих работ. А домашняя обстановка с портретами и фотографиями семьи позволяет почувствовать себя ближе к художнику. Квартира дарит гостям радость встречи с Аполлинарием Михайловичем и его творчеством.

Квартира, в которой проживал художник со своей семьей — женой и сыном, — состояла из шести комнат: гостиной, кабинета, столовой (впоследствии домашней мастерской), детской, спальни и кладовой.

Зал «Пейзаж».
Зал «Пейзаж».

Интерьеры комнат достоверны и точны. Семья Васнецовых жила в них до 1996 года. Обстановка удобна и красива. Разностилевая мебель спокойно «уживается» в доме, не создавая дискомфорта. Картины Васнецова и его друзей-художников создают неповторимую оригинальную атмосферу, присущую только этому дому.

Формирование музея и его коллекции происходило почти 40 лет. В 1956 году исполнилось 100 лет со дня рождения Аполлинария Васнецова. По случаю юбилея в Государственной Третьяковской галерее состоялась персональная выставка художника, а на доме в Фурманном переулке была установлена мемориальная доска.

Были еще живы его современники — Игорь Грабарь, Константин Юон, Павел Корин — и его ученики — Сергей Герасимов, Борис Иогансон, Василий Мешков, Борис Яковлев. Заботясь об увековечении памяти Аполлинария Васнецова, они обратились в 1956 году с письмом в Министерство культуры СССР по поводу устройства мемориального музея.

Всеволод Аполлинарьевич, сын художника, живший в той самой квартире 21, где Васнецовы поселились в 1904 году, решил отдать под музей одну из своих комнат и передать в дар городу коллекцию картин и архив. Но в небольшом помещении невозможно было должным образом все разместить. После уплотнения в 1924 году в квартире жили еще две семьи.

13 декабря 1957 года Мосгорисполком принял решение «О воссоздании мемориальной мастерской художника» как филиала Музея истории и реконструкции города Москвы. В 1958-м расселили соседей и провели ремонт. Васнецовы решили оставить жилыми две маленькие комнаты — бывшую спальную и детскую Всеволода Васнецова, а большие — гостиную, кабинет и столовую — превратить в музей. В 1960 году открылась для посещения мемориальная мастерская (бывшая столовая), в которой художник работал последние 15 лет. Раз в неделю Всеволод Аполлинарьевич и его супруга Екатерина Константиновна принимали гостей, показывая мастерскую, и проводили экскурсии. Многие посетители музея до сих пор с восхищением вспоминают эти встречи с Васнецовыми, как открывал дверь и встречал их «высокий, красивый, седой мужчина в морском кителе», был он любезен и интересно «рассказывал о художнике». Оказывалось, что это сын художника, моряк, проживающий в этой квартире, что для увековечения памяти отца он «терпит такие неудобства жительства». Так всю жизнь Васнецовы и прожили не для себя, а для музея и его посетителей.

Е. К. Васнецова и Л. А. Беспалова за чаем в квартире по Фурманному переулку, дом 6.
Е. К. Васнецова и Л. А. Беспалова за чаем в квартире по Фурманному переулку, дом 6.

В 1965-м мемориальный музей открылся полностью. Уютный и достаточно полный, он отражал все грани творчества художника. С 1967 года и до конца своих дней (1996) заведующей музеем была Екатерина Константиновна Васнецова.

Около двух десятилетий музей-квартира существовал как филиал Музея истории и реконструкции Москвы. В 1986-м было образовано Всесоюзное музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея». Заботясь о дальнейшей судьбе наследия братьев Васнецовых, Всеволод Аполлинарьевич вместе с Андреем Владимировичем Васнецовым (внуком Виктора Михайловича Васнецова, профессором живописи) обратился в Министерство культуры с просьбой о переводе Дома-музея В. М. Васнецова и Музея-квартиры А. М. Васнецова в ведение Третьяковской галереи.

И все-таки помещения для полноценного музея были слишком малы. В семье оставались многие картины, памятные вещи, архив, библиотека; экспонировать их было негде. Всеволод Аполлинарьевич задумал расширить музей за счет соседней квартиры через лестничную площадку (квартира 22). Екатерина Константиновна, как заведующая музеем, с энтузиазмом взялась за это трудное дело. Хлопоты были долгими. Но она обладала редким даром убеждать людей и достигать намеченной цели. В 1980 году вышло постановление Моссовета «О предоставлении музею для его расширения квартиры 22, находящейся на одной площадке с музеем». Она была расселена, и после реставрационных работ открылась экспозиция, посвященная жизни и творчеству Аполлинария Васнецова. Супруги решили, что после их кончины занимаемые ими комнаты квартиры 21 также станут частью экспозиции со всеми находящимися в них картинами и предметами.

Всеволод Васнецов скончался в 1989 году. Екатерина Константиновна составила завещание в пользу Третьяковской галереи о передаче всех комнат в квартире художника и всего имущества в ней находящегося для расширения экспозиции Музея-квартиры А. М. Васнецова.

После смерти Е. К. Васнецовой в 1996 году музей окончательно перешел Государственной Третьяковской галерее. Была открыта новая экспозиция в мемориальной квартире художника и его семьи и в присоединенной в 1983 году соседней квартире, где разместились основные живописные произведения мастера.

В залах музея можно увидеть этюды разных уголков России и Европы, городские пейзажи, рисунки и автолитографии, посвященные истории Москвы, дубовую мебель с растительным и мифологическим резным орнаментом, созданную по эскизам Аполлинария Васнецова.

Гостиная.
Кабинет Аполлинария Васнецова.
Гостиная.
Кабинет Аполлинария Васнецова.

Квартира сохраняет уникальную атмосферу московского «профессорского» дома начала XX века. В уютной гостиной, обставленной старинной мебелью, посетители могут приобщиться к интеллектуальной жизни хозяев и их гостей, а в рабочем кабинете и домашней мастерской погрузиться в особую атмосферу творчества русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова.

С 1967 года проводятся Васнецовские вечера. В первое время на них с воспоминаниями выступали коллеги, друзья Аполлинария Михайловича по искусству, науке и общественной деятельности, теперь — специалисты науки, искусства и культуры. Заканчиваются вечера музыкально-вокальной программой произведений русских и зарубежных композиторов, которые исполнялись в доме у Аполлинария Васнецова. Музыкальные произведения Петра Чайковского, Николая Римского-Корсакова, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Фридерика Шопена были особенно любимы Всеволодом и Екатериной Васнецовыми.

Трепетно и бережно поддерживает музей связь с потомками рода Васнецовых, которые присутствуют на мероприятиях музея, помогая сохранять особую атмосферу. На многих встречах выступали и потомки знаменитых купцов Красильщиковых и Алексеевых, породнившиеся с Васнецовыми. Тесное сотрудничество поддерживается с Вятским художественным музеем, носящим имя братьев Васнецовых, и с Вятским землячеством.

Музей всегда ждет своих посетителей в гости к Аполлинарию Васнецову.


Превью: Аполлинарий Васнецов. Музей-квартира А. М. Васнецова