23 декабря 2022 10+

Мастер-класс Новогодняя маска

В преддверии празднования Нового года, одним из традиционных атрибутов которого является маска, художник Дмитрий Шабалин расскажет и покажет, как создать маску из старых гирлянд, мелких игрушек, маминых бус и новогодних шаров. Каждая маска Шабалина — это увлекательная история, рассказанная с помощью «найденных» предметов: украшений, значков, деталей конструкторов или даже кондитерских форм.


Мастер-класс рассчитан на участников от 10 лет.
Первые маски появились на заре человеческой культуры. Современные археологи, этнографы и антропологи, изучая маски, задаются вопросами, какова была их роль и функция. Защитная? Маска позволяла скрывать лицо от холода, ветра, палящего солнца, защититься от удара или взгляда недоброжелателя. Или маска — это забава, способ обойти правила, возможность стать кем пожелаешь: животным, птицей, героем из сказочной истории? А может, маска — это способ рассказать о себе, раскрыть какую-то особенность личности?

Каждая эпоха и культура находили свой ответ на эти вопросы. Антропологи связывают появление маски со стремлением человека к творческому познанию окружающего мира и самовыражению через ритуал. Ритуал также считался способом взаимодействия с силами природы, с его помощью люди надеялись вызвать дождь, получить богатый урожай или удачно поохотиться. В некоторых культурах маска стала важнейшим элементом погребальных обрядов, сопровождая человека из мира живых в мир умерших. Так, в Древнем Египте считалось, что маска сохраняет прижизненный образ умершего человека и помогает душе в ее путешествии.

Особое значение маска, связанная с древними ритуалами, приобрела для художников начала XX века. Пабло Пикассо был увлечен африканской маской и визуальным языком африканского искусства, найдя в нем способ радикальной геометризации человеческого лица. В русском искусстве художники начала ХХ века также обращались к древним образцам как русского народного искусства, так и восточных традиций. Эти поиски нашли отражение в искусстве авангарда, а также в оформлении театральных постановок.
Одним из ярчайших явлений театральной жизни начала ХХ века стали «Русские сезоны» Сергея Дягилева, который приглашал для оформления своих постановок самых смелых художников современности. Дягилев обращается к русской традиции в постановках «Русские сказки», «Шут», «Полуночное солнце» и других, в том числе к маскарадной праздничной традиции.
Лев Бакст. Сиамский священный танец. 1901. Холст, масло
Лев Бакст. Сиамский священный танец. 1901. Холст, масло
Параллельно интересу к русским народным сказкам, гуляниям и декоративному искусству развивается и внимание к культурам Востока: Древней Индии, Таиланда, Китая. Эта тенденция отражала общее стремление искусства начала ХХ века найти в традиционной эстетике обновление художественного языка. Лев Бакст, один из важнейших художников «Русских сезонов», в одном из писем писал: «Обожаю путешествия, экзотические страны, яркий колорит, негров, тюрбаны, арабов, индусов, сиамок! Не люблю “шестидесятников”, прописную мораль, казенные чувства…»
Константин Сомов. Табель-календарь. 1904. Картон, графитный карандаш, акварель, гуашь.
Константин Сомов. Табель-календарь. 1904. Картон, графитный карандаш, акварель, гуашь.
Один из балетов, оформленных Бакстом, так и назывался «Ориенталии» (от лат. orientalis — восточный). Костюм Вацлава Нижинского для этого балета был создан под прямым впечатлением от выступления в октябре 1900 года в Петербурге придворной труппы сиамского балета, который традиционно называется «Театр масок Кхон», где все актеры должны носить маски и головные уборы. Однако в отличие от традиционного театра, близко стоящего к практике ритуала, в подготовительных эскизах к постановкам «Русских сезонов», как и в современном театре, маска встречается нечасто, ее заменяют грим и мимическое мастерство актера.

Для современного человека маска не утратила своего значения. Мы продолжаем носить маски, чтобы защитить себя от угроз, будь то яркое солнце, снег на горнолыжной трассе или невидимый вирус. А также мы отчасти продолжаем участвовать в древних ритуалах, дошедших до нас в виде театральных постановок и праздничных гуляний. Маска — традиционный символ сценических искусств и карнавала. Она по-прежнему инструмент преображения и игры, именно поэтому дети так любят новогодние маскарады. Интересно, что на известной работе Константина Сомова для табель-календаря, сделанного художником по заказу Красного Креста в 1904 году, младенец-«новый год» предстает в маске.
В своем мастер-классе современный художник Дмитрий Шабалин предлагает каждому попробовать создать свою новогоднюю маску, в которой возможно соединить вместе частицы радости из вашего прошлого и светлые надежды на будущее.

Материалы:

  • заготовка маски
  • елочные украшения (елочные шары разного цвета и размера, снежинки, гирлянды)
  • 2 кондитерские формы для выпекания кексов
  • стразы, бусины, кристаллы, украшения, значки, небольшие игрушки, элементы детского конструктора и игрушечная машинка
  • 2 ленты
  • клеевые стержни для пистолета
  • саморезы
  • маркер или фломастер


Инструменты:

  • клеевой пистолет
  • дрель
  • отвертка


Практика:

1. Подготовьте материалы, которыми вы будете декорировать маску.
2. Просверлите в заготовке маски отверстия для крепления лент и декора.
3. Прикрутите крупные элементы к маске с помощью саморезов.
4. Закройте саморезы елочными шарами, приклеив их с помощью клеевого пистолета.
5. Выберите из вашей коллекции декора продолговатый предмет, например, машинку. Приклейте ее в области носа.
6. Выбранные вами игрушки расположите симметрично и приклейте их клеевым пистолетом.
7. Используя гирлянды, шарики, бусины и кристаллы, постепенно оформляйте открытые части маски, приклеивая их клеевым пистолетом.
8. В своей работе вы можете как подчеркивать симметрию маски, располагая одинаковые объекты с двух сторон от носа, так и нарушать ее, создавая более свободную композицию.
9. Если мелкие фрагменты заготовки не удается закрыть, вы можете использовать фломастер или маркер в тон вашего декора.
10. Когда все декоративные элементы будут приклеены, удалите излишки клея с помощью канцелярского ножа.
11. Привяжите ленты к отверстиям по бокам маски.
12. Маска готова. Теперь ее можно надеть на новогодний карнавал или украсить дом к Новому году.

Ждем фотографии ваших работ на lavrus@tretyakov.ru.