Возникает довольно интересная особенность. И про Малевича, и про Татлина существует огромное количество литературы, а также великолепные специалисты. Вспомним, например, Анатолия Анатольевича Стригалева — лучшего специалиста по творчеству Татлина. И те, кто пишет о Малевиче, и те, кто пишет о Татлине, обычно в истории их противостояния выбирают одну сторону. Они снисходительны к своему герою и довольно жестко оценивают поведение другого. Если вы будете читать работы А.А. Стригалева — ныне уже покойного, но совершенно замечательного, изумительного специалиста и человека, — то есть одна особенность, на которую надо делать скидку: он предан Татлину всей душой, и потому Малевич во всех конфликтах выступает как абсолютный злодей. Я постараюсь сегодня более-менее сохранять объективность, но не скрою, что я занимаюсь Малевичем, и поэтому, может быть, мне иногда захочется его защитить от тех нападок, которые, конечно, есть в литературе.
Говоря о страсти к морю, нужно показать работу Татлина 1911 года, которая является автопортретом. В этой работе видно довольно большое мастерство. Это уже не ординарная вещь, не ученическая совсем, она очень смело сделана. В работе довольно дерзкая, лихая по уверенности композиция, закручивающаяся на плоскости и в то же время пространственная, — ее, как ни странно, часто сравнивают с композицией житийной иконы. Она динамическая, но выделение лица, крупной головы и фигур, которые ее фланкируют и тоже держатся на плоскости, действительно свидетельствует о том, что Татлин любил икону. Он взял от нее очень много — прежде всего ритмику, линейную и пластическую основу. В то же время здесь можно почувствовать влияние Ларионова. Татлин с Ларионовым очень сильно сблизился и даже одно время жил у него в доме.
Тем не менее нужно сказать, что Татлин страшно полюбился Ларионову, он жил у него в доме, и Ларионов уже значительно позже, в Париже, его не раз вспоминал. Во-первых, он всегда его ставил выше Малевича. Во-вторых, он как-то чисто по-человечески был ему симпатичен. Достаточно сказать, что он его много раз рисовал и писал. В 1911 году Ларионов пишет портрет Татлина — кубизированный, очень красивый, весь переливающийся. Показательно, что Ларионов его не просто написал за один раз, он его переделывал. Сначала Татлин был в шубе и шапке, и одновременно с Ларионовым его писала Гончарова. Вот он сидит, депрессивный, с каким-то зеленым лицом, что довольно часто встречается на портретах Ларионова. Он видит Татлина каким-то угрюмым, необщительным, закрытым, застенчивым. У Ларионова даже есть такая фраза в поздних парижских записках: «У меня был такой ученик, такой волчонок, Татлин, но страшно талантливый».
На известной фотографии Татлина 1911 года мы можем почувствовать еще одно его удивительное качество. Все говорят в один голос, что он был страшно некрасив, он был длинный, долговязый, с огромными красными руками, курносый, очень простонародно говорил. Когда его первый раз услышал Александр Бенуа, он просто был в ужасе и сказал, что то, как Татлин выступает, это очень талантливо, но он просто клоун, по которому плачет цирковая арена. При этом Татлин был законодателем мод. Его элегантность на этой фотографии, даже в этом свитере и пиджаке, напоминает нам гораздо более поздние времена, 1960–1970-е годы. Он умел создать образ очень современного человека. И поэтому для людей он был очень притягателен. Как ни странно, он был невероятно обаятелен и нравился женщинам. Ирина Александровна Жданко, замечательная художница, с которой мы общались, когда ей было уже под 90 лет, вспоминала, как в конце 1920-х она училась в Киеве и там преподавал в то время Татлин. Он тогда считал, что картины не надо писать, и она стеснялась ходить на этюды с этюдником, боялась, что ее увидит Татлин и начнет презирать. Она мечтала попасть на вечер, где он пел, играя на бандуре, и когда ее один раз не взяли, она заливалась слезами. То есть это был просто настоящий кумир для тех, кто уже в позднейшие годы его видел.
Оказалось, что у них очень близкие взгляды. Так Малевич стал посещать кружок Ларионова, они сблизились, хотя и не были по-настоящему дружны. Интересный момент: если Татлина Ларионов и пишет, и рисует довольно много, то Малевича ни разу не изобразили ни Ларионов, ни Гончарова. Он все-таки был не совсем понятен, наверное, не совсем открыт, как показалось Ларионову. Ларионов говорил, что он был очень замкнутым человеком, ничего не рассказал о своей внутренней жизни. Была у него одна страсть: у него была толстая записная книжка, где он мельчайшим почерком все время что-то писал. Если у Татлина было две страсти — искусство и море, искусство и корабли, то у Малевича тоже было две страсти — он любил живопись и сочинения. Это была еще не философия, мы не знаем его ранних записных книжек, но в дальнейшем это станет и философией, и теорией искусства.
Я уже говорила, что Малевич поначалу отставал от Татлина в мастерстве и в некой стильности. Но уже в 1912 году на выставке «Ослиный хвост» он обратил на себя внимание, и еще больше — на выставке «Мишень» в начале 1913 года. Эти выставки организовывала группа Ларионова и сам Ларионов лично. «Косарь» и «Конторка и комната» (работы 1912 и 1913 годов) — такие разные вещи, которые тем не менее относятся к одному движению, к одному «изму». Это кубизм, который постепенно завладел умами русских художников. В тот период кубизм стал магистралью, о нем стали говорить, молодые художники едут учиться кубизму в Париж. Едет Аристарх Лентулов, едет Попова, едет Удальцова. Малевичу тоже очень хочется в Париж, но у него нет денег. Татлин к кубизму пока еще не подходит. И в этом смысле в их соперничестве, хотя его тогда еще не было, Малевич оказывается впереди.
Кубизм шел очень быстрыми шагами. Во Франции это было, конечно, медленнее, но в России все разворачивалось с необычайной быстротой. От фигуративного кубизма, вполне еще понятного, хотя и уже вызывавшего оторопь у публики, художники постепенно переходили к так называемому кубофутуризму, где предметное содержание уже исчезало. А что же оставалось? Малевич, который будет очень увлекаться кубизмом и, в частности, теорией кубизма, будет говорить о том, что в кубизме есть один главный принцип. Надо сказать, это не универсальный принцип, и если мы его приложим к работам Пикассо, Брака или Глеза, он может и не совсем сработать. А вот для русских кубистов это подходящий принцип. Это принцип контраста элементов: белая, круглящаяся плоскость, светлая и темная, остроугольная, геометризированная и построенная уступами, цвет теплый и холодный. Из этого принципа строится конструкция, которая, по сути дела, ничего особенного не значит. Правда, Малевич все-таки найдет ей объяснение: он будет говорить, что это городское искусство, искусство множества рациональных впечатлений, которые наслаиваются одно на другое. Но в целом это уже подход к беспредметности, к которой постепенно подходило и французское искусство, хотя все-таки эту грань не переходило. Конечно, все это происходило под влиянием французов, которых русские прекрасно знали. Уже были французские выставки в России, в Москве особенно. Были собрания Щукина и Морозова. Малевич очень внимательно изучал Пикассо, Брака и позднее Сезанна.
Татлину в какой-то мере стало обидно, что кубизм оказался ему неподвластен и непонятен. В 1912 году он снял мастерскую на Остоженке и стал приглашать туда натурщиков и своих коллег, с которыми у него были хорошие отношения. Они должны были рисовать вместе, в кубистическом духе. Существует целый альбом, где есть рисунки Удальцовой, Малевича. И рисунки Татлина, который все же к кубизму не подходит. Существует легенда, что Татлин просил Малевича поучить его кубизму. И вот он сделал рисунок (см. ниже). Малевич на обороте написал: «Брал уроки кубизма у меня», поставил 4 с плюсом и подписал «К. Малевич». Это мы узнали от Харджиева, и нам казалось, что это, может, какая-то легенда, которую тот сам придумал. Но вот рисунок из собрания Харджиева. Правда, Анатолий Анатольевич Стригалев говорил, что все равно кажется, что это какая-то мистификация. Но есть свидетельства о том, что Татлин просил и Любовь Попову обучать его за деньги кубизму. Но то ли она отказалась, то ли как-то они не сработались. Тем не менее учиться у Малевича Татлин не захотел и через какое-то время сказал, что брать уроки у него больше не будет.
Постановка «Победы над солнцем» состоялась в том же 1913 году, в декабре. Она действительно состоялась, но это был жуткий скандал, который стал концом деятельности Жевержеева как мецената. Это был действительно фурор и для театральной, и для художественной общественности, поскольку и абсолютно алогичная пьеса Крученых, и декорации Малевича (позднее он говорил, что оттуда произошел его «Черный квадрат») — все это было нарушением всяких традиций. В историю эта постановка вошла как одна из самых, с одной стороны, новаторских, с другой — скандальных и, в общем, в какой-то мере несовершенных, потому что условия, в которые были поставлены и художник, и музыкант, и артисты, были совершенно нечеловеческие, и сделать какое-то добротное театральное действие не представлялось возможным. Тем не менее его место в истории очень значительно и велико. Все костюмы были построены на прямых углах, на превращении человека в цилиндр, центром некоторых становится квадрат. Фигуры меняли человеческую анатомию, они были сделаны, как картонные футляры, в которые вступали люди. Причем головы актеров располагались на уровне середины костюма, и откуда-то из глубины они произносили свои реплики. Так создавалось ощущение нечеловеческого такого будетлянского мира.
Искусствоведы, сторонники Татлина, преданные его памяти, говорят, что Малевич не зря заманил Татлина на свою дачу, он хотел разведать, что нового делает Татлин, хотел перенять у него какие-нибудь секреты. Но надо сказать, что такую цель Малевич вряд ли преследовал. Но ему действительно удавалось знакомиться и сближаться с людьми, когда у них был творческий подъем. Это бывало не раз. Так произошло с Маяковским, с которым он сблизился в 1913 году, как раз когда тот начал находить себя как поэт и автор трагедии «Владимир Маяковский». Это было с Родченко и многими другими. Малевич любил разговаривать по делу, любил узнавать, кто чем живет, и это совсем не мешало ему быть самостоятельным и придумывать что-то свое. Существует забавная легенда, которая косвенно связана с поездкой Татлина на дачу к Малевичу. Мы не знаем, сколько раз Татлин бывал в гостях у Малевича, но сохранился такой рассказ. Один из учеников спрашивал у Татлина: «Говорят, вы ездили к Малевичу на дачу, и там с ним гуляли». Татлин ответил: «Да, я там был. Но, когда Малевич сказал “давай сфотографируемся вместе”, я убежал. Чтобы не фотографироваться, я прыгнул в пруд». Но как мы видим, на фотографии ничего похожего нет. Это одна из историй, которую Татлин охотно любил рассказывать.
1916 год — это время драматических событий. Малевича отсылают на фронт, а Татлин остается в Москве. У него складывается своя группа соратников, которые в основном живут в Петербурге, среди которых Пунин, который потом сыграл большую роль в его жизни. Происходят события, которые, может быть, они и ожидаемые, но все же достаточно внезапные. Это революция. Нужно сказать, что левые художники были в политическом плане в основном левых взглядов. Больше того, Татлин, еще когда учился в Москве, в МУЖВЗ, был под надзором полиции. И есть даже полицейские донесения о том, что у него была некая кличка и он ходил со свернутыми рулонами — по-видимому, картинами или какими-то рисунками, которые он носил к другому человеку под именем «Кремлевский», это был Ларионов. У него была такая кличка, потому что, будучи солдатом, он служил в Кремле. Февральская революция была встречена интеллигенцией вообще и художественной интеллигенцией в частности с большим энтузиазмом. Но для таких людей, как Малевич и Татлин, она была недостаточно радикальна. Это были люди, в крови которых была бунтарская закваска. Их антибуржуазное настроение вылилось в то, что после Февральской революции они, в общем, не находили себе особого места. Правда, существовало большое количество разных художественных организаций, которые пытались сохранять нейтралитет в политической ситуации, бороться за независимость искусства, за отделение искусства от государства, но это были неповоротливые организации, например Союз деятелей искусств. В связи с этим нужно сказать, что Октябрьская революция оказалась в какой-то мере на руку крайне левым, новаторам, потому что это было время, когда для них наконец засветило, засияло солнце не только свободы, но и реализации их довольно утопических мечтаний.
Вот как об этом рассказывают исследователи, которые занимаются именно художественной жизнью. Это было время, когда вот-вот будет организован Музей живописной культуры, будет начата работа по устройству выставок и закупки картин для сети музеев, организованных по всей стране. Конечно, связь большевистского государства и левых художников не была случайной, но в какой-то мере была спонтанной. Дело в том, что Луначарский, назначенный на должность наркома просвещения, считал в силу своих вкусов и знаний наиболее подходящими для управления государством таких людей, как Александр Бенуа. Вообще он хотел опираться на центр. Но Бенуа и прочие мирискусники, и либерально настроенная культурная интеллигенция вообще были не согласны общаться и сотрудничать с большевиками. Но была необходимость менять культурные учреждения. Например, Императорская Академия художеств, потеряв вывеску «императорская», осталась прежней, там остались все те же чиновники. Это нужно было разрушать, нужно было устраивать заново образовательную систему, систему музейного дела, управления и т. д. В силу чего Луначарский пригласил на должность руководителя отдела ИЗО своего старого друга, левого художника, достаточно скромного человека — Давида Петровича Штейнберга, который мало знал русских авангардистов. Он знал в основном петербургских художников, Альтмана, с которым был знаком еще по Парижу, и довольно быстро познакомился с Пуниным. Когда правительство переехало в Москву, нужно было организовать управление изобразительным искусством, то есть отдел изобразительных искусств, и в Москве. И Пунин предложил на эту должность Татлина, который был меньше связан с анархистами, чем Малевич, Родченко, Моргунов, Удальцова и другие.
Татлин согласился и вскоре возглавил отдел изобразительных искусств, или отдел ИЗО. В течение 1918 и 1919 годов инициативы, которые исходили от художников, принимались государством, правда, в обмен на выполнение некоторых государственных заказов. Это, в частности, так называемый Ленинский план монументальной пропаганды, который был одной из главных задач нового художественного отдела. На портрете того времени Татлин выглядит повеселевшим. Он действительно смог сплотить вокруг себя и тех, кто раньше были его соратниками, — это Удальцова, Древин, Родченко, — но он пригласил и Малевича. Малевич пришел в отдел ИЗО в июне 1918 года. Сразу же вместе с Татлиным они стали, надо сказать, вполне дружно работать над осуществлением сети музеев, заниматься закупками картин и организацией выставок, которые должны были объединить художественную жизнь и должны были исходить уже не от частных обществ, а быть государственными выставками. Большое количество этих государственных выставок было устроено как раз в 1919 году.
Но история сотрудничества авангардистов с государством все же оказалась довольно короткой. В особенности, как ни странно, как раз у Малевича и Татлина. Через некоторое время Штейнберг и Альтман, как и Луначарский, переехали в Москву поближе к правительству. И поскольку Татлин не обладал особой организационной хваткой и талантом, через какое-то время он лишился руководящего поста. К тому времени и он, и Малевич собрались уезжать из Москвы. Это было очень голодное время, и они думали, что в Петрограде может быть легче. Известно, что пока они ехали в поезде в Петроград, они поссорились, и выяснилось, что они не могут жить в одном городе. Наконец, Татлин все же нашел способ реализовать свои идеи. Он получил заказ от Наркомпроса на создание памятника III Интернационалу и начал работать над своей башней. Это было примерно в то же время, когда Малевич отправился в Витебск, чтобы организовать там свою школу и свою партию, как он считал, которую он назвал УНОВИСом.
Друзья Малевича, исполком УНОВИСа, который находился в Москве, — прежде всего художник Сергей Сенькин, — издали журнал, который сохранился буквально в одном или двух экземплярах, потому что он был сожжен. Этот журнал очень не понравился Штейнбергу и вообще всему начальству, потому что там утверждалось, что УНОВИС — это партия, которая сменит собой коммунистическую партию, и что она должна, став правящей, прежде всего насаждать супрематизм. В статье Малевич пишет о том, что искусство умерло, искусство в живописи угасло. Так же считал, конечно, и Татлин, который уже давно живописью не занимался. И потому самое главное теперь это художественные изобретения, а художественные изобретения обладают смыслом тогда, когда они экономичны, — это была главная идея УНОВИСа, которая шла от супрематизма и даже больше, от «Черного квадрата», неслучайно они носили нашивки на рукавах в виде квадрата. Это была идея экономии как пятой меры совершенства. Экономия, конечно, никак не отвечала идее Татлина, поскольку его Башня, наоборот, была избыточна в своих художественных решениях, в своей сложной пластике. И потому у Малевича была такая фраза, что «чудак Татлин думает получать суммы для того, чтобы изобретать утилитарный предмет без нового смысла». Утилитарность, вот что раздражало Малевича: что башня — это здание, которое должно служить утилитарным целям. И я думаю, он действительно не видел еще в то время ее в натуре. А нового смысла не было, потому что идея нового смысла у Малевича ассоциировалась только с экономией, новой супрематической простотой, с таким своеобразным минимализмом.
Надо сказать, что витебская жизнь Малевича сложилась так же сложно, как она складывалась в Москве. В 1922 году институт, где он преподавал, — а у Малевича уже складывалась своя школа и метод преподавания, — перестали финансировать. Он с учениками перебрался в Петроград, позднее Ленинград. И в 1923 году он становится директором Музея художественной культуры. Это аналог московского Музея живописной культуры, но это петроградская институция. Малевич, в отличие от Татлина, обладал потрясающей организаторской хваткой и дарованием и, более того, какой-то энергией, которую он умел распространять всюду. Он умел доказывать и объяснять свои идеи всем, не только чиновникам. Известно, что когда он был уже смертельно болен, лежал в постели и к нему приходил дворник, то он начинал ему рассказывать, что такое новое искусство. Он был потрясающим агитатором, и об этом как раз замечательно пишет Пунин. Конечно, Пунин больше любил Татлина, он провозгласил его эталоном мастерства, эталоном совершенства и качества как такового. Но про Малевича он говорил, что это великолепный агитатор, просто заводила. Ученики его боготворили, как армия — Наполеона. Малевичу удалось, во-первых, сделать из музея научный институт, он назывался ГИНХУК (Государственный институт художественной культуры), и при нем Музей художественной культуры. То же самое было в Москве: Музей живописной культуры был на последнем этапе при ВХУТЕМАСе, и он служил делу обучения молодых художников. Малевич организовал в своем институте отделы, которые были при этом и научными, и учебными. Он собирал сотрудников, которые были его учениками, как он говорил, «подопытными кроликами», но при этом они сами вели еще и научную работу. Они были ученые-художники. Это были потрясающие художники, все их имена сейчас на слуху, они всемирно известны. Это и Чашник, рано умерший, и Суетин, Лепорская, Константин Рождественский и многие-многие другие. Такая же группа учеников, школа, была у Михаила Матюшина, но с совершенно другой идеей «расширенного смотрения». Некоторое время там был Филонов, который потом все же отошел от ГИНХУКа. И там был Татлин со своим отделом, который назывался отделом материальной культуры. У Малевича был формально-теоретический отдел, он делал схемы, изучал состояние художника при переходе от одной системы к другой: от импрессионизма к сезаннизму, от сезаннизма к кубизму, от кубизма к футуризму и, наконец, к супрематизму. У него было пять главных систем.
Татлин в ГИНХУКе занимался важными вещами, но там проявился его чрезвычайно сложный характер. Он уже отрицал живопись и не хотел заниматься теорией. Он вообще не был человеком, который писал манифесты и выступал. Он страшно замкнулся в себе, не пускал никого в свою мастерскую. А это было довольно опасно, потому что в институте все время были проверки. Все время приходили какие-то делегации. И когда Татлин просто не пускал их к себе, это вызывало, конечно, нарекания. Он не любил ходить на заседания. Он считал, что Малевич слишком деспотически правит. Хотя Малевич, в общем, давал жить и постоянно защищал на верхах, в Москве, жизнь института, которая никому не была понятна.
Малевич в то время довольно давно уже не занимался живописью. Еще в Витебске он задумался над проблемами архитектуры и начал изготовлять так называемые архитектоны. Существует легенда о том, что Малевич обратился к архитектуре именно под влиянием Татлина. Ну что ж, это возможно. Но заметьте, что если Татлинская башня и повлияла на Малевича, то он стал делать нечто абсолютно неподражательное. Наоборот, вот эти прямые линии — это продолжение супрематизма, как бы перенесение его в трехмерное пространство, это такая абстрагированность от реальных функций здания.
Его ранние архитектоны горизонтальные. Поздний архитектон, который принадлежит Третьяковской галерее, вертикальный. Он может быть уже колонной, памятником, может быть просто некой совершенной архитектурной моделью. Это действительно одна из важных сторон позднего творчества Малевича. В этом они шли параллельно. Хотя Татлин все-таки шел к деланию вещей, и в этом смысле его считают основателем конструктивизма.
В Москве Татлин жил до мая 1953 года, когда он довольно незаметно скончался, пережив на несколько месяцев вождя всех народов. Что делал Татлин в то время? Печальные, грустные вещи о нем рассказывают. Так, молодой писатель Данил Данин хотел его привести к Мейерхольду, когда уже закрывали его театр. А Татлин отказывался, думал, как ему избежать этой встречи. «Нет, я подожду тебя здесь. Нет, я не пойду, пожалуй. Нет, я тут постою». Но его все-таки удалось подвести к Мейерхольду. Мейерхольд был страшно рад, обнимал его, говорил: «Володя, давай уедем, все бросим, где-нибудь будем жить на Волге, ты построишь дом, ты же все умеешь, я буду тебе помогать, мы будем ловить рыбу». Все это, конечно, не сбылось.
Самые последние вещи Татлина совершенно на него, кажется, не похожи. Они мягкие, например «Мясо», которое висит в экспозиции Третьяковской галереи. Это вещи уже 1940-х годов. Вещи медитативные, сложные и очень живописные. Живопись не умерла, он видит это. И она продолжает быть прекрасной, она продолжает быть тонкой. Малевич тоже в поздние годы возвращался к предметности, но Татлин работал совсем не так, как Малевич. Скорее он похож на позднего, парижского Ларионова, который тоже был достаточно печален, депрессивен и в то же время очень тонок в своих поздних вещах.
Спасибо!