14 августа 2020

Мастер-класс Рисуем та­ин­ствен­ный фонтан

На примере работ художника-символиста Павла Кузнецова вы познакомитесь с принципами обобщения форм и эффектом незавершённости, научитесь изображать низвергающиеся струи воды, а затем сможете создать свою собственную «водную» фантазию.

Многим из нас знакомо ощущение, будто мир куда сложнее, чем кажется. Всё вокруг наполнено интересными тайнами и скрытыми смыслами, а действительность словно отправляет нам зашифрованные послания. Так думали и художники-символисты, в том числе Павел Варфоломеевич Кузнецов, автор картины «Голубой фонтан». Эта работа загадочна и полна символов, она словно соткана из тумана недосказанности. Не стоит пытаться понять её умом — просто представьте, что...

Павел Кузнецов. Голубой фонтан. 1905
Павел Кузнецов. Голубой фонтан. 1905

…Вы оказались в саду. Утро, густой туман, сквозь его пелену проступают очертания фонтана. Вы видите призрачные струйки воды, растворяющиеся в дымке ветви деревьев… Вглядитесь — и вот уже туман немного рассеивается, проступают тонкие, ажурные линии, словно вышитые шёлковой нитью. 

Павел Кузнецов. Голубой фонтан [фрагмент]. 1905
Павел Кузнецов. Голубой фонтан [фрагмент]. 1905
Павел Кузнецов. Голубой фонтан [фрагмент]. 1905
Павел Кузнецов. Голубой фонтан [фрагмент]. 1905

Струи воды и ветви деревьев то переплетаются, образуя кружево, то рассыпаются мириадами звёзд. Они похожи на венки, снежинки и перья. Причудливая игра линий передаёт звук негромко журчащей воды — умиротворяющий и очаровывающий.

На бледно-голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Берёзы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,

Застыла тоненькая сетка,

Как на фарфоровой тарелке

Рисунок, вычерченный метко, —

Когда его художник милый

Выводит на стеклянной тверди,

В сознании минутной силы,

В забвении печальной смерти.

Осип Мандельштам

Из тумана и переплетения линий выступают призрачные фигуры. Двое склоняются над ребёнком. Быть может, это ангелы? Они укрывают дитя лёгким покрывалом. Венок на голове ребёнка светится так, будто сплетён из звёзд, а не из цветов. А что за детские лица справа и слева? Их черты не разобрать, они окутаны туманом или скрыты завесой тайны.

Павел Кузнецов. Голубой фонтан [фрагмент]. 1905
Павел Кузнецов. Голубой фонтан [фрагмент]. 1905

Есть много тайн мироздания, но главная среди них — тайна рождения и смерти. Как зарождается жизнь? Что происходит после смерти? На эти вопросы множество ответов, и ни один из них не кажется окончательным или единственно верным. Павел Кузнецов представлял себе мир, в котором живут души ещё не родившихся детей. Возможно, именно они изображены на картине «Голубой фонтан». Быть может, одному из них пришло время появиться на свет, и два ангела провожают его в земную жизнь. 

Созданный художником образ навеян феерией Мориса Метерлинка «Синяя птица». Герои Тильтиль и Митиль в поисках синей птицы счастья попадают в Царство будущего, где во дворце «ярко-голубого, сказочно голубого, волшебно голубого цвета» живут «лазоревые дети». Ожидая, когда настанет час их рождения, неродившиеся дети сажают удивительные цветы и фрукты, изобретают чудесные машины (например, машину счастья или машину, умеющую разыскивать сокровища), пишут книги, создают лекарства. Каждый должен что-то принести на землю, поскольку, как рассказал Тильтилю один из «лазоревых детей», «с пустыми руками туда никого не пускают».

Секреты мастерства

Тильтиль и Митиль из феерии Метерлинка попали в Царство будущего благодаря дару феи Берилюны. Она дала детям волшебный алмаз, «возвращающий угасшее зрение и позволяющий видеть невидимое», и те смогли увидеть живую душу неодушевлённых предметов, таких как сахар и хлеб, и стихий — воды и огня, узнать, что все камни драгоценные, а в бедной хижине дровосека так же красиво, как и в богатом дворце.

Картины Павла Кузнецова, словно «волшебный алмаз» феи, позволяют увидеть то, чего обычно не замечают, — тайную жизнь и скрытый смысл простых вещей и явлений жизни. Как знать, может, художник тоже получил подарок от феи?

Детские впечатления влияют на всю нашу последующую жизнь — история Павла Кузнецова подтверждает это. В своих работах он часто изображал два самых ярких образа из детства: цветущий сад и фонтан. 

Сам художник так рассказывал о цветущем весеннем саде в лучах восходящего солнца:

«Себя я помню с трёхлетнего возраста, с тех пор, когда я увидел восходящее солнце, весной, при переезде моей семьи в цветущие сады».

Дед живописца был садоводом, он ухаживал за большим садом, посаженным на окраине города, к нему часто наведывались родственники. Для Кузнецова увиденное оказалось столь важным, что впоследствии он говорил: «Я родился в семье садовода» (хотя его отец был иконописцем, а мать — вышивальщицей). 

В родном городе художника — в Саратове — на главной площади стоял фонтан. Чашу фонтана поддерживали фигуры сфинксов. Мальчик любил смотреть на них — «когда луна приходилась как раз над ними, странные получеловечьи лица начинали сиять и жить». Почему-то в фонтане не было воды — он, пересохший, стоял посреди пыльной площади. Воду включили лишь однажды — в день празднования коронации императора Александра III. Павлу Кузнецову было тогда пять лет. С тех пор будущий художник мечтал вновь увидеть это чудо — струи воды, устремлённые вверх, к небу, к солнцу, а затем теряющие свою силу и падающие вниз, разбиваясь на множество сверкающих брызг.

Когда Павел Кузнецов увлекался работой, он и сам становился похож на фонтан. По крайней мере именно такая ассоциация возникает, когда читаешь воспоминания художника Кузьмы Петрова-Водкина, с которым вместе Кузнецов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества: «Брызги от него на сажень, сам, как выкупавшийся в краске, лоснится и цветится пиджаком и штанами. Волосы на висках и на лбу треплются ветром от его движений… На картине… ветер какой-то красочный!»

На картине «Утро (Рождение)» в туманной дымке растворено воспоминание о цветущем саде. Здесь едва ли удастся рассмотреть ветки деревьев, листья и цветы, но их можно почувствовать. Возможно, именно в таком образе возвращалось к уже ставшему взрослым художнику его первое детское впечатление. Сад — воздушный, нежный серебристо-розовый, на его фоне мы видим тёмный силуэт чаши фонтана, поддерживаемой высеченными из серого камня фигурами. Туман не позволяет разглядеть, что это за статуи, но будит и дразнит наше воображение.

Павел Кузнецов. Утро (Рождение). 1905
Павел Кузнецов. Утро (Рождение). 1905

В поисках новых тем для своих картин художник совершил путешествие в заволжские степи к кочевникам-киргизам. Он писал юрты, верблюдов, овец… И всё же и тут можно найти мотивы «Голубого фонтана» — взгляните, как написаны ветви деревьев и облака.

Павел Кузнецов. Вечер в степи. 1912
Павел Кузнецов. Мираж в степи. 1912
Павел Кузнецов. Вечер в степи. 1912
Павел Кузнецов. Мираж в степи. 1912

Картина «Натюрморт. Утро» открывает драгоценную красоту простых вещей. На возвышении, может быть, на крыше какого-то дома расстелен ковёр. В прохладном голубом утреннем свете золотятся фрукты и цветы. Рассматривая эту работу, снова можно вспомнить о двух главных детских впечатлениях Павла Кузнецова — о цветущем саде в лучах утреннего солнца и о фонтане, чашу которого напоминает стеклянная ваза.

Павел Кузнецов. Натюрморт. Утро. 1916
Павел Кузнецов. Натюрморт. Утро. 1916

Что бы ни рисовал Павел Кузнецов, его живопись всегда вызывает удивительное ощущение, что мы стали свидетелями чуда или заглянули в мир грёз. Этот эффект достигается за счёт того, что художник избегает детализации — он опирается на обобщённость и незавершённость форм. Так, лица в «Голубом фонтане» и «Вечере в степи» лишь намечены, а не прописаны тщательно. 

Павел Кузнецов. Голубой фонтан [фрагмент]. 1905
Павел Кузнецов. Вечер в степи [фрагмент]. 1912
Павел Кузнецов. Голубой фонтан [фрагмент]. 1905
Павел Кузнецов. Вечер в степи [фрагмент]. 1912

Благодаря эффекту незавершённости создаётся иллюзия того, что наши глаза не способны рассмотреть то, что перед нами. Эта иллюзия усиливается благодаря нечёткости контуров, размытости линий. В результате возникает эффект тумана. С одной стороны, он мешает рассмотреть детали, а с другой — помогает включиться воображению, а вместе с ним — чудесной способности видеть то, чего вроде бы нет.

Важную роль в этой живописной магии играет цвет. Одним из любимых цветов Павла Кузнецова был голубой. Это цвет мечтателей, он настраивает на мысли о бесконечно далёком и недосягаемом, как синяя птица счастья, которую безуспешно разыскивали герои сказки Метерлинка. Неслучайно, говоря о заветном, используют выражение «голубая мечта».

На картине «Голубой фонтан» туман то сгущается до синевы, то рассеивается, становясь почти белым. Краски Кузнецова — «голубовато-жемчужные, блёклые, сонные». В голубой мягко вплавлены другие цвета — розовый, сиреневый, жёлтый, зелёный. Из-за того, что это очень нежные разбелённые оттенки, глаз то замечает их, то вновь теряет, и в результате возникает эффект переливов цвета, свечения, как на поверхности опала или жемчуга.

Цветовая гамма «Голубого фонтана» монохромна — построена в основном на сочетании разных оттенков одного цвета. Во многих своих работах Павел Кузнецов дополнял жемчужно-голубой цвет золотистым, мягким разбелённым оттенком оранжевого. Драгоценное цветовое сочетание «золото в лазури» ещё больше усиливало ощущение свечения красок.

Задания

1. Чтобы увидеть больше, стоит взглянуть на мир по-новому. Так, Павел Кузнецов предлагает смотреть сквозь туман. Чтобы понять, как это, посмотрите на окружающие вас предметы сквозь полупрозрачную ткань. Видите, как линии становятся мягче, призрачнее? А теперь попробуйте посмотреть на эти же предметы с помощью лупы или бинокля и через цветное стекло. Видите, каждый раз картинка разная. Придумайте свои способы увидеть мир по-новому.

2. Какие оттенки голубого вы знаете? Попробуйте перечислить то, что бывает голубого цвета. Например, от василька произошло название оттенка «васильковый». От сапфира — «…», от бирюзы — «…», от лазурита — «…», от ночи — «…», от моря — «…», от неба — «…», от джинсов — «…».

3. Попробуйте услышать «Голубой фонтан». Какие слова из списка ниже лучше всего описывают звуки, которые можно услышать, оказавшись рядом с фонтаном?

шумит шуршит
поет воет
говорит звенит
гремит шепчет
журчит грохочет
плачет смеётся
ворчит ревет
шелестит      

Рекомендации

Что почитать?

Символисты — художники, поэты и писатели — очень любили феерию Мориса Метерлинка «Синяя птица». Её ставили в театрах, а на сцене МХАТа «Синяя птица» до сих пор идёт в постановке начала ХХ века. Феерия рассказывала о том, что жизнь сложнее и интереснее, чем кажется на первый взгляд, а потому «нужно иметь смелость видеть не только то, что на виду.

«Синяя птица» написана в форме пьесы. Для чтения с детьми лучше всего подойдёт адаптированный пересказ, а после прочтения стоит посмотреть спектакль.

Ференц Лист. «Фонтаны виллы д’Эсте»

Что послушать?

Фортепианная пьеса композитора Ференца Листа «Фонтаны виллы д’Эсте» написана под впечатлением от путешествия по Италии. В ней возникают образы разных фонтанов — больших и маленьких, тихих и шумных. Всего на территории парка виллы д’Эсте более 500 фонтанов! Вода в них то несётся шумным потоком, то рассыпается на брызги, то струится, то капает — и всё это нашло своё отражение в пьесе.

Марта Аргерих-Равель. «Игра воды»

Под влиянием «Фонтанов виллы д’Эсте» композитор Морис Равель создал музыкальную картину «Игра воды». В «Игре воды» есть «переменчивая живость брызжущих вод, их струистость, их прозрачное течение, яркий порыв каскадов, развеянных ветерком, ленивые разливы неподвижных вод, переполняющих водоёмы садов», и речной бог, «смеющийся над щекочущей его водой».

Есть ли среди этих музыкальных образов тот, который похож на «Голубой фонтан» Павла Кузнецова? Попробуйте найти его мелодию.

***

А теперь попробуйте создать собственный пейзаж с фонтаном по мотивам работы Павла Кузнецова.

Для работы понадобится:

Плотная бумага формата А3 или А4

Лист тонированной (цветной) бумаги, светло-серой или голубой формата А3 или А4

Акварель

Восковые мелки или масляная пастель (обязательно белого цвета; также пригодятся светлые и тёмные голубые, серые, зелёные и синие оттенки)

Кисти круглые синтетические большие (№ 16–20 — для фона)

Баночка для воды

Палитра (подойдёт также пластиковая одноразовая тарелка)


Если под рукой не оказалось нужных красок и кисточек — экспериментируйте; попробуйте использовать те материалы, которые у вас имеются. 

Тонированную бумагу можно сделать в домашних условиях. Равномерно закрасьте лист обычной бумаги светло-серой или светло-голубой гуашью (смешав белила с капелькой чёрного или синего) или сильно разбавленной акварелью. Для тонирования можно использовать широкую кисть (флейц), кусочек поролоновой губки или ватные диски (2–3 штуки). Намочите губку, кисть или вату в воде, окуните в краску и, совершая движения слева направо, закрасьте лист. Вот и всё — осталось дождаться, пока лист высохнет, и можно приступать к работе.

1. Для начала стоит потренироваться. Возьмите лист тонированной бумаги. Разделите лист пополам и нарисуйте голубым или синим восковым мелком на одной половине тёмные струи воды, а на другой — белым восковым мелком светлые. Чтобы струи выглядели реальнее, нарисуйте общее движение воды так, как показано на рисунке. 

2. А теперь попробуйте остановить время! Представьте, что всё вокруг замерло — и можно разглядеть водные брызги и отдельные капельки. Присмотритесь, капли разной формы: одни круглые, другие слегка вытянутые. Изобразите брызги и капли с помощью белого, голубого и серого мелков. Рисуйте пятнышки, звёздочки и точки — это будут брызги. Чтобы сделать их лёгкими и искрящимися, можно некоторые закрасить полностью, а другие оставить прозрачными. 

3. Заполните обе половинки листа струйками воды, брызгами и каплями, не забывая о разделении тонов на светлые и тёмные. Помните: не надо привязывать все брызги и капли к струям воды, они могут разлетаться совершенно произвольно.

4. Пора приступать к основной работе.

Вы проводили пробы на тонированной бумаге. Работа с тонированной бумагой учит лучше чувствовать и передавать прозрачность воды и её плотность. Теперь можно попробовать сделать рисунок на белой бумаге.

Если у вас прямоугольный лист, лучше расположить его вертикально. Восковым мелком нарисуйте чашу фонтана и ту его часть, из которой бьёт вода. Не стоит рисовать сложную форму, поскольку она будет частично скрыта за струями и брызгами воды. 

5. Нарисуйте струйки воды, потом добавьте брызги и капли. Не забывайте, что с одной стороны фонтана (например, справа) света больше и воду надо изображать при помощи светлых тонов; с другой (например, слева) — больше тени и стоит взять тёмные тона. 

Совет: светлые мелки почти не заметны на белом листе бумаги — только если посмотреть на рисунок немного сбоку. Однако не торопитесь, не делайте много линий и не нажимайте на мелок слишком сильно — струи проявятся и станут заметны, когда поверх рисунка мелками вы положите акварель.

6. Постепенно добавляйте в левую часть рисунка всё больше тёмных тонов, а в правую — светлых. Для освещённой стороны используйте светло-зелёный, светло-голубой и белый; в тень можно добавить синего и даже сине-зелёного. 

7. Изобразите в некоторых местах скопление круглых капелек разного размера (закрашенных и прозрачных). Это создаст ощущение льющейся воды. 

8. Настало время сделать невидимое заметным — пора «проявить» невидимые восковые линии с помощью акварели. Для начала «разбудите» краски — возьмите большую мягкую кисточку и капните в каждую немного воды. Выбирайте «кузнецовские» цвета — нежные, неяркие оттенки синего и голубого; лучше всего предварительно смешать их на палитре.

Теперь аккуратно, почти не нажимая на кисть, закройте акварелью всю поверхность работы. Следите за тем, чтобы на кисти было достаточно воды и краски. Постепенно сгустите краски в левой части рисунка, создавая тень. Справа оставьте лёгкий светящийся фон. Помните, чашу фонтана с водой лучше не делать очень тёмной.

9. По мере того, как вы закрываете поверхность работы, восковые линии будут проступать всё четче. И вот уже фонтан словно окутан таинственным туманом. Можно увидеть, как сквозь струи воды проходит свет, как вода искрится и рассыпается тысячью брызг. 

При желании добавьте немного тёмного тона по краям.

10. Готово!

Если вы хотите поделиться результатами и вдохновением — выкладывайте фотографии своей работы в социальные сети с хештегами #ТретьяковкаДома и #Лаврус. Пусть в мире будет больше красоты и творчества!