07 июня 2021

Биография Иван Кудряшов

Судьба Ивана Кудряшова — одного из крупнейших представителей космизма в живописи, ученика и соратника Казимира Малевича, яркого супрематиста, — созвучна радикальным поворотам истории отечественной культуры XX века. Участник реформистских художественных течений, руководитель «партии художников» УНОВИС («Утвердители нового искусства») в Оренбурге, он разделил участь многих лидеров авангарда. В 2021 году, в год 125-летия со дня рождения Кудряшова, в залах Новой Третьяковки проходит первая наиболее полная ретроспектива художника, кураторами которой выступили Ирина Пронина и Игорь Смекалов. Лаврус публикует краткую биографию художника из каталога выставки.

Детство и юность

1896

20 сентября 1896 года родился в селе Троицком на Вздыне Калужской губернии Медынского уезда Троицкой волости (ныне город Кондрово Калужской области) в семье Алексея Васильевича и Анастасии Ивановны Кудряшовых.

1901

Вместе с родителями и братом Николаем переезжает в Москву, где отец, высококвалифицированный плотник-модельщик, открывает собственное дело.

1910–1912

Оканчивает Якиманское 2-е городское начальное мужское училище.

Занимается на курсах рисования для поступающих в Строгановское училище. Создает серию рисунков стилизованных растений и животных (ГМИ РК).

Учится в Строгановском училище.

1913

Посещает выставку «Мишень», организованную по инициативе Михаила Ларионова, где наиболее сильное впечатление на Кудряшова производит лучизм Ларионова.

Знакомится с новым французским искусством (импрессионизмом, постимпрессионизмом и кубизмом) в коллекциях Сергея Щукина и Ивана Морозова.

Поступает на общеобразовательное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).

Учащиеся общеобразовательного отделения МУЖВЗ. 1913. В верхнем ряду второй справа — Иван Кудряшов.
Группа учащихся МУЖВЗ в мастерской Н. А. Касаткина. 1916. В первом ряду третий слева — Иван Кудряшов.
Учащиеся общеобразовательного отделения МУЖВЗ. 1913. В верхнем ряду второй справа — Иван Кудряшов.
Группа учащихся МУЖВЗ в мастерской Н. А. Касаткина. 1916. В первом ряду третий слева — Иван Кудряшов.

1916 – весна 1918

Переводится на живописное отделение МУЖВЗ, занимается у профессора Николая Касаткина и других педагогов. Среди соучеников художник и будущий режиссер Зенон Комиссаренко.

1918–1920

После реформирования МУЖВЗ учится во Вторых Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ).

Малевич и Уновис

1918

Избирает руководителем Павла Кузнецова, занимается в его живописной мастерской. 

Предположительно, участвует в оформлении празднеств к первой годовщине Октябрьской революции. Выполняет эскизы, предназначенные для оформления журнала «Вестник путей сообщения». 

Знакомится с Казимиром Малевичем, переходит в его индивидуальную живописную мастерскую.

Иван Кудряшов. Портрет девушки. 1919. Холст, масло.
Иван Кудряшов. Портрет девушки. 1919. Холст, масло.

1919

Пишет кубофутуристическую двухстороннюю картину «Портрет девушки». Эту работу приобретает Наркомпрос.

Вступает в члены Московского губотдела Всесоюзного профессионального союза работников искусств (Всерабис).

Совет Вторых ГСХМ утверждает «Программу занятий в мастерской учебного 1919 и 1920 года», подготовленную Малевичем на основе рукописи книги «О новых системах в искусстве».

Принимает участие в составлении двух номеров рукописного «Журнала Свободных государственных художественных мастерских». Пишет для журнала статью «Время — движение рождает новые формы жизни».

Начало совместной жизни с художницей Надеждой Тимофеевой (1900–1974).

Сотрудничает с журналом «Красноармеец».

1920

Малевич провозглашает в Витебске создание УНОВИС — «Утвердителей нового искусства», «партии супрематистов — экономистов в искусстве».

Кудряшов утвержден школьной секцией Наркомпроса инструктором Оренбургских ГСХМ, вступает в должность руководителя живописной мастерской.

В здании Гостиного двора в Оренбурге проходит выставка ГСХМ.

При участии Малевича и Лисицкого организует оренбургский филиал УНОВИС. По аналогии с Витебским центром формируется Оренбургский творком УНОВИС, в составе которого Кудряшов, Калмыков, Тимофеева.

Вступает в Оренбургский Рабис.

Губоно приобретает эскизы супрематического оформления 1-го Советского театра. В реализации проекта автору отказано. Исполняет три станковых живописных произведения по эскизам супрематического оформления 1-го Советского театра.

1921

В феврале в Оренбурге проходит 1-я Государственная выставка картин. Экспозиция поделена на три раздела: реализм, импрессионизм, абстрактивизм. Кудряшов демонстрирует станковые живописные произведения на темы оформления театра и ряд графических эскизов. В губернской газете «Коммунар» публикуется рецензия «С выставки» с разгромной критикой проекта.

Кудряшовская «общая схема росписи 1 Сов. театра» тоже нечто в виде зрительской галлюцинации… Неужели так предполагается расписать театр? Какое же воспитание народу даст такая роспись? Клинышки, палочки, линеечки, ленточки… Вообще очень напоминает пол модной мастерской дамских нарядов, усыпанный разноцветными обрезками… Безалаберное собрание желтых, серо-стальных полос, кружочков, клиньев…

С выставки // Коммунар. 16.02.1921

Иван Кудряшов. Супрематизм. Общая схема росписи
зрительного зала 1-го Советского театра в Оренбурге. 1920–1921. Холст, смешанная техника.
Иван Кудряшов. Супрематическая композиция. Эскиз неосуществленной росписи плафона фойе 1-го Советского театра в Оренбурге. 1920–1921. Бумага, графитный карандаш, акварель, цветная бумага, коллаж.
Иван Кудряшов. Супрематизм. Общая схема росписи зрительного зала 1-го Советского театра в Оренбурге. 1920–1921. Холст, смешанная техника.
Иван Кудряшов. Супрематическая композиция. Эскиз неосуществленной росписи плафона фойе 1-го Советского театра в Оренбурге. 1920–1921. Бумага, графитный карандаш, акварель, цветная бумага, коллаж.

Работает над вторым монументальным проектом супрематического оформления Летнего театра Красной армии в Оренбурге — открытой эстрадой гарнизонного красноармейского клуба во внутреннем дворе по адресу ул. Советская, 28, (ныне Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей).

Участвует в «Выставке работ художественных мастерских Витебска, Оренбурга, Москвы» в клубе им. Сезанна при ВХУТЕМАС. Демонстрирует проект для оренбургского театра.

Оренбургские ГСХМ лишают статуса высшего учебного учреждения и преобразуют в художественную студию-школу с единственным живописным отделением.

Вместе с Надеждой Тимофеевой Кудряшов переезжает в Москву. Вместе они поступают на работу в студию ИЗО Центральной базы художественной секции Главсоцвоса, преподают в детской студии в Староконюшенном переулке.

Из Оренбурга выезжают остальные инструкторы ГСХМ.

Участвует в «Первой русской художественной выставке», которая проходит в Берлине в галерее Ван Димен и Ко.

1923

Показывает работу «Композиция» в Стеделейк Музеум, Амстердам, на Первой русской художественной выставке.

1923–1924

Создает эскизы оформления «Клуба политэмигрантов» (Леонтьевский пер., 18) и здания Наркомата финансов СССР (ул. Ильинка, 9), а также эскизы оформления к октябрьским торжествам жилого дома на Мясницкой.

1923–1933

Периодически выполняет заказы Мастерских наглядных пособий Центрального музея охраны труда и соцстрахования (ул. Новая Басманная, 18). Часто работает с Тимофеевой.

1924

Творчески сближается с живописцем Иваном Клюном.

…Цвет, свет, конструкция, отделенные от предмета, являются чистыми элементами искусства живописного и, как таковые, могут подвергаться исследованию своих свойств. Работа художников по выявлению этих свойств ведется в разных направлениях.

Клюн И. В. Беспредметное искусство. Общие положения // Клюн И. В. Мой путь в искусстве. Воспоминания, статьи, дневники. М., 1999. С. 274

Иван Кудряшов. Конструкция прямолинейного движения. 1925. Холст, масло.
Иван Кудряшов. Композиция. 1925. Картон, масло.
Иван Кудряшов. Конструкция прямолинейного движения. 1925. Холст, масло.
Иван Кудряшов. Композиция. 1925. Картон, масло.

1925

Вступает в Общество художников-станковистов (ОСТ).

Принимает участие в 1-й выставке ОСТ в Музее живописной культуры (ул. Рождественка, 11), где вместе с Иваном Клюном занимает отдельный зал. 

Впервые демонстрирует новый вид геометрической абстракции — космизм.

Клюн экспонирует работы, выполненные по «цвето-световому принципу» («Сферические композиции»).

Выставка «ОСТ» знаменует собою этот поворот к реализму, но реализму новому, созданному на всех живописных завоеваниях последних лет. Часть художников «ОСТ» еще во власти или чистой живописи или овладения языком этой живописи (И. Клюн, И. Кудряшов)…

Художественная хроника. Выставка «ОСТ» // Вечерняя Москва. 02.05.1925

Участвует в 1-й Государственной передвижной выставке картин от Москвы до Нижнего Новгорода. Экспонирует три полотна с единым названием «Беспредметные».

1925–1938

Живет в коммунальной квартире на Мясницкой, 15. В живописных этюдах изображает интерьеры комнат с узнаваемыми картинами на стенах, одна из которых экспонировалась на 4-й выставке ОСТ.

Иван Кудряшов. Расхождение. 1926. Холст, масло. Выставка «ОСТ» 1926 г.
Иван Кудряшов. Траектория полета Земли вокруг Солнца. 1926. Холст, масло. Выставка «ОСТ» 1926 г.
Иван Кудряшов. Расхождение. 1926. Холст, масло. Выставка «ОСТ» 1926 г.
Иван Кудряшов. Траектория полета Земли вокруг Солнца. 1926. Холст, масло. Выставка «ОСТ» 1926 г.

1926

В Государственном историческом музее открывается 2-я выставка ОСТ. Представляет серию работ, развивающих тему космизма.

В текущем году остовцы организуют две выставки: осенью — специально рисунков и эскизов, а зимой только станковых картин. В течение зимы «ОСТ» выпустит специальный сборник — под названием «Во славу станковизма» c репродукций с работ членов общества, будет помещен ряд статей, выясняющих идеологическую основу этой художественной группировки.

Среди художников ОСТ // Вечерняя Москва. 25.09.1926

1926–1927

Получает единичные заказы в Художественно-производственных мастерских ИЗО.

Вынужденно пропускает 3-ю выставку ОСТ 1927 года.

1928

Участвует в 4-й Выставке картин, рисунков и скульптуры ОСТ, где представляет «Пространственную живопись» и «Рождение планеты».

1930

Заполняет анкету члена Общества художников-станковистов. Готовит статью «О беспредметной живописи», где формулирует свое понимание пространства, имеющего «космическое содержание».

Получает повестку от президиума Моссовета о мобилизации в распоряжение Штаба по проведению октябрьских торжеств для консультационной работы.

Заключает договор об оформлении колонны демонстрантов Московского техникума железнодорожного транспорта им. А. А. Андреева.

1931

Присутствует на экстренном общем собрании ОСТ, оформившем раскол на две группы (ОСТ и «Изобригада»), поддерживает оппозицию (Юрия Пименова, Петра Вильямса, Владимира Тягунова и других). Выходит из ОСТ.

Иван Кудряшов. Автопортрет. 1932. Холст, масло.
Иван Кудряшов. Автопортрет. 1932. Холст, масло.

1931–1932

После распада ОСТ входит в группу «Изобригада». Подписывает «платформу» объединения, отмечая, что причиной разрыва с ОСТ стала его «оторванность от задач социалистического строительства» и потому «Изобригада» берет на себя задачу: «порвав с другой частью ОСТ… изжить недостатки». Обращается к фигуративной живописи. Создает «Автопортрет».

1933

Вступает в станковую секцию Московского союза художников (МОССХ).

Сотрудничает с Мастерскими наглядных пособий Центрального музея охраны труда и страхования.

1934

Работает как оформитель с Наркоматом легкой промышленности и с Музеем восточной культуры.

Оформляет раздел «Металлолом» на Всесоюзной выставке утилизации отходов в Измайловском парке.

1935

Присутствует вместе с Надеждой Тимофеевой на Ленинградском вокзале Москвы при встрече гроба Казимира Малевича и при захоронении праха художника в Немчиновке.

1936

Учится вместе с Надеждой Тимофеевой в Московском институте повышения квалификации художников-живописцев, а затем переводится на живописный факультет отделения повышения квалификации Московского института изобразительных искусств.

Состоит в профсоюзе Живописно-производственного комбината МОССХ — МССХ.

1938

В ходе «чистки» состава МОССХ Кудряшова объявляют формалистом, в результате художник переведен («отодвинут») из членов в кандидаты.

Кудряшов И. А. В виду недостаточно ясной перестроенности и недостаточно выраженного творческого лица — считать кандидатом в члены МОССХ (4-я группа).

«Школа Малевича. Большое влияние левого искусства, от которого ему труден переход к реальной форме». Протокол № 9 заседания Комиссии по перерегистрации членов МОССХ. 02.02.1938

При перерегистрации членов МОССХ кандидатура художника отклонена. На заседании Комиссии по перерегистрации членов МОССХ окончательно исключен из Союза художников.

МТХ. Война

1939

Становится членом Московского товарищества художников (МТХ).

Работает в Производственно-живописном комбинате Московского товарищества художников по цеху массовой живописи в качестве художника-живописца. Переезжает в дом «Военторга» (ул. Воздвиженка, 10/2).

Заключает договор с Управлением по делам искусства при Моссовете о творческо-шефской работе художником в Военно-морском флоте и получает творческую помощь в размере 1200 рублей для выполнения картины для выставки, одна из отобранных картин остается за управлением.

1940–1941

Возобновляет работу по договорам с МТХ. Кроме того, временно работает в Архитектурно-проектном бюро Московского отделения Союза советских архитекторов.

И. А. Кудряшов. 1942.
И. А. Кудряшов. 1942.

1942

Составляет заявление в правление Московского отделения Союза художников о восстановлении.

Получает ходатайства Мособлрабиса и местного комитета МТХ № 100 о выполнении зарисовок выставки ЦДКА и о приобретении фото из серии «Отечественная война» в связи с работой над картиной.

Призван в РККА. Служит надзирателем в общей тюрьме № 3 управления НКВД Московской области, заведует камерой хранения вещей заключенных.

Свидетельство об освобождении от воинской обязанности. Ноябрь 1944. Обложка, внутренний разворот.
Свидетельство об освобождении от воинской обязанности. Ноябрь 1944. Обложка, внутренний разворот.

1944

Комиссован, поскольку заболел туберкулезом. Получает свидетельство об освобождении от воинской обязанности по инвалидности.

1945

Выходит на пенсию по инвалидности.

В составе бригады оформителей в Музее революции СССР выполняет работу «по разрисовке» щитов выставки «Сталинская Конституция».

1947

Вступает в артель инвалидов-художников «Красный Доватор», организованную Всероссийским союзом кооперации инвалидов (Всекоопинсоюз). Проходит лечение от туберкулеза в подмосковных санаториях, создает натурные зарисовки отдыхающих, акварельные пейзажи.

И. А. Кудряшов в своей мастерской [1950-е].
И. А. Кудряшов в своей мастерской [1950-е].

1952

Регистрирует брак с Надеждой Тимофеевой.

Оттепель. Знакомство с Костаки

1956

Проходит ХХ съезд КПСС, на котором с докладом о культе личности Иосифа Сталина выступает Никита Хрущев, положивший начало осуждению идеологического наследия сталинизма.

1957

Возвращается к теме космоса в живописи. Пишет картину «Запуск первого искусственного спутника Земли», работает над серией экспрессионистических акварелей.

Возвращается к теме космоса в живописи. Пишет картину «Запуск первого искусственного спутника Земли», работает над серией экспрессионистических акварелей.

Картины авангардиста произвели колоссальное впечатление на коллекционера, и он сразу купил работу за 3000 руб.

Владимир Немухин. Грани формализма. М., 2015. С. 176

Знакомится с коллекционером Александром Мясниковым, который также приобретает ряд работ художника.

Последние годы жизни. Признание

1961

Проходит профсоюзный переучет и получает новый билет.

После полета в космос первого космонавта Земли Юрия Гагарина создает серию акварелей на тему «Человек в космосе». Создает новые серии абстракций.

1962

Передает в дар Георгию Костаки ряд реликвий УНОВИС, в том числе письма и рисунки Казимира Малевича.

Перед юбилейной выставкой «30 лет МОСХ» делает попытки восстановить членство в Союзе художников.

Иван Кудряшов. Супрематизм. Общая схема росписи
зрительного зала 1-го Советского театра в Оренбурге. 1923. Вариант-повторение композиции № 39. Бумага, графитный карандаш, акварель.
Иван Кудряшов. Супрематизм. Общая схема росписи зрительного зала 1-го Советского театра в Оренбурге. 1923. Вариант-повторение композиции № 39. Бумага, графитный карандаш, акварель.

1963

Передает Владимиру Немухину акварельный вариант — повторение композиции «Общая схема росписи Оренбургского театра».

1964

Получает предложение Третьяковской галереи предоставить работы 1918–1923 годов для подготовки научной конференции на тему «Участие художников в праздничном оформлении городов».

На временном хранении в галерее находятся 13 эскизов и три цветных фотографии оформления Оренбургского театра.

1965

По приглашению Всеволода Володарского, ученого секретаря ГТГ, участвует в научном заседании по теме «Участие художников в праздничном оформлении городов». Демонстрирует эскизы 1918–1924 годов.

1966

Получает приглашение месткома творческой комиссии МОССХ для просмотра работ в выставочном зале на ул. Горького (ныне ул. Тверская, 48).

1967

В Третьяковской галерее на выставке «Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции» экспонируются эскизы для росписи оренбургских театров из коллекции Георгия Костаки

Иван Кудряшов. Автомобиль. 1920. Бумага, наклееная на картон, графитный карандаш, акварель.
Иван Кудряшов. Автомобиль. 1920. Бумага, наклееная на картон, графитный карандаш, акварель.

1968

Закупочная комиссия МК СССР приобретает с оценкой 25 рублей супрематический эскиз «Автомобиль», рекомендованный для пополнения фондов ГТГ.

Приглашен на заседание бюро секции живописи МОССХ по рассмотрению заявлений художников на прием в СХ СССР.

1969

Получает ордер на однокомнатную квартиру на ул. Авангардная, 19/30.

Получает телеграмму Зенона Комиссаренко, содержание которой связано с переговорами о выставке во Франции.

И. А. Кудряшов. 1970.
И. А. Кудряшов. 1970.

1970

В Париже в галерее Жана Шовлена проходит персональная выставка Кудряшова.

1971

Галерея Жана Шовлена передает рисунок «Конструктивистская композиция» в дар Центру Помпиду.

1972

30 августа Иван Кудряшов скончался в Москве. Его тело кремировали. Место захоронения не установлено.


Превью: фотография со студенческого билета Московского института изобразительных искусств. 1938. Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи