Детство, война и учеба в Москве
1933
30 сентября в Днепропетровске (ныне Днепр, Украина) в семье Иосифа Бенционовича Кабакова и Бейлы Юделевны Солодухиной родился сын Илья.
1941
Осенью отец и мать вместе с Ильей через Северный Кавказ уезжают в эвакуацию в Самарканд. Художник вспоминал, что во время эвакуации из Днепропетровска он видел, как бомба убила собаку, бежавшую за телегой.
1943
Поступает в школу при Ленинградской академии художеств, преподавательский состав которой был эвакуирован в Самарканд. Вместе со школой реэвакуируется в Загорск. Мама уезжает вместе с ним. Его отец в это время был на фронте.
Бейла Солодухина © Архив Ильи и Эмилии Кабаковых
1951
По окончании МСХШ поступает в Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова (МГХИ) на факультет графики, в мастерскую книжного иллюстратора Бориса Дехтерёва.
1953
Создает цикл абстрактных графических рисунков пером в изобретенной сюрреалистами технике автоматического письма. Позднее Кабаков объединит значительную часть этих работ в «Четыре альбома», которые войдут в цикл «На серой (и белой) бумаге» (1975–1980).
1956
Работает над дипломом — иллюстрациями к роману Шолом-Алейхема «Блуждающие звезды». Для сбора натурных впечатлений летом путешествует по Молдавии. Начинает сотрудничать с издательствами «Детгиз» и «Малыш» как иллюстратор.
…В это время я усердно внедрялся в детские издательства “Детгиз” и “Малыш”: надо было делать книжки, зарабатывать на жизнь <…> с 1957 года, я должен был делать по 5–6, а то и 8 книг в год.
Официальная работа и неофициальное творчество
1957
Оканчивает МГХИ. Вместе с сокурсниками Эриком Булатовым и Олегом Васильевым знакомится с художником-авангардистом Робертом Фальком. Посещает мастерскую Фалька в Москве. Пробует писать картины с натуры в стилистике Сезанна. Задумывается о том, что такое «шедевр», и пытается его «изготовить».
Изготовление “шедевра” <…> очень важно для перехода из инфантильного возраста в следующий… Это решимость сделать что-то в мире, который обходился без тебя до сих пор, не знал о твоем существовании и не хочет его знать. Это акция уже в “мире”, вовне, а не только “для себя” и “внутри”.
1958
Летом в издательстве «Детгиз» знакомится с художником Юло Соостером. Позже встречается с художником Юрием Соболевым, скульптором Эрнстом Неизвестным, поэтом Михаилом Гробманом и художником Владимиром Янкилевским. Осенью вместе с Соостером находит подвал на Таганке под общую мастерскую.
1962
На даче Эрика Булатова пишет «Автопортрет» в лыжной шапке, который стал его последним живописным произведением, выполненным в классической манере. Работает над серией рисунков «Душ».
1965
Вступает в Союз художников СССР как график.
С серией рисунков «Душ» участвует в выставке «Альтернативная действительность II» в Италии, организованной куратором Энрико Криспонти.
Илья Кабаков. Автопортрет. 1962 © Собрание Ильи и Эмилии Кабаковых
1966
Вместе с Соостером переезжает в новую мастерскую — в подвал на Больших Каменщиках. Кабаков пишет:
Мы провели в ней всю зиму 66/67 года в невозможной тесноте и сырости.
Благодаря Эрнсту Неизвестному в мастерскую приходят корреспонденты британской газеты Sunday Times, которые фотографируют произведения-объекты «Царица-муха» и «Мальчик».
В июне 1966 года в кафе «Синяя птица» на выставке-вечере Кабаков показывает три работы — «Рука и репродукция Рейсдаля», «Мальчик», «Голова с шаром» — и серию рисунков. В выставке также принимают участие Эрик Булатов и Олег Васильев.
1967
Интуитивно находит помещение для новой мастерской и в тот же день получает разрешение от Художественного фонда СХ СССР на ее постройку. Работы по оборудованию мастерской на чердаке дома страхового общества «Россия» начинаются в сентябре, по соседству обустраивается и Соостер. Вскоре мастерская Кабакова становится местом встреч для «подпольщиков» — представителей неофициальной московской художественной среды.
Начинает работать над картинами на планшетах из прессованного картона (мезонита), среди которых «Смерть собачки Али» (1969).
В новой мастерской зимой 67/68, перевезя все из старой, я не стал делать “объемные” большие работы, а сразу перешел на плоские большие форматы, покрытые эмалью. Первой работой был “Бублик” (1970) <…> после — “Бердянская коса”.
Московский концептуализм
1968–1969
Начинает работать над серией «ЖЭК». В 1969-м — над «Ответами экспериментальной группы» и «Все о нем».
1970
Во время летнего отдыха в Доме художника в Гурзуфе создает серию графических рисунков «Летают», позже вошедших в цикл альбомов «Десять персонажей». Этот цикл, который начинает альбом «Вшкафусидящий Примаков», художник будет развивать на протяжении 1970-х.
1970-е
Художник остро ощущает застойность 1970-х, отмечая, что это период «тоски, безысходности и ужаса» жизни в СССР.
…Все прошло, до 74 года, под неисходным ощущением конца, неизбежным для тебя и твоих близких художников истреблением. После 74-го — Подвига Оскара (имеется в виду организация и проведение “Бульдозерной выставки”. — Прим. ред.), выставок в Измайлово и на “Пчеловодстве”, образовании “Горкома” — ощущение гибели и истребления уменьшается, страха меньше, но ощущение нелепости, безнадежности своей судьбы остается все то же… Вся эта бурная эпоха середины 70-х прошла у меня как бы над головой…
Специально для своей книги «60–70-е. Записки о неофициальной жизни в Москве» создает «График “надежды” и “страха”».1
1. Кабаков И. 60–70-е. С. 86.
1973
В чешском журнале о современном искусстве Výtvarné umění искусствовед Индржих Халупецкий публикует статью о содружестве авангардных московских художников, имевших мастерские в московском районе от Маросейки до Б. Дмитровки и до Уланского переулка. Халупецкий называет этих художников «школой Сретенского бульвара». Среди прочих упоминаются Эрик Булатов, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эдуард Штейнберг, Владимир Янкилевский — ведущие московские художники 1970–1980-х. Термин «школа Сретенского бульвара» прижился в искусствоведческой среде, хотя в действительности этих художников вряд ли можно объединить в школу или группу.
1974
Кабаков отказывается принимать участие в «Бульдозерной выставке». Позднее в своих воспоминаниях Кабаков подробно проанализирует художественную жизнь 1970-х:
…Общая ситуация художественной жизни мне казалась патологической и невменяемой окончательно и бесповоротно, и никакой героической акцией изменить в ней ничего было невозможно. Но я был не прав, как оказалось. Если не существо “художественной ситуации” <…> то степень и содержание страха <…> стали после 74-го года несколько иными. <...>
В нашем “подпольном” художественном мире — возможно, важнейшее общественное в сфере искусства событие — “Бульдозерная выставка” 74-го года, после которой художественная жизнь “подполья”, вышедшая на относительную поверхность, пошла уже совсем по-другому, а само событие явилось поворотным пунктом <…> со многими последствиями и уже далеко за рамками “неофициального” искусства».
1983–1984
Начинает работать над первыми инсталляциями: создает произведение «Муха с крыльями» для ГМИИ им. А. С. Пушкина, а в мастерской показывает инсталляцию «16 веревок».
Выставляет первую инсталляцию «Муравей» (1983) в холле Московского горкома художников-графиков на Малой Грузинской. Небольшая по формату работа состояла из титульного листа издания «Детгиза» и пяти страниц с комментариями художника.
В Москву приезжает директор Центра Помпиду Доминик Бозо и покупает для музея два альбома из цикла «Десять персонажей»: «Вшкафусидящий Примаков» и «Полетевший Комаров».
1984–1985
Создает и показывает в своей мастерской первую тотальную инсталляцию — «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». В августе 1985 года директор парижского Центра современного искусства Помпиду и куратор выставки «Москва — Париж» (1979, Центр Помпиду; 1981, ГМИИ им. А. С. Пушкина) Жан-Юбер Мартен организует первую зарубежную выставку Ильи Кабакова On the Margins в Кунстхалле в Берне (Швейцария).
Публикует в «Литературной газете» статью «У искусства нет нелюбимых детей (текст конформиста)». В тексте Кабаков призывает к официальному признанию экспериментального искусства в СССР, что считалось недопустимым.
Илья Кабаков. Инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985) © Центр Помпиду (Париж). Фото: Е. Алексеев / Третьяковская галерея. 2018
...Знаменитое ныне передвижничество, составляющее важное звено в истории русской культуры, на каком-то этапе своего существования тоже было явлением неофициальной культуры.
