Детство и юность
1896
20 сентября 1896 года родился в селе Троицком на Вздыне Калужской губернии Медынского уезда Троицкой волости (ныне город Кондрово Калужской области) в семье Алексея Васильевича и Анастасии Ивановны Кудряшовых.
1901
Вместе с родителями и братом Николаем переезжает в Москву, где отец, высококвалифицированный плотник-модельщик, открывает собственное дело.
1910–1912
Оканчивает Якиманское 2-е городское начальное мужское училище.
Занимается на курсах рисования для поступающих в Строгановское училище. Создает серию рисунков стилизованных растений и животных (ГМИ РК).
Учится в Строгановском училище.
1913
Посещает выставку «Мишень», организованную по инициативе Михаила Ларионова, где наиболее сильное впечатление на Кудряшова производит лучизм Ларионова.
Знакомится с новым французским искусством (импрессионизмом, постимпрессионизмом и кубизмом) в коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.
Поступает на общеобразовательное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
1916 – весна 1918
Переводится на живописное отделение МУЖВЗ, занимается у профессора Николая Касаткина и других педагогов. Среди соучеников художник и будущий режиссер Зенон Комиссаренко.
1918–1920
После реформирования МУЖВЗ учится во Вторых Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ).
Малевич и Уновис
1918
Избирает руководителем Павла Кузнецова, занимается в его живописной мастерской.
Предположительно, участвует в оформлении празднеств к первой годовщине Октябрьской революции. Выполняет эскизы, предназначенные для оформления журнала «Вестник путей сообщения».
Знакомится с Казимиром Малевичем, переходит в его индивидуальную живописную мастерскую.
1919
Пишет кубофутуристическую двухстороннюю картину «Портрет девушки». Эту работу приобретает Наркомпрос.
Вступает в члены Московского губотдела Всесоюзного профессионального союза работников искусств (Всерабис).
Совет Вторых ГСХМ утверждает «Программу занятий в мастерской учебного 1919 и 1920 года», подготовленную Малевичем на основе рукописи книги «О новых системах в искусстве».
Принимает участие в составлении двух номеров рукописного «Журнала Свободных государственных художественных мастерских». Пишет для журнала статью «Время — движение рождает новые формы жизни».
Начало совместной жизни с художницей Надеждой Тимофеевой (1900–1974).
Сотрудничает с журналом «Красноармеец».
1920
Малевич провозглашает в Витебске создание УНОВИС — «Утвердителей нового искусства», «партии супрематистов — экономистов в искусстве».
Кудряшов утвержден школьной секцией Наркомпроса инструктором Оренбургских ГСХМ, вступает в должность руководителя живописной мастерской.
В здании Гостиного двора в Оренбурге проходит выставка ГСХМ.
При участии Малевича и Лисицкого организует оренбургский филиал УНОВИС. По аналогии с Витебским центром формируется Оренбургский творком УНОВИС, в составе которого Кудряшов, Калмыков, Тимофеева.
Вступает в Оренбургский Рабис.
Губоно приобретает эскизы супрематического оформления 1-го Советского театра. В реализации проекта автору отказано. Исполняет три станковых живописных произведения по эскизам супрематического оформления 1-го Советского театра.
1921
В феврале в Оренбурге проходит 1-я Государственная выставка картин. Экспозиция поделена на три раздела: реализм, импрессионизм, абстрактивизм. Кудряшов демонстрирует станковые живописные произведения на темы оформления театра и ряд графических эскизов. В губернской газете «Коммунар» публикуется рецензия «С выставки» с разгромной критикой проекта.
Кудряшовская «общая схема росписи 1 Сов. театра» тоже нечто в виде зрительской галлюцинации… Неужели так предполагается расписать театр? Какое же воспитание народу даст такая роспись? Клинышки, палочки, линеечки, ленточки… Вообще очень напоминает пол модной мастерской дамских нарядов, усыпанный разноцветными обрезками… Безалаберное собрание желтых, серо-стальных полос, кружочков, клиньев…
Работает над вторым монументальным проектом супрематического оформления Летнего театра Красной армии в Оренбурге — открытой эстрадой гарнизонного красноармейского клуба во внутреннем дворе по адресу ул. Советская, 28, (ныне Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей).
Участвует в «Выставке работ художественных мастерских Витебска, Оренбурга, Москвы» в клубе им. Сезанна при ВХУТЕМАС. Демонстрирует проект для оренбургского театра.
Оренбургские ГСХМ лишают статуса высшего учебного учреждения и преобразуют в художественную студию-школу с единственным живописным отделением.
Вместе с Надеждой Тимофеевой Кудряшов переезжает в Москву. Вместе они поступают на работу в студию ИЗО Центральной базы художественной секции Главсоцвоса, преподают в детской студии в Староконюшенном переулке.
Из Оренбурга выезжают остальные инструкторы ГСХМ.
Участвует в «Первой русской художественной выставке», которая проходит в Берлине в галерее Ван Димен и Ко.
1923
Показывает работу «Композиция» в Стеделейк Музеум, Амстердам, на Первой русской художественной выставке.
1923–1924
Создает эскизы оформления «Клуба политэмигрантов» (Леонтьевский пер., 18) и здания Наркомата финансов СССР (ул. Ильинка, 9), а также эскизы оформления к октябрьским торжествам жилого дома на Мясницкой.
1923–1933
Периодически выполняет заказы Мастерских наглядных пособий Центрального музея охраны труда и соцстрахования (ул. Новая Басманная, 18). Часто работает с Тимофеевой.
1924
Творчески сближается с живописцем Иваном Клюном.
…Цвет, свет, конструкция, отделенные от предмета, являются чистыми элементами искусства живописного и, как таковые, могут подвергаться исследованию своих свойств. Работа художников по выявлению этих свойств ведется в разных направлениях.
1925
Вступает в Общество художников-станковистов (ОСТ).
Принимает участие в 1-й выставке ОСТ в Музее живописной культуры (ул. Рождественка, 11), где вместе с Иваном Клюном занимает отдельный зал.
Впервые демонстрирует новый вид геометрической абстракции — космизм.
Клюн экспонирует работы, выполненные по «цвето-световому принципу» («Сферические композиции»).
Выставка «ОСТ» знаменует собою этот поворот к реализму, но реализму новому, созданному на всех живописных завоеваниях последних лет. Часть художников «ОСТ» еще во власти или чистой живописи или овладения языком этой живописи (И. Клюн, И. Кудряшов)…
Участвует в 1-й Государственной передвижной выставке картин от Москвы до Нижнего Новгорода. Экспонирует три полотна с единым названием «Беспредметные».
1925–1938
Живет в коммунальной квартире на Мясницкой, 15. В живописных этюдах изображает интерьеры комнат с узнаваемыми картинами на стенах, одна из которых экспонировалась на 4-й выставке ОСТ.
1926
В Государственном историческом музее открывается 2-я выставка ОСТ. Представляет серию работ, развивающих тему космизма.
В текущем году остовцы организуют две выставки: осенью — специально рисунков и эскизов, а зимой только станковых картин. В течение зимы «ОСТ» выпустит специальный сборник — под названием «Во славу станковизма» c репродукций с работ членов общества, будет помещен ряд статей, выясняющих идеологическую основу этой художественной группировки.
1926–1927
Получает единичные заказы в Художественно-производственных мастерских ИЗО.
Вынужденно пропускает 3-ю выставку ОСТ 1927 года.
1928
Участвует в 4-й Выставке картин, рисунков и скульптуры ОСТ, где представляет «Пространственную живопись» и «Рождение планеты».
1930
Заполняет анкету члена Общества художников-станковистов. Готовит статью «О беспредметной живописи», где формулирует свое понимание пространства, имеющего «космическое содержание».
Получает повестку от президиума Моссовета о мобилизации в распоряжение Штаба по проведению октябрьских торжеств для консультационной работы.
Заключает договор об оформлении колонны демонстрантов Московского техникума железнодорожного транспорта им. А. А. Андреева.
1931
Присутствует на экстренном общем собрании ОСТ, оформившем раскол на две группы (ОСТ и «Изобригада»), поддерживает оппозицию (Юрия Пименова, Петра Вильямса, Владимира Тягунова и других). Выходит из ОСТ.
1931–1932
После распада ОСТ входит в группу «Изобригада». Подписывает «платформу» объединения, отмечая, что причиной разрыва с ОСТ стала его «оторванность от задач социалистического строительства» и потому «Изобригада» берет на себя задачу: «порвав с другой частью ОСТ… изжить недостатки». Обращается к фигуративной живописи. Создает «Автопортрет».
1933
Вступает в станковую секцию Московского союза художников (МОССХ).
Сотрудничает с Мастерскими наглядных пособий Центрального музея охраны труда и страхования.
1934
Работает как оформитель с Наркоматом легкой промышленности и с Музеем восточной культуры.
Оформляет раздел «Металлолом» на Всесоюзной выставке утилизации отходов в Измайловском парке.
1935
Присутствует вместе с Надеждой Тимофеевой на Ленинградском вокзале Москвы при встрече гроба Казимира Малевича и при захоронении праха художника в Немчиновке.
1936
Учится вместе с Надеждой Тимофеевой в Московском институте повышения квалификации художников-живописцев, а затем переводится на живописный факультет отделения повышения квалификации Московского института изобразительных искусств.
Состоит в профсоюзе Живописно-производственного комбината МОССХ — МССХ.
1938
В ходе «чистки» состава МОССХ Кудряшова объявляют формалистом, в результате художник переведен («отодвинут») из членов в кандидаты.
Кудряшов И. А. В виду недостаточно ясной перестроенности и недостаточно выраженного творческого лица — считать кандидатом в члены МОССХ (4-я группа).
При перерегистрации членов МОССХ кандидатура художника отклонена. На заседании Комиссии по перерегистрации членов МОССХ окончательно исключен из Союза художников.
МТХ. Война
1939
Становится членом Московского товарищества художников (МТХ).
Работает в Производственно-живописном комбинате Московского товарищества художников по цеху массовой живописи в качестве художника-живописца. Переезжает в дом «Военторга» (ул. Воздвиженка, 10/2).
Заключает договор с Управлением по делам искусства при Моссовете о творческо-шефской работе художником в Военно-морском флоте и получает творческую помощь в размере 1200 рублей для выполнения картины для выставки, одна из отобранных картин остается за управлением.
1940–1941
Возобновляет работу по договорам с МТХ. Кроме того, временно работает в Архитектурно-проектном бюро Московского отделения Союза советских архитекторов.
1942
Составляет заявление в правление Московского отделения Союза художников о восстановлении.
Получает ходатайства Мособлрабиса и местного комитета МТХ № 100 о выполнении зарисовок выставки ЦДКА и о приобретении фото из серии «Отечественная война» в связи с работой над картиной.
Призван в РККА. Служит надзирателем в общей тюрьме № 3 управления НКВД Московской области, заведует камерой хранения вещей заключенных.
1944
Комиссован, поскольку заболел туберкулезом. Получает свидетельство об освобождении от воинской обязанности по инвалидности.
1945
Выходит на пенсию по инвалидности.
В составе бригады оформителей в Музее революции СССР выполняет работу «по разрисовке» щитов выставки «Сталинская Конституция».
1947
Вступает в артель инвалидов-художников «Красный Доватор», организованную Всероссийским союзом кооперации инвалидов (Всекоопинсоюз). Проходит лечение от туберкулеза в подмосковных санаториях, создает натурные зарисовки отдыхающих, акварельные пейзажи.
1952
Регистрирует брак с Надеждой Тимофеевой.
Оттепель. Знакомство с Костаки
1956
Проходит ХХ съезд КПСС, на котором с докладом о культе личности Иосифа Сталина выступает Никита Хрущев, положивший начало осуждению идеологического наследия сталинизма.
1957
Возвращается к теме космоса в живописи. Пишет картину «Запуск первого искусственного спутника Земли», работает над серией экспрессионистических акварелей.
Возвращается к теме космоса в живописи. Пишет картину «Запуск первого искусственного спутника Земли», работает над серией экспрессионистических акварелей.
Картины авангардиста произвели колоссальное впечатление на коллекционера, и он сразу купил работу за 3000 руб.
Знакомится с коллекционером Александром Мясниковым, который также приобретает ряд работ художника.
Последние годы жизни. Признание
1961
Проходит профсоюзный переучет и получает новый билет.
После полета в космос первого космонавта Земли Юрия Гагарина создает серию акварелей на тему «Человек в космосе». Создает новые серии абстракций.
1962
Передает в дар Георгию Костаки ряд реликвий УНОВИС, в том числе письма и рисунки Казимира Малевича.
Перед юбилейной выставкой «30 лет МОСХ» делает попытки восстановить членство в Союзе художников.
1963
Передает Владимиру Немухину акварельный вариант — повторение композиции «Общая схема росписи Оренбургского театра».
1964
Получает предложение Третьяковской галереи предоставить работы 1918–1923 годов для подготовки научной конференции на тему «Участие художников в праздничном оформлении городов».
На временном хранении в галерее находятся 13 эскизов и три цветных фотографии оформления Оренбургского театра.
1965
По приглашению Всеволода Володарского, ученого секретаря ГТГ, участвует в научном заседании по теме «Участие художников в праздничном оформлении городов». Демонстрирует эскизы 1918–1924 годов.
1966
Получает приглашение месткома творческой комиссии МОССХ для просмотра работ в выставочном зале на ул. Горького (ныне ул. Тверская, 48).
1967
В Третьяковской галерее на выставке «Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции» экспонируются эскизы для росписи оренбургских театров из коллекции Георгия Костаки
1968
Закупочная комиссия МК СССР приобретает с оценкой 25 рублей супрематический эскиз «Автомобиль», рекомендованный для пополнения фондов ГТГ.
Приглашен на заседание бюро секции живописи МОССХ по рассмотрению заявлений художников на прием в СХ СССР.
1969
Получает ордер на однокомнатную квартиру на ул. Авангардная, 19/30.
Получает телеграмму Зенона Комиссаренко, содержание которой связано с переговорами о выставке во Франции.
1970
В Париже в галерее Жана Шовлена проходит персональная выставка Кудряшова.
1971
Галерея Жана Шовлена передает рисунок «Конструктивистская композиция» в дар Центру Помпиду.
1972
30 августа Иван Кудряшов скончался в Москве. Его тело кремировали. Место захоронения не установлено.
Превью: фотография со студенческого билета Московского института изобразительных искусств. 1938. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи