10 января 2022

Мастер-класс Сказочные цветы Михаила Врубеля

Видеть в реальном фантастическое — одно из важнейших свойств художественной оптики Михаила Врубеля. Эта способность проявилась и в том, как художник изображал цветы. В своем мастер-классе Мария Кострина покажет и расскажет, как нарисовать сказочные цветы по мотивам произведений Михаила Врубеля в технике акварели. 

Мастер-класс рассчитан на аудиторию 12+

О живописной технике Михаила Врубеля

Живопись Михаила Врубеля не зря называют кристалличной. Форма предметов на картинах художника развивается подобно тому, как растет кристалл. Такая близость к природному органическому принципу создания формы неслучайна.
Михаил Врубель. Сирень. 1900. Холст, масло.
Михаил Врубель. Сирень. 1900. Холст, масло.
Известно, что Михаил Врубель относился к природе так же, как и художники эпохи романтизма, — для него природа была прежде всего учителем, поэтому искусство художник воспринимал как сотворчество с природой.

Истоки техники

Откуда же появилась эта особенная техника живописи, напоминающая по форме кристаллы или мозаику? Еще до окончания Академии художеств Врубель был приглашен для реставрации собора Святой Софии в Киеве.
В куполе храма сохранился один мозаичный архангел, а всего их должно было быть четыре. Художнику предложили дописать трех архангелов рядом с сохранившейся византийской мозаикой, передав средствами масляной живописи эффект сияющей смальты. Построение изображения из разноцветных «камешков», имитация мозаики оказала большое влияние на живописную манеру Врубеля. Художник освоил богатую мозаичную палитру — в соборе использовано 177 оттенков различных цветов, например 21 оттенок синего, 34 — зеленого и 25 оттенков золотого фона. Соединив мозаичную технику с основами системы реалистической живописи Павла Чистякова, художник нашел свой художественный язык, уникальную технику живописи, по которой мы его сразу узнаем.

Цветы

Цветы занимали в творчестве Врубеля особое место. Он писал цветы всю жизнь и именно в рисунках и этюдах цветов отрабатывал приемы, которые затем использовал в станковых и монументальных работах.
Михаил Врубель. Лилия. Декоративный мотив. 1895–1896. Бумага, акварель, гуашь, угольный карандаш.
Михаил Врубель. Лилия. Декоративный мотив. 1895–1896. Бумага, акварель, гуашь, угольный карандаш.
Первые этюды цветов Врубель создал, когда давал частные уроки акварельной живописи и сам начал писать цветы вместе со своими ученицами. В Киеве же Врубель работал над орнаментальным убранством Владимирского собора, которое включало и цветочные мотивы. Развитие формы как орнамента лежит в основе художественного мышления Врубеля.
Кампанулы. Акварель. 1904. Бумага, акварель, графитный карандаш, белила.
Кампанулы. Акварель. 1904. Бумага, акварель, графитный карандаш, белила.
Цветы Врубеля выглядят неземными, сказочными, как будто скрывающими волшебную силу. Такое ощущение волшебства, фантастичности создается за счет мозаичной техники, а также характерного лилового «врубелевского» колорита. Попробуем нарисовать сказочный цветок по мотивам произведений Михаила Врубеля в технике акварели.
Михаил Врубель. Демон (сидящий). 1890. Холст, масло.
Михаил Врубель. Демон (сидящий). 1890. Холст, масло.

Материалы:

  • цветная и черно-белая распечатка (формат А4) фрагмента картины Михаила Врубеля «Демон (сидящий)» 

  • акварельная бумага А3 

  • акварель (лучше «Невская палитра») 

  • простой карандаш НВ

  • мягкий карандаш или графитный грифель (6В или 8В)

  • кисти круглые колонок или мягкая синтетика: номер 3 и 6 

  • черный маркер 

  • баночка для воды 

  • палитра пластмассовая (если ее нет, можно взять светлую кафельную плитку или белую тарелку)

  • малярный скотч

  • тряпочка

Михаил Врубель. Демон (сидящий). Фрагмент. 1890. Холст, масло.
Михаил Врубель. Демон (сидящий). Фрагмент. 1890. Холст, масло.

Практика


  1. Возьмите распечатку фрагмента картины с цветком и заштрихуйте лист с обратной стороны мягким карандашом.
  2. Приклейте лист акварельной бумаги к столу малярным скотчем.
  3. Положите распечатку на лист акварельной бумаги заштрихованной стороной вниз и закрепите его по углам малярным скотчем.
  4. Обведите цветок по контуру, в том числе обрисовывая мазки, темные места можно заштриховать.
  5. Начинайте прописывать рисунок с синего кобальта.
  6. Пропишите фрагменты картины зеленой краской.
  7. Пропишите середину цветка красным и фиолетовым цветом.
  8. Сделайте заливку фона розовым и желтоватым тоном.
  9. Перейдите к синему фону справа.
  10. Перейдите к фрагменту горы, прописывая его более плотным тоном.
  11. Пройдитесь акварелью по светлым местам цветка.
  12. Пропишите низ цветка темным тоном.
  13. Допишите небо светлее, чем гору, выкладывая мазки горизонтально.
  14. Просушите рисунок.
  15. Прорисуйте основные контуры цветка черным маркером, расставив акценты.
  16. Доработайте рисунок акварелью, создав глубину цветка лессировкой.


Присылайте свои работы на lavrus@tretyakov.ru