Первые маски появились на заре человеческой культуры. Современные археологи, этнографы и антропологи, изучая маски, задаются вопросами, какова была их роль и функция. Защитная? Маска позволяла скрывать лицо от холода, ветра, палящего солнца, защититься от удара или взгляда недоброжелателя. Или маска — это забава, способ обойти правила, возможность стать кем пожелаешь: животным, птицей, героем из сказочной истории? А может, маска — это способ рассказать о себе, раскрыть какую-то особенность личности?
Каждая эпоха и культура находили свой ответ на эти вопросы. Антропологи связывают появление маски со стремлением человека к творческому познанию окружающего мира и самовыражению через ритуал. Ритуал также считался способом взаимодействия с силами природы, с его помощью люди надеялись вызвать дождь, получить богатый урожай или удачно поохотиться. В некоторых культурах маска стала важнейшим элементом погребальных обрядов, сопровождая человека из мира живых в мир умерших. Так, в Древнем Египте считалось, что маска сохраняет прижизненный образ умершего человека и помогает душе в ее путешествии.
Одним из ярчайших явлений театральной жизни начала ХХ века стали «Русские сезоны» Сергея Дягилева, который приглашал для оформления своих постановок самых смелых художников современности. Дягилев обращается к русской традиции в постановках «Русские сказки», «Шут», «Полуночное солнце» и других, в том числе к маскарадной праздничной традиции.
Параллельно интересу к русским народным сказкам, гуляниям и декоративному искусству развивается и внимание к культурам Востока: Древней Индии, Таиланда, Китая. Эта тенденция отражала общее стремление искусства начала ХХ века найти в традиционной эстетике обновление художественного языка. Лев Бакст, один из важнейших художников «Русских сезонов», в одном из писем писал: «Обожаю путешествия, экзотические страны, яркий колорит, негров, тюрбаны, арабов, индусов, сиамок! Не люблю “шестидесятников”, прописную мораль, казенные чувства…»
Один из балетов, оформленных Бакстом, так и назывался «Ориенталии» (от лат. orientalis — восточный). Костюм Вацлава Нижинского для этого балета был создан под прямым впечатлением от выступления в октябре 1900 года в Петербурге придворной труппы сиамского балета, который традиционно называется «Театр масок Кхон», где все актеры должны носить маски и головные уборы. Однако в отличие от традиционного театра, близко стоящего к практике ритуала, в подготовительных эскизах к постановкам «Русских сезонов», как и в современном театре, маска встречается нечасто, ее заменяют грим и мимическое мастерство актера.
В своем мастер-классе современный художник Дмитрий Шабалин предлагает каждому попробовать создать свою новогоднюю маску, в которой возможно соединить вместе частицы радости из вашего прошлого и светлые надежды на будущее.
Материалы:
Инструменты:
Практика:
1. Подготовьте материалы, которыми вы будете декорировать маску.
2. Просверлите в заготовке маски отверстия для крепления лент и декора.
3. Прикрутите крупные элементы к маске с помощью саморезов.
4. Закройте саморезы елочными шарами, приклеив их с помощью клеевого пистолета.
5. Выберите из вашей коллекции декора продолговатый предмет, например, машинку. Приклейте ее в области носа.
6. Выбранные вами игрушки расположите симметрично и приклейте их клеевым пистолетом.
7. Используя гирлянды, шарики, бусины и кристаллы, постепенно оформляйте открытые части маски, приклеивая их клеевым пистолетом.
8. В своей работе вы можете как подчеркивать симметрию маски, располагая одинаковые объекты с двух сторон от носа, так и нарушать ее, создавая более свободную композицию.
9. Если мелкие фрагменты заготовки не удается закрыть, вы можете использовать фломастер или маркер в тон вашего декора.
10. Когда все декоративные элементы будут приклеены, удалите излишки клея с помощью канцелярского ножа.
11. Привяжите ленты к отверстиям по бокам маски.
12. Маска готова. Теперь ее можно надеть на новогодний карнавал или украсить дом к Новому году.
Ждем фотографии ваших работ на lavrus@tretyakov.ru.
Материалы:
- заготовка маски
- елочные украшения (елочные шары разного цвета и размера, снежинки, гирлянды)
- 2 кондитерские формы для выпекания кексов
- стразы, бусины, кристаллы, украшения, значки, небольшие игрушки, элементы детского конструктора и игрушечная машинка
- 2 ленты
- клеевые стержни для пистолета
- саморезы
- маркер или фломастер
Инструменты:
-
клеевой пистолет
- дрель
- отвертка
Практика:
1. Подготовьте материалы, которыми вы будете декорировать маску.
2. Просверлите в заготовке маски отверстия для крепления лент и декора.
3. Прикрутите крупные элементы к маске с помощью саморезов.
4. Закройте саморезы елочными шарами, приклеив их с помощью клеевого пистолета.
5. Выберите из вашей коллекции декора продолговатый предмет, например, машинку. Приклейте ее в области носа.
6. Выбранные вами игрушки расположите симметрично и приклейте их клеевым пистолетом.
7. Используя гирлянды, шарики, бусины и кристаллы, постепенно оформляйте открытые части маски, приклеивая их клеевым пистолетом.
8. В своей работе вы можете как подчеркивать симметрию маски, располагая одинаковые объекты с двух сторон от носа, так и нарушать ее, создавая более свободную композицию.
9. Если мелкие фрагменты заготовки не удается закрыть, вы можете использовать фломастер или маркер в тон вашего декора.
10. Когда все декоративные элементы будут приклеены, удалите излишки клея с помощью канцелярского ножа.
11. Привяжите ленты к отверстиям по бокам маски.
12. Маска готова. Теперь ее можно надеть на новогодний карнавал или украсить дом к Новому году.
Ждем фотографии ваших работ на lavrus@tretyakov.ru.