Нам еще предстоит открытие: мир не перевернется, и небо не упадет на землю, если нынешние “академики” и “авангардисты” будут на равных правах представлены в наших выставочных залах. Опыт показывает, что в истории им уже уготовано мирное сосуществование, ведь они — дети одной эпохи. А детей, как правило, не бывает любимых и нелюбимых.
1986
Газеты «Московская правда» и «Советская культура» жестко критикуют Кабакова за «неофициальное» искусство. В результате книжная иллюстрация оказывается практически закрыта для «неблагонадежного» художника.
Тотальная инсталляция и эмиграция
1987
Получает стипендию от Министерства культуры Австрии и по приглашению куратора Петра Пакеша уезжает в полугодовую резиденцию в Грац.
Центр Помпиду приобретает в свою коллекцию инсталляцию «Человек, который улетел в космос» и две картины Кабакова. Инсталляция позже была показана в Feldman Gallery (1988), после чего вернулась в собрание Помпиду.
1988
В Граце создает инсталляцию «Перед ужином».
В марте уезжает в Россию на две недели, а затем отправляется в США для подготовки персональной выставки в Нью-Йорке.
В апреле в галерее Рональда Фельдмана в Нью-Йорке открывается выставка тотальной инсталляции Кабакова «Десять персонажей».
Получает стипендию французского Министерства культуры. Живет в Париже.
1989
Начинает работать в соавторстве с Эмилией Кабаковой; с 1990 года все инсталляции делаются ими в соавторстве.
На выставке «Маги земли» в Центре Помпиду показывает инсталляцию «Человек, улетевший в космос из своей комнаты».
Получает немецкую стипендию DAAD и переезжает в Берлин, где в течение года создает инсталляцию «Выставка одной книги», которую представляет в 1990-м на выставке в Берлине.
1990
Международное жюри музея Людвиг-форум в Аахене (Германия) удостаивает Илью Кабакова премии Aahen Art Prize Aahen.
Участвует в 8-й Сиднейской биеннале современного искусства.
Создает инсталляцию «Три русские картины».
1991
Наряду с ведущими, такими художниками, как Луиз Буржуа, Крис Бурден, Софи Калле, Дэвид Хэммонс, Брюс Науман и Адриан Пипер, принимает участие в выставке Dislocations в нью-йоркском МоМА. На этой выставке Кабаков показывает инсталляцию «Мост».
Участвует в выставке в центре современного искусства Rooseum (Мальмё, Швеция).
Создает инсталляцию «Сумасшедший дом, или Институт креативных исследований».
На выставке в Музее Карнеги (Питсбург, США) представляет инсталляцию «Мы навсегда уезжаем отсюда».
Международные проекты и выставки в России
1992
Вместе с Эмилией принимает участие в выставке современного искусства Documenta IX в Касселе с тотальной инсталляцией «Туалет». А также участвует во множестве выставок в музеях по всему миру: в Японии, Германии, США, Канаде, Южной Корее, Новой Зеландии, Бельгии, Дании, Финляндии, Испании.
Проводят курс авторских лекций о тотальной инсталляции в Государственной художественной школе во Франкфурте.
Получает премию Arthur Köpcke Award (Копенгаген, Дания).
Как автор сценографии и костюмов участвует в постановке оперы «Жизнь с идиотом» Альфреда Шнитке (дирижер — Мстислав Ростропович, режиссер-постановщик — Борис Покровский) в Национальной опере в Амстердаме.
Илья Кабаков и Эмилия Леках официально вступают в брак.
1993
Художник вместе с супругой представляет Россию на 45-й Венецианской биеннале с инсталляцией «Красный павильон». Проект получает Почетный диплом и медали за лучшую выставку Венецианской биеннале 1993 года.
Получает премию Йозефа Бойса и премию Макса Бекмана.
В музее Стеделейк Кабаковы представляют инсталляцию «Большой архив» — авторское видение российской и международной бюрократической системы. Кроме того, музей приобретает инсталляцию «Детская библиотека» — часть тотальной инсталляции «Мы навсегда уезжаем отсюда».
По приглашению скульптора Дональда Джадда художники строят в Фонде Chinati (Техас) постоянную инсталляцию «Школа № 6».
1995
В Центре Помпиду Кабаковы возводят инсталляцию «Мы здесь живем». Критик Екатерина Деготь так пишет об этой работе: «...Вот уже двенадцать лет [Кабаков] терпеливо объясняет Западу, что “империя зла” может быть предметом как ужаса, так и любви. Вероятно, главное, что сделал Кабаков (и сделанное им уже необратимо), — сумел убедить Запад, что советский тоталитарный опыт есть не незначительный эпизод, но неотъемлемая часть драматического опыта ХХ века».
Кабаков удостаивается титула кавалера ордена Искусств и Литературы в Париже.
МoMA приобретает инсталляцию «Человек, улетевший в картину» и представляет ее в экспозиции.
Художники участвуют в первой биеннале современного искусства в Йоханнесбурге (ЮАР).
1997
Международная ассоциация искусствоведов (AICA) награждает Кабакова за лучшую выставку, которой стала инсталляция «Жизнь мух» в частной галерее Барбары Гладстон в Нью-Йорке.
Участвуют в Биеннале американского искусства Уитни с инсталляцией «Лечение памятью».
Инсталляция «Мы были в Киото» становится частью Основного проекта 47-й Венецианской биеннале (куратор Джермано Челант).
1998
Музей Модерн Кунст во Франкфурте-на-Майне приобретает инсталляцию «Веревка жизни» и представляет выставку «Веревка жизни и другие инсталляции».
Штеделевский художественный институт и городская галерея во Франкфурте-на-Майне проводят выставку «От Вермеера до Кабакова».
1999
Илья и Эмилия Кабаковы начинают работу над инсталляционным проектом «Альтернативная история искусств» — выставкой «Жизнь и творчество Шарля Розенталя» в городе Мито (Япония).
Ирландский музей современного искусства в Дублине представляет инсталляцию Кабакова «Детская больница».
2000
Художники участвуют в открытии Tate Modern, где представлена инсталляция из коллекции музея «Лабиринт. Альбом моей матери»; реализуют постоянную лэнд-арт-инсталляцию в Этиго-Цумари Арт Триеннале «Рисовые поля», получившую приз как лучший паблик-арт-проект Японии.
Выставка «От Бойса до Кабакова» в Городской галерее Центра искусств и медиатехнологий Карлсруэ (Германия).
Инсталляция «Игра в теннис» приобретена в постоянную коллекцию Третьяковской галереи.
Илья Кабаков получает почетное звание доктора философии в Университете Берна.
С 2000 по 2017 год Кабаковы участвуют по 25–45 выставок в год, включая участие в Венецианской, Сиднейской, Сингапурской, Стамбульской биеннале.
2002
Илья Кабаков в Вене получает одну из самых значимых и престижных наград в области современного искусства — премию Оскара Кокошки.
2003
Илья и Эмилия Кабаковы стали авторами сценографии оперы Оливье Мессиана «Святой Франциск Ассизский», поставленной во время Рурской триеннале, а позже представленной в Мадриде.
2004
Илья и Эмилия Кабаковы представили в Государственном Эрмитаже выставку «Случай в музее и другие инсталляции». В декабре этого же года московская галерея Stella Art (ныне Stella Art Foundation) показала несколько картин и объектов Кабаковых, созданных в 1994–2004 годы.
2005
В египетском городе Сива Илья и Эмилия Кабаковы запускают первый «Корабль толерантности».
“Корабль толерантности” — это диалог, образец современного паблик-арта, обращен ко всем, а не к избранному кругу интеллектуалов. Главное здесь — тема толерантности: не показать самого себя, чего хочет каждый взрослый или ребенок, а показать, что другой точно такой же, как и ты. Для сегодняшнего дня это потрясающей важности тема, когда каждый кричит о себе и хочет сказать, что только он прав.
В дальнейшем «Корабль толерантности» будет установлен в Венеции, Цуге, Санкт-Морице, Шардже, Майами, Чикаго, Нью-Йорке, Гаване, Москве (в Парке Горького), Самаре, Риме (под покровительством Папы Римского и Ватикана), Германии, Ростоке, Лондоне (напротив Tate Modern).
2006
В Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке проходит выставка Russia!, где среди около 300 исторически значимых произведений русского искусства наряду с иконами Андрея Рублева и Дионисия, картинами Карла Брюллова, Валентина Серова, Ильи Репина, Казимира Малевича экспонируют инсталляцию Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты».
2007
Илья Кабаков получает звание доктора философии в университете Сорбонна в Париже.
2008
В Москве открывается трехчастная ретроспектива Кабаковых в Центре современного искусства «Винзавод», Центре современной культуры «Гараж» (проект «Альтернативная история искусств») и в ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Илью и Эмилию Кабаковых награждают Императорской премией в области искусства, учрежденной королевской династией Японии.
В ноябре президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписывает указ о награждении Ильи Кабакова орденом Дружбы «За большой вклад в сохранение, развитие и популяризацию русской культуры за рубежом».
Кабаковы становятся почетными академиками Российской академии художеств.
2010–2011
Илья и Эмилия Кабаковы получают российскую государственную премию в области современного искусства «Инновация» «За творческий вклад в развитие современного искусства».
Илья и Эмилия Кабаковы создают декорации к опере «Трагедия дьявола» на музыку Петера Этвёша в Мюнхенской опере.
Получают премию Cartier за лучший художественный проект «Корабль толерантности» (в Санкт-Морице).
2012
В Нидерландах, в музее Ван Аббе проходит выставка «Лисицкий — Кабаковы. Утопия и реальность». Позднее «Утопию и реальность» покажут в Граце и Москве.
2014
Для 6-й выставки Monumenta художники создают в парижском Гран-Пале масштабную инсталляцию «Странный город». Она включает в себя работы «Темная капелла», «Белая капелла», «Пустой музей» (впервые создана в 1992-м). В дальнейшем выставка будет показана в Шанхае (Китай).
Илья и Эмилия Кабаковы получают от Министерства культуры Франции высшую степень ордена Искусств и Литературы и становятся командорами этого ордена.
Национальный клуб искусств, находящийся в Нью-Йорке, награждает Илью и Эмилию Кабаковых золотой медалью «За достижения в искусстве». В этом же году Кабаковы посещают Белый дом, куда они были приглашены в числе 10 лучших американских художников.
2015
Художники получают награду «За совершенство в искусстве» от Американской ассоциации оценщиков.
2017
Илья и Эмилия Кабаковы в Музее Хиршхорна в Вашингтоне открывают выставку «Утопические проекты». На ней представлены авторские модели самых известных инсталляций: «Корабля толерантности», «Человека, улетевшего в космос из своей комнаты», «Детской больницы», «Старой бутылки», «Картин на полу», «Пяти ступеней жизни», «Самой большой книги в мире», «Памятника Икару», «Красного вагона», «Лодки моей жизни», «Как можно изменить себя» и других.
В октябре галерея Tate Modern открывает крупнейшую ретроспективную выставку «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех».
2018
Выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех» становится важным событием культурной жизни России, сперва открывшись в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), а затем в Новой Третьяковке (Москва).
Илья и Эмилия Кабаковы передают мастерскую на Сретенском бульваре Государственной Третьяковской галерее. Здесь планируется создать музей с мемориальной частью, а также разместить экспозицию, посвященную истории московского концептуализма. О мастерской Ильи Кабакова и будущем этого проекта снят документальный фильм в серии #TretyakovDOC.
В городе Росток (Германия) в мае открывается выставка Ильи и Эмилии Кабаковых, включающая серию коллажных работ «Два времени» и запуск «Корабля толерантности» в городской гавани.
2019
Летом рядом с Музеем современного искусства «Гараж» художники представляют инсталляцию «Как встретить ангела».
В Самаре запускают «Корабль толерантности».
Музей архитектурного рисунка в Берлине, основанный архитектором Сергеем Чобаном, проводит выставку избранных проектов Ильи и Эмилии Кабаковых.
2020
Инсталляцию «Как встретить ангела» показывают в США в Художественном музее Пэрриша.
Инсталляцию «Где наше место?» — в испанском IVAM в Валенсии.
Илья и Эмилия Кабаковы получают Гран-при Биеннале графики OSTEN в Скопье (Северная Македония) «За достижения всей жизни».
2021
В марте Илья и Эмилия Кабаковы примут участие в фестивале Noor Riyadh в Саудовской Аравии, а также представят свои работы в Художественном музее Итихары (Япония).
В июле «Корабль толерантности» будет запущен в итальянском городе Палермо.
Летом в рамках Этиго-Цумари Арт Триеннале будет воздвигнут Монумент толерантности, а в постоянной экспозиции музея представлены «Утопические проекты» из коллекции Echigo Tsumari Region.
В сентябре в США в Далласском музее современного искусства и в Музее Медоуз пройдет ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых.
Запланирован ряд проектов в Италии, Германии, России, Франции и Швейцарии.
Превью: Илья Кабаков. Июль 2020. Фотограф Эмилия Кабакова © Архив Ильи и Эмилии Кабаковых
Благодарим Илью и Эмилию Кабаковых за предоставленные фотографии