20 августа 2020

Мастер-класс Рисуем живописные мгновения и коз на лугу

Очередное занятие цикла «Рисуем шедевр» знакомит с основными особенностями импрессионистической живописи и предлагает создать собственную работу по мотивам картины Николая Тархова.

Впечатления — очень важная часть нашей жизни. Чем больше всего происходит вокруг, тем интереснее и ярче, а если окружающая действительность ничем не примечательна, нам становится скучно, а мир кажется блёклым. Импрессионисты старались запечатлеть чувства, неслучайно этих художников ещё называли впечатленцами. И действительно, стоит взглянуть на импрессионистскую картину, например, на работу Николая Тархова «Козы на солнце», и сразу чувствуешь настроение, которое стремился передать автор. А теперь представьте…

Николай Тархов. Козы на солнце. 1904
Николай Тархов. Козы на солнце. 1904

… Вы — житель большого города. Высокие дома загораживают небо, здесь мало травы, но много камня, а людей так много, что их лиц не различить… И вот вы оказываетесь на природе. Перед вами залитый солнцем луг. Свет такой яркий, что хочется зажмуриться или прикрыть рукой глаза. На лугу пасутся белые козы. Кажется, это семья: вот совсем рядом шесть козлят, а чуть дальше — родители. Серьёзный и солидный папа греется на солнце, неподалёку от него щиплет траву изящная мама. Вдалеке ещё один козлёнок — седьмой. Получается, как в сказке, — семеро козлят, только без волка, зато с мамой и папой. Попробуйте найти самого любопытного, самого задиристого, самого послушного…

«Козы на солнце» — отличный пример работы художника-импрессиониста. Николай Тархов смог запечатлеть мимолётное — наблюдай мы эту сценку в реальности, мы увидели бы, как постоянно меняется свет и как любопытные козлята и секунды не могут усидеть на месте… А если попробовать сфотографировать семейство? Сколько кадров можно успеть сделать, пока козлята не переменили позы? Вряд ли больше одного.

Присмотритесь повнимательнее: видите, в каких живых, естественных позах «поймал» козлят художник? Кто из них, по-вашему, первым сорвётся с места? Может быть, тот, что перевернул оставленную на лугу корзинку? Или тот, который припадает на передние ноги? Похоже, в следующее мгновение он уже будет лежать на травке, как папа. Кстати, обратите внимание: по тому, в какой позе лежит папа, сразу можно сказать, что он спокойный и степенный. Вероятно, даже если всё его семейство разбредётся по лугу, он по-прежнему будет невозмутимо возлежать на прежнем месте. А какой козлёнок первым отправится исследовать луг? Может, тот, что стоит за спинами родителей?

Всего миг — и сцена на лугу будет выглядеть иначе. Как мало надо — всего лишь секунда, — чтобы мир стал другим! Но в памяти останутся впечатления о мимолётном:

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолётности я влагаю в стих.

В каждой мимолётности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Константин Бальмонт

Картина Николая Тархова — больше, чем просто сцена на лугу. В ней соединяется несколько мгновений и ощущений: это и секунда, когда, выйдя из тени на свет, жмуришься от яркого солнца, и последний миг безмятежности коз, которые ещё не заметили человека, и совершенно детское чувство восторга от происходящего. Художник будто увидел мир глазами ребёнка и создал картину-впечатление.

Секреты мастерства

Слово impression в переводе с французского языка означает «впечатление». Таким образом, «импрессионист» — это «впечатленец». С конца XIX века импрессионистами называли художников, чьё творчество было посвящено мимолётному — ощущениям и впечатлениям. Импрессионисты были во всём мире, например, Николай Тархов — русский «впечатленец».

Николай Тархов, приехав во Францию, был так покорён живописью тамошних импрессионистов, что остался в этой стране навсегда. Он учился во многих живописных школах, однако вскоре понял, что ни в одной из них его не научат ловить впечатления. Чтобы стать импрессионистом, нужно просто смотреть, чувствовать… и рисовать.

Многие работы Тархова посвящены Парижу — вернее, впечатлениям художника от этого, ещё чужого, но уже притягательного и любимого города. В Париже высокие дома — быть может, слишком высокие для человека, который родился и вырос в Москве в конце XIX столетия. Стены домов серые, отчего и сам город кажется серым. Этот цвет добавлен в каждую краску, положенную на холст. На картине «День карнавала в Париже» толпа, похожая на тёмный мутный поток, заполняет бульвар Сен-Дени. Карнавал Марди Гра проводится в конце зимы, как Масленица в России. Люди в карнавальных костюмах проходят по бульварам Парижа. На картине костюмов не видно — художник, вероятно, увидел только безликую толпу, накрытую тенью, деревья и дома, освещённые солнцем, и снова людей — маленьких жителей большого города. Они выглядывают из окон, стоят на балконах. Кстати, художник тоже из тех, кто просто наблюдает за праздником, не участвуя в нём. Об этом говорит точка, с которой написана картина, — сверху, как будто из окна или с балкона.

Николай Тархов. День карнавала в Париже. 1900
Николай Тархов. День карнавала в Париже. 1900

Ещё один день из жизни Парижа… На улице проливной дождь, и художник смотрит на него из окна квартиры в предместье Сен-Мартен. По стеклу стекает дождевая вода. Часть улицы загораживает триумфальная арка — достопримечательность времён короля Людовика XIV. Хочется получше рассмотреть арку, но увы, намечены лишь её очертания. Внизу видны омнибусы — запряжённые лошадьми многоместные повозки. Пешеходы спешат укрыться от дождя. Улица блестит от воды, свет отражается в лужах и преломляется в каплях дождя, превращаясь в разноцветные блики и рефлексы. Умытая дождём, сверкающая и праздничная, несмотря на будний день, улица — таково впечатление художника.

Николай Тархов. Улица парижского предместья Сен-Мартен. 1901
Николай Тархов. Улица парижского предместья Сен-Мартен. 1901

Перед нами идеальный импрессионистический завтрак: спелые яблоки, солнечный свет и ощущение домашнего уюта. В тени веранды за маленьким столиком сидят молодая женщина и девочка. Женщина улыбается, а девочка смотрит на зрителя немного настороженно и недовольно. Быть может, ей не нравится, что её отвлекли. На столе тарелка с крупными яблоками, жёлтыми с красным, а в тени зеленоватыми. Всё вокруг перекликается с этими цветами фруктов. При взгляде на эту картину в памяти сразу всплывают запах и вкус яблок — свежий, тёплый, сладкий, с кислинкой.

Николай Тархов. За завтраком. 1906
Николай Тархов. За завтраком. 1906

Итак, главный секрет картины-впечатления таков: надо запомнить и постараться передать те чувства, которые вызывает та или иная сцена. Ну и конечно, не стоит забывать об ощущении мимолётности.

Николай Тархов. Козы на солнце. 1904 [фрагмент]
Николай Тархов. Козы на солнце. 1904 [фрагмент]
Николай Тархов. Козы на солнце. 1904 [фрагмент]
Николай Тархов. Козы на солнце. 1904 [фрагмент]
Николай Тархов. Козы на солнце. 1904 [фрагмент]
Николай Тархов. Козы на солнце. 1904 [фрагмент]
Николай Тархов. Козы на солнце. 1904 [фрагмент]
Николай Тархов. Козы на солнце. 1904 [фрагмент]

Добиться ощущения мимолётности можно, если правильно выбрать расположение предметов и позы героев работы. Важно сохранить эффект случайности, чтобы не казалось, что герои старательно позировали, а предметы долго и тщательно подбирали и расставляли. Обратите внимание, как разнообразны позы животных на картине «Козы на солнце». Больше того, сама манера письма выглядит торопливой, свободной, как бы небрежной: художник наносит краску на холст крупными мазками, не прорабатывая детали. Расплывающиеся контуры создают ощущение движения — если бы речь шла о фотографии, можно было бы сказать, что контуры смазаны, поскольку объект съёмки слишком быстро двигался.

Импрессионисты виртуозно писали свет и воздух — передавали световоздушную среду, точнее, взаимодействие предмета со световоздушной средой. Так, чтобы сделать картину солнечной, художники не рисовали само светило, диск с лучиками, а обращались к тому, как под светом солнца преображается всё вокруг — как скачут солнечные зайчики, как бликует вода, как становятся ярче трава и шёрстка коз… 

И действительно, игра света у Николая Тархова занимает важное место. Посмотрите на траву: освещённые травинки стали желтоватыми, а те, что в тени, — синеватыми. Чтобы написать яркую салатовую траву на солнце, художник чередует длинные, тонкие мазки жёлтого, голубого и зелёного цвета. Когда вы смотрите на картину, цвета смешиваются на сетчатке вашего глаза, и в итоге вы видите салатовый цвет. 

Белая шёрстка козочек написана розовой, жёлтой, голубой, сиреневой и даже зелёной красками. Цвет шёрстки меняется от лимонного, светло-жёлтого на свету к синему в полутени и фиолетовому в тени. Интересно понаблюдать и за рефлексами — отражением цвета одного предмета на поверхности другого. Особенно разнообразны рефлексы на поверхностях белого цвета. Так, на боках и животах белых коз видны зелёные рефлексы от травы. Не стоит забывать и про блики. Блик это отражение луча света, самое светлое, даже светящееся пятнышко. Блик появляется только на гладких поверхностях. На пушистой шёрстке бликов не найти, зато их можно увидеть на рогах коз. Блик — всегда самое светлое место на картине, а самое тёмное там, где находится падающая тень — тень от предмета. 

Благодаря цветным теням, полутеням, рефлексам, возникающим на белом, шёрстка коз кажется переливчатой, разноцветной, если рассматривать вблизи, и белоснежной, если смотреть издалека. А ещё именно светотеневая моделировка создаёт ощущение, будто изображённые предметы объёмны, и придаёт глубину плоской поверхности холста.

Задания

1. Понаблюдайте за чудесами, происходящими с цветом предмета, когда на его поверхность попадает свет. Поставьте рядом с окном однотонную белую или светлую чашку. Посмотрите, как по-разному освещена её поверхность. Найдите свет, полутень, тень, рефлекс (на чашке он будет виден как светлая полоска со стороны тени), падающую тень, блик. А теперь измените расположение чашки — и вы увидите, что свет ложится иначе. Чтобы лучше понять, что такое рефлекс, положите рядом с чашкой яблоко, апельсин или любой крупный яркий предмет. Видите, на поверхности чашки появились цветные пятна?

2. Дайте имена героям картины Николая Тархова — козлятам и их родителям. Постарайтесь сделать так, чтобы имена отражали особенности характера персонажей.

3. На переднем плане картины изображена пустая корзинка. Похоже, один из козлят перевернул её. Но кто и зачем принёс корзинку на луг и почему оставил? Попробуйте придумать историю об этом.


Николай Тархов. Козы на солнце. 1904 [фрагмент]
Николай Тархов. Козы на солнце. 1904 [фрагмент]

4. Художник Леонид Бакст писал: «Надоели парижские вермишели Тархова». Работы Тархова были тогда довольно популярны и часто появлялись на выставках, Баксту казалось, что даже слишком часто, поэтому он написал, что они ему «надоели», но почему он назвал живопись Николая Тархова вермишелью?

Рекомендации

Что почитать?

Писатель Александр Куприн старался запечатлеть мимолётное и сохранить ощущения. Его рассказ «Ю-ю» — это целая галерея литературных портретов домашних животных. Домашние животные зачастую дарят нам моменты искреннего счастья. Главная героиня, кошечка Ю-ю, была преданным и любящим другом, благородным и умным созданием, украшавшим жизнь людей и дарившим множество добрых чувств.

Как Ю-ю выражала свою любовь к каждому из членов семьи?

Сергей Прокофьев. Мимолетность №10

Что послушать?

Мимолётное в музыке — одна из любимых тем композитора Сергея Прокофьева. У него есть цикл фортепьянных пьес, который так и называется — «Мимолётности». Этот цикл состоит из 22 пьес, каждая продолжительностью чуть больше минуты и каждая со своим настроением. Послушайте «мимолётность» № 10. 

Настроение пьесы обозначено автором итальянским словом ridicolosamente, что означает «смешно» или «нелепо». Не говорите ребенку, как переводится это слово, попросите угадать его значение после прослушивания пьесы.

Сергей Прокофьев. Прогулка
Сергей Прокофьев. Шествие кузнечиков
Сергей Прокофьев. Дождь и радуга

Если вам понравилась эта короткая пьеса, то обязательно послушайте пьесы из альбома Сергея Прокофьева «Детская музыка» — особенно те, в которых передано изменчивое настроение летнего дня: «Прогулка», «Шествие кузнечиков», «Дождь и радуга», а потом ответьте на вопрос: «Что вы думаете о солнце?» Этот вопрос Прокофьев задавал всем своим друзьям, а ответы они записывали в созданный композитором «Солнечный альбом».

