Михаил Ларионов родился в 1881 году в небольшом городке Тирасполь. Его увлечение театром родом из детства. Однажды, будучи совсем юным, Ларионов попал на театральное представление. С тех пор театр станет особой страстью будущего художника, которому он посвятит долгие годы своей жизни.
Отец Ларионова был военным фельдшером, в 1891 году семья переехала из Тирасполя в Москву. В 1898 году художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали Валентин Серов, Исаак Левитан и Константин Коровин. В училище Ларионов познакомился с художницей Наталией Гончаровой, ставшей его спутницей жизни.
В МУЖВЗ вокруг Ларионова сплотилась группа молодых художников, которые затем вошли в объединение «Бубновый валет». Тема игры, которая присутствовала в работах этих художников, пройдет красной нитью через все творчество Ларионова.
Ларионова неслучайно называют отцом русского авангарда, он стоял у истоков новейшего искусства. Одно из его открытий, направление абстрактной живописи — лучизм, — принесет ему мировую известность. Неутомимый покоритель новых «измов», он отличался беспокойным нравом, каждый раз с головой погружаясь в исследование нового живописного стиля. «Художник, который не меняется, мертв» — такова формула творчества Ларионова.
В МУЖВЗ вокруг Ларионова сплотилась группа молодых художников, которые затем вошли в объединение «Бубновый валет». Тема игры, которая присутствовала в работах этих художников, пройдет красной нитью через все творчество Ларионова.
Ларионова неслучайно называют отцом русского авангарда, он стоял у истоков новейшего искусства. Одно из его открытий, направление абстрактной живописи — лучизм, — принесет ему мировую известность. Неутомимый покоритель новых «измов», он отличался беспокойным нравом, каждый раз с головой погружаясь в исследование нового живописного стиля. «Художник, который не меняется, мертв» — такова формула творчества Ларионова.
«Ларионов южанин, — писала Наталия Сергеевна Гончарова, — там цветет белая пахучая акация, дома желтые, розовые, голубые, красные, заново перекрашивающиеся каждый год. Между деревьями, рядом с домами... небо синее, синее. В России тоже можно найти Таити». Многоцветье, увиденное им в детстве, навсегда сделало его цветовую палитру яркой, насыщенной и веселой.
В начале ХХ века многие художники работали в театре, и Михаилу Ларионову, благодаря Сергею Дягилеву, посчастливилось реализовать свои театральные проекты. Как говорил сам Ларионов: «В постановке балета все важно: сценарий, музыка, декорации, костюм, хореография, персональные качества и выучка исполнителей. Это так же важно, как тема, рисунок, цвет, манера в живописи». Ларионов стал не только сценографом, но и постановщиком некоторых балетных спектаклей.
В 1915 году Ларионов и Гончарова приняли предложение Дягилева поработать в европейских постановках его «Русского балета». Они выехали за пределы России, соединившись с рабочей группой Дягилева в Швейцарии, в местечке Уши. Здесь Ларионов и Гончарова пытаются создать совершенно новый театр. Для Ларионова самым главным в театре был актер, он считал, что все в театре должно быть подчинено актеру: игра, свет, декорации, костюмы.
В начале ХХ века многие художники работали в театре, и Михаилу Ларионову, благодаря Сергею Дягилеву, посчастливилось реализовать свои театральные проекты. Как говорил сам Ларионов: «В постановке балета все важно: сценарий, музыка, декорации, костюм, хореография, персональные качества и выучка исполнителей. Это так же важно, как тема, рисунок, цвет, манера в живописи». Ларионов стал не только сценографом, но и постановщиком некоторых балетных спектаклей.
В 1915 году Ларионов и Гончарова приняли предложение Дягилева поработать в европейских постановках его «Русского балета». Они выехали за пределы России, соединившись с рабочей группой Дягилева в Швейцарии, в местечке Уши. Здесь Ларионов и Гончарова пытаются создать совершенно новый театр. Для Ларионова самым главным в театре был актер, он считал, что все в театре должно быть подчинено актеру: игра, свет, декорации, костюмы.
Одним из первых оформленных им балетов стало «Полуночное солнце» на музыку Николая Андреевича Римского-Корсакова. Для него Ларионов придумывает невероятно красивые яркие костюмы, поражавшие зрителей. Однако актеры остались ими недовольны из-за ограничения движения — конструкции оказались очень громоздкими и мешали танцевать. Ларионов учился на своих ошибках и уже в следующей постановке создал костюмы, не препятствующие движению.
Летом 1916 года Ларионов и Гончарова вместе с дягилевской труппой отправляются в Испанию, а оттуда в Рим, где Ларионову предстоит заняться оформлением спектакля по мотивам «Русских сказок». «И вот всего через несколько дней, — вспоминала Гончарова, — мы в Испании, в Сан-Себастьяне, где оставались почти шесть месяцев. Все заняты <…> подготовкой [балетов] для турне по испанским городам: Мясин и Ларионов — “Русскими сказками”».
Балет был создан из отдельных хореографических миниатюр на музыку симфонических поэм Анатолия Константиновича Лядова по мотивам сказок Александра Николаевича Афанасьева. «Русские сказки» очаровали Париж. Успех балета был фантастический! Газеты писали: «Этот балет пленяет, уводит за горизонты, навевает фантастические грёзы…»
Балет был создан из отдельных хореографических миниатюр на музыку симфонических поэм Анатолия Константиновича Лядова по мотивам сказок Александра Николаевича Афанасьева. «Русские сказки» очаровали Париж. Успех балета был фантастический! Газеты писали: «Этот балет пленяет, уводит за горизонты, навевает фантастические грёзы…»
Главными персонажами постановки стали герои народного эпоса — Кикимора, Баба-Яга, Леший, Русалка, Дева-птица, олицетворяющие разные стихии. Лейтмотивом балета стала тема борьбы язычества и христианства.
Как пишет специалист по творчеству Михаила Ларионова, искусствовед Евгения Илюхина: «В “Русских сказках” футуристическая тенденция к “оживлению” декораций достигает апогея. Задник “Лес”, выполненный в кубистическом стиле, украшали фантастические лиловые цветы, подвешенные на веревках и колеблющиеся от потоков воздуха. В декорации картин “Кикимора” и “Баба-Яга” включены движущиеся элементы — люлька и изба. Изба Бабы-Яги не просто оживала, но и пускалась в пляс — ее “роль” исполняли два танцовщика».
Давайте попробуем создать макет театральной декорации по мотивам балета «Русские сказки». В этих декорациях вы сможете устраивать собственные спектакли.
Материалы
1. Полукартон тонированный или ватман А3 (или А3)
2. Гуашь (цвета: желтый кадмий, красный кармин или краплак, синий спектральный и белила)
3. Кисти разной толщины: круглые № 2–6 и плоские № 10–14, 38
4. Баночка для воды
5. Палитра (можно взять светлую кафельную плитку, белую тарелку или плотную бумагу)
6. Тряпочка для кисточек или бумажное полотенце
7. Ножницы
8. Клей-карандаш
Практика
1. Делаем заготовку для декорации. Сгибаем лист А2 или А3 пополам, затем делим и сгибаем на три части: формируя задник сцены, пол и боковые кулисы.
2. Предварительно рекомендуем сделать небольшой эскиз декорации на отдельном листе.
3. Если используется белая бумага, подготавливаем фон: тонируем лист чаем, кофе или сепией.
4. Делаем легкие прорисовки деталей: намечаем избушку, ворота, деревья и цветы сказочного леса, фигурки зверей и птиц.
5. Начинаем раскрашивать со светлых тонов, постепенно углубляясь в более темные.
6. Затем отдельно прорисовываем кулисы и пол.
7. Собираем конструкцию в объемную коробочку. Ваша театральная декорация готова.
Если вам захочется поделиться с нами результатами своего творчества, присылайте фотографии вашей работы на почту lavrus@tretyakov.ru.
1. Полукартон тонированный или ватман А3 (или А3)
2. Гуашь (цвета: желтый кадмий, красный кармин или краплак, синий спектральный и белила)
3. Кисти разной толщины: круглые № 2–6 и плоские № 10–14, 38
4. Баночка для воды
5. Палитра (можно взять светлую кафельную плитку, белую тарелку или плотную бумагу)
6. Тряпочка для кисточек или бумажное полотенце
7. Ножницы
8. Клей-карандаш
Практика
1. Делаем заготовку для декорации. Сгибаем лист А2 или А3 пополам, затем делим и сгибаем на три части: формируя задник сцены, пол и боковые кулисы.
2. Предварительно рекомендуем сделать небольшой эскиз декорации на отдельном листе.
3. Если используется белая бумага, подготавливаем фон: тонируем лист чаем, кофе или сепией.
4. Делаем легкие прорисовки деталей: намечаем избушку, ворота, деревья и цветы сказочного леса, фигурки зверей и птиц.
5. Начинаем раскрашивать со светлых тонов, постепенно углубляясь в более темные.
6. Затем отдельно прорисовываем кулисы и пол.
7. Собираем конструкцию в объемную коробочку. Ваша театральная декорация готова.
Если вам захочется поделиться с нами результатами своего творчества, присылайте фотографии вашей работы на почту lavrus@tretyakov.ru.