Казимир Малевич пришел к чистой беспредметности весной 1915 года. В том же году на «Последней футуристической выставке “0,10”» он представил публике «Черный квадрат» в сопровождении разнообразных абстрактных полотен. «Черный квадрат», ставший сегодня символом и мифологемой искусства XX века, художник сознательно расположил в красном углу, где в домах традиционно висят иконы. Для Малевича «Квадрат» явился визуальным воплощением и итогом долгих художественных и философских размышлений, в которых он стремился ухватить саму суть, источник, первопричину всего мироздания. Для Малевича именно квадрат — это «основной супрематический элемент», пластическая единица, на которой строится вся его художественная теория беспредметной живописи — супрематизм. Квадрат, символизируя одновременно и конец, и начало, призывал закрыть старую, полную ошибок историю и открыть новую, в которой была бы явлена истинность сущего.
Супрематизм — это собственный термин Малевича, изобретенный художником от латинского слова suprem, что означает «главенство», «первенство», «высшую стадию», — так художник определял свое искусство. Супрематизм использует набор геометрических фигур — параллелепипеды, трапеции, треугольники, круги, овалы и линии, — располагая их в движении. Даже в самом статичном из всех супрематических полотен Малевича, в «Черном квадрате», заложена динамика. Слегка различимая диспропорция сторон квадрата и фактура красочного слоя создают у зрителя ощущение, что квадрат парит в невесомости. В динамике кроется вариативность, разнообразие, индивидуальность и богатство супрематического принципа.
Супрематизм обращается к пространству за границами знакомого нам мира, геометрические формы плывут в небытии. «Искусство вышло к пустыне, в которой нет ничего, кроме ощущения пустыни»1. Символом этой «пустыни» становится белый фон. «Белые поля — это не поля, обрамляющие черный квадрат, но только ощущение пустыни, ощущение небытия. Это не конец искусства, как полагают еще до сих пор, а начало действительной сущности».2 Предельной разработкой символики белого цвета в супрематической живописи Малевича стала серия белых, практически полностью, полотен, в которых белые фигуры на белом фоне растворяются в пространстве.
___________
1Цит. по: Малевич К.С. Супрематизм // Собрание сочинений в пяти томах. Т.3, М.: Гилея, 2000
2Цит. по: Малевич К.С. Мир как беспредметность // Собрание сочинений в пяти томах. Т.3, М.: Гилея, 2000
Заглянув за границы реальности, художник на несколько лет «замолчал», погрузившись в работу над текстами, в философию и наставничество молодых художников общества УНОВИС в Витебске. Это время требовалось ему для того, чтобы от идеологии перейти к практике. Увидев истинное «допредметное» бытие мира, Малевич возвращается с этим знанием и приступает к переустройству жизненной среды по обновленным «лекалам». В 1923 году художник совершает следующий шаг: от двухмерного супрематизма на плоскости он переходит в реальное трехмерное пространство, создав архитектон. Первый архитектон назывался «Альфа», и сегодня он хранится в Русском музее. Художник определял эти конструкции как архитектурные формулы, применяя которые можно создать «единую систему мировой архитектуры Земли». В архитектуре Малевич видел важнейшую жизнестроительную силу.
Теперь он отворачивается от прежнего мира, устремляясь взором к будущему утопическому, который должен родиться за пределом ошибок и противоречий современности, наполненной бедами и страданием. Его влечет видение высших сфер, для фиксации которых был создан супрематизм. В архитектурном супрематизме уже не квадрат, но куб становится основным элементом. Продолжая открывать выразительные возможности простых форм, Малевич «выводит» свои архитектоны непосредственно из логики развития куба. «Таким образом можно получить новый вид архитектуры, вид чистый, вне всяких практических целей, ибо архитектура начинается там, где нет практических целей. Архитектура как таковая», — написано Малевичем на наброске с показательным названием «Формула супрематизма».
Все созданные Малевичем архитектоны белого цвета, что отсылает к его собственной мифологии и восприятию белого как символа бесконечности. Архитектоны — не столько эскизы, сколько материализованные формулы архитектуры будущего времени, в котором живет и творит освобожденное от материальных забот человечество. Сегодняшнему зрителю архитектоны напоминают образцы современной архитектуры или космические корабли из фантастических фильмов. Предвидел ли Малевич будущее, или будущее подсматривало у Малевича, но художник мыслил свои архитектоны как пространства для жизни грядущих людей — «землянитов», которые будут жить и на Земле, и в космосе. Архитектурные проекты для космоса художник называл «планиты». «Воздушные планиты укажут землянитам новый план городов и новую форму жилищам, в них слышны звучные шумы будущей музыки…» (Трактат 1/46 (Эклектика), 1924–1925).
В Третьяковской галерее хранится один из вертикальных архитектонов Малевича. «Когда умру, все художники мира и тот, кто меня знает, должны похоронить меня в Барвихе <...> да поставить на могиле башню по форме той колонки, что в Третьяковке стоит <...> с вышкой, в которой будет поставлен телескоп Юпитер смотреть» (К. Малевич. Письмо И. Клюну, 2 июня 1931). Памятник должен был встать посреди сельского пейзажа, как столб света, устремляющийся по воле художника от земли в небо. Памятник так и не был поставлен, и точное место захоронения художника забыто. Однако рядом с этим местом в 2021 году был разбит Парк Малевича, в котором и сегодня торжествует Искусство.
Художник и архитектор Эль Лисицкий, ученик Малевича, усвоивший идеи супрематизма, стремился найти возможность использовать их в современной ему жизни. Толкуя супрематизм как основанное на «свободном творчестве совершенство будущего», он считал, что строительство этого будущего можно начинать сегодня. Одним из интересных объектов, созданных Лисицким, стала супрематическая книга для детей «Сказ про два квадрата». В ней он призывал отбросить лишние слова и взяться за конструирование нового, вооружившись любым доступным строительным материалом.
На нашем мастер-классе, следуя идеям Малевича и призыву Эль Лисицкого, мы предлагаем создать свой собственный архитектон из бумаги.
2. Выбрав размер будущего кубика, отрежьте соответствующую полоску бумаги.
3. Согните бумагу так, чтобы получился квадрат, повторив это действие четыре раза.
4. Сложите из бумаги объемную фигуру, скрепив ее скотчем.
5. Первый строительный элемент готов. Ориентируясь на этот образец, создайте любое количество подобных элементов.
6. Соберите целый архитектон, компонуя подготовленные элементы, подчиняясь своему творческому настроению.
Материалы и инструменты:
1. Бумага средней плотности. Белая или цветная, по желанию автора.
2. Ножницы.
3. Линейка, если хочется математической точности во время проектирования элементов.
4. Скотч.
Художественная практика:
1. На первом этапе мы должны определить размер основного элемента будущего архитектона — бумажного кубика.2. Выбрав размер будущего кубика, отрежьте соответствующую полоску бумаги.
3. Согните бумагу так, чтобы получился квадрат, повторив это действие четыре раза.
4. Сложите из бумаги объемную фигуру, скрепив ее скотчем.
5. Первый строительный элемент готов. Ориентируясь на этот образец, создайте любое количество подобных элементов.
6. Соберите целый архитектон, компонуя подготовленные элементы, подчиняясь своему творческому настроению.
Материалы и инструменты:
1. Бумага средней плотности. Белая или цветная, по желанию автора.
2. Ножницы.
3. Линейка, если хочется математической точности во время проектирования элементов.
4. Скотч.