***

Попробуйте сделать этюд-впечатление с белыми козами на солнечном лугу, вдохновляясь работой Николая Тархова.

Для работы понадобится:

Плотная бумага формата А3 и А4 — несколько листов

Гуашь:

  • синий (желательно ультрамарин или кобальт)

  • красный (краплак или кармин)

  • зелёный (желательно изумрудный, светлый зелёный, тёмный зелёный)

  • жёлтый (золотистый, лимонный)

  • охра

  • белила

Кисти круглые синтетические разного размера (№ 16–20 — для фона, № 2–4 — для деталей)

Баночка для воды

Палитра (подойдёт также пластиковая одноразовая тарелка)

Зачастую в наборах гуаши разных производителей названия красок не совпадают, поэтому отнеситесь к составлению палитры творчески.


Если под рукой не оказалось нужных красок и кисточек, используйте те материалы, которые у вас имеются. Подойдут акриловые краски, акварель, пастель (как масляная, так и сухая), восковые мелки, цветные карандаши.

Практика 

1. Для начала стоит потренироваться. Начните с создания оттенков.

Ощущение солнечного света на траве и шерсти коз невозможно передать, пользуясь чистыми красками из баночек. Белая шёрстка коз переливается всеми цветами радуги, как и любая белая поверхность, она отражает цвета и световые лучи. Поэтому вам понадобятся разбелённые цвета. Добавьте в белила чуть-чуть синей, красной, жёлтой, зелёной краски. Вы получите голубой, сиреневый, розовый, лимонный, сливочно-жёлтый, салатовый и мятно-зелёный оттенки. 

Сделайте пробу полученных оттенков и заодно потренируйтесь накладывать краску длинными мазками — «вермишелями», как у Николая Тархова.

2. Создайте тёплые и холодные оттенки зелёного — они пригодятся для того, чтобы нарисовать траву на солнце и в тени. Чтобы сделать зелёный цвет теплее, добавьте к нему жёлтого, холоднее — синего. Потренируйтесь: добавляйте жёлтый, охру и синий в разных пропорциях. Попробуйте также смешать зелёный с другими цветами. Что получилось? Сделайте пробу полученных оттенков.

3. Пора приступать к основной работе. Лучше всего взять лист формата А3 (впрочем, А4 тоже подойдёт). 

Ещё раз посмотрите на работу Николая Тархова и выберите тех коз, что вам нравятся больше всего. Можно сделать набросок с козла — главы семейства. Он лежит в траве, подвернув под себя ножки, у него длинные острые рога и борода. 

Определившись с героем наброска, наметьте контуры фигуры. Подготовительный рисунок лучше делать голубой гуашью.

4. Добавьте цвет! Воспользуйтесь разбелёнными оттенками, которые подготовили заранее. Попробуйте расположить цвета так же, как в оригинальной работе. Начните с самых светлых оттенков — от лимонного до светло-золотистого, затем переходите к более тёмным — от голубого до сиреневого. 

В местах наибольшей тени положите мазки тёмно-синего цвета — это создаст контраст между наиболее освещёнными и наиболее затемнёнными участками.

5. А теперь попробуйте нарисовать козлёнка. Если вы выбрали большой лист, изобразите его рядом с папой-козлом. Если же вы работаете на листе формата А4, возьмите новый. Выбирайте самого приглянувшегося из козлят и наметьте его контуры голубой краской.

6. Внимательно изучите, как ложится свет на шёрстку козлёнка. Обратите внимание, как солнышко позолотило его спинку и бок тёплым жёлтым цветом, как тень окрасила её в холодные голубые и сиреневые цвета. Обратите внимание на розоватые отсветы на рожках и ножках, а также на зелёный рефлекс от травы на животе. Перенесите увиденное на бумагу.

7. Пора переходить к траве. Воспользуйтесь подготовленными оттенками зелёного — от почти жёлтого до тёмного зелёно-синего. Самые близкие к жёлтому оттенки будут на солнце, а самые близкие к синему — в тени под козлёнком. Рисуйте траву длинным мазками, нанося их рядами, изменяя наклон и оттенки. 

Если вы выполняли набросок с главой козлиного семейства на отдельном листе, можете нарисовать траву и там.

8. Готово!


Если вы хотите поделиться результатами и вдохновением — выкладывайте фотографии своей работы в социальные сети с хештегами #ТретьяковкаДома и #Лаврус. Пусть в мире будет больше красоты и творчества!