Многим из нас знакомо ощущение, будто мир куда сложнее, чем кажется. Всё вокруг наполнено интересными тайнами и скрытыми смыслами, а действительность словно отправляет нам зашифрованные послания. Так думали и художники-символисты, в том числе Павел Варфоломеевич Кузнецов, автор картины «Голубой фонтан». Эта работа загадочна и полна символов, она словно соткана из тумана недосказанности. Не стоит пытаться понять её умом — просто представьте, что...
…Вы оказались в саду. Утро, густой туман, сквозь его пелену проступают очертания фонтана. Вы видите призрачные струйки воды, растворяющиеся в дымке ветви деревьев… Вглядитесь — и вот уже туман немного рассеивается, проступают тонкие, ажурные линии, словно вышитые шёлковой нитью.
Струи воды и ветви деревьев то переплетаются, образуя кружево, то рассыпаются мириадами звёзд. Они похожи на венки, снежинки и перья. Причудливая игра линий передаёт звук негромко журчащей воды — умиротворяющий и очаровывающий.
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Берёзы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, —
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
Из тумана и переплетения линий выступают призрачные фигуры. Двое склоняются над ребёнком. Быть может, это ангелы? Они укрывают дитя лёгким покрывалом. Венок на голове ребёнка светится так, будто сплетён из звёзд, а не из цветов. А что за детские лица справа и слева? Их черты не разобрать, они окутаны туманом или скрыты завесой тайны.
Есть много тайн мироздания, но главная среди них — тайна рождения и смерти. Как зарождается жизнь? Что происходит после смерти? На эти вопросы множество ответов, и ни один из них не кажется окончательным или единственно верным. Павел Кузнецов представлял себе мир, в котором живут души ещё не родившихся детей. Возможно, именно они изображены на картине «Голубой фонтан». Быть может, одному из них пришло время появиться на свет, и два ангела провожают его в земную жизнь.
Созданный художником образ навеян феерией Мориса Метерлинка «Синяя птица». Герои Тильтиль и Митиль в поисках синей птицы счастья попадают в Царство будущего, где во дворце «ярко-голубого, сказочно голубого, волшебно голубого цвета» живут «лазоревые дети». Ожидая, когда настанет час их рождения, неродившиеся дети сажают удивительные цветы и фрукты, изобретают чудесные машины (например, машину счастья или машину, умеющую разыскивать сокровища), пишут книги, создают лекарства. Каждый должен что-то принести на землю, поскольку, как рассказал Тильтилю один из «лазоревых детей», «с пустыми руками туда никого не пускают».
Секреты мастерства
Тильтиль и Митиль из феерии Метерлинка попали в Царство будущего благодаря дару феи Берилюны. Она дала детям волшебный алмаз, «возвращающий угасшее зрение и позволяющий видеть невидимое», и те смогли увидеть живую душу неодушевлённых предметов, таких как сахар и хлеб, и стихий — воды и огня, узнать, что все камни драгоценные, а в бедной хижине дровосека так же красиво, как и в богатом дворце.
Картины Павла Кузнецова, словно «волшебный алмаз» феи, позволяют увидеть то, чего обычно не замечают, — тайную жизнь и скрытый смысл простых вещей и явлений жизни. Как знать, может, художник тоже получил подарок от феи?
Детские впечатления влияют на всю нашу последующую жизнь — история Павла Кузнецова подтверждает это. В своих работах он часто изображал два самых ярких образа из детства: цветущий сад и фонтан.
Сам художник так рассказывал о цветущем весеннем саде в лучах восходящего солнца:
«Себя я помню с трёхлетнего возраста, с тех пор, когда я увидел восходящее солнце, весной, при переезде моей семьи в цветущие сады».
Дед живописца был садоводом, он ухаживал за большим садом, посаженным на окраине города, к нему часто наведывались родственники. Для Кузнецова увиденное оказалось столь важным, что впоследствии он говорил: «Я родился в семье садовода» (хотя его отец был иконописцем, а мать — вышивальщицей).
В родном городе художника — в Саратове — на главной площади стоял фонтан. Чашу фонтана поддерживали фигуры сфинксов. Мальчик любил смотреть на них — «когда луна приходилась как раз над ними, странные получеловечьи лица начинали сиять и жить». Почему-то в фонтане не было воды — он, пересохший, стоял посреди пыльной площади. Воду включили лишь однажды — в день празднования коронации императора Александра III. Павлу Кузнецову было тогда пять лет. С тех пор будущий художник мечтал вновь увидеть это чудо — струи воды, устремлённые вверх, к небу, к солнцу, а затем теряющие свою силу и падающие вниз, разбиваясь на множество сверкающих брызг.
Когда Павел Кузнецов увлекался работой, он и сам становился похож на фонтан. По крайней мере именно такая ассоциация возникает, когда читаешь воспоминания художника Кузьмы Петрова-Водкина, с которым вместе Кузнецов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества: «Брызги от него на сажень, сам, как выкупавшийся в краске, лоснится и цветится пиджаком и штанами. Волосы на висках и на лбу треплются ветром от его движений… На картине… ветер какой-то красочный!»
На картине «Утро (Рождение)» в туманной дымке растворено воспоминание о цветущем саде. Здесь едва ли удастся рассмотреть ветки деревьев, листья и цветы, но их можно почувствовать. Возможно, именно в таком образе возвращалось к уже ставшему взрослым художнику его первое детское впечатление. Сад — воздушный, нежный серебристо-розовый, на его фоне мы видим тёмный силуэт чаши фонтана, поддерживаемой высеченными из серого камня фигурами. Туман не позволяет разглядеть, что это за статуи, но будит и дразнит наше воображение.
В поисках новых тем для своих картин художник совершил путешествие в заволжские степи к кочевникам-киргизам. Он писал юрты, верблюдов, овец… И всё же и тут можно найти мотивы «Голубого фонтана» — взгляните, как написаны ветви деревьев и облака.
Картина «Натюрморт. Утро» открывает драгоценную красоту простых вещей. На возвышении, может быть, на крыше какого-то дома расстелен ковёр. В прохладном голубом утреннем свете золотятся фрукты и цветы. Рассматривая эту работу, снова можно вспомнить о двух главных детских впечатлениях Павла Кузнецова — о цветущем саде в лучах утреннего солнца и о фонтане, чашу которого напоминает стеклянная ваза.
Что бы ни рисовал Павел Кузнецов, его живопись всегда вызывает удивительное ощущение, что мы стали свидетелями чуда или заглянули в мир грёз. Этот эффект достигается за счёт того, что художник избегает детализации — он опирается на обобщённость и незавершённость форм. Так, лица в «Голубом фонтане» и «Вечере в степи» лишь намечены, а не прописаны тщательно.
Благодаря эффекту незавершённости создаётся иллюзия того, что наши глаза не способны рассмотреть то, что перед нами. Эта иллюзия усиливается благодаря нечёткости контуров, размытости линий. В результате возникает эффект тумана. С одной стороны, он мешает рассмотреть детали, а с другой — помогает включиться воображению, а вместе с ним — чудесной способности видеть то, чего вроде бы нет.
Важную роль в этой живописной магии играет цвет. Одним из любимых цветов Павла Кузнецова был голубой. Это цвет мечтателей, он настраивает на мысли о бесконечно далёком и недосягаемом, как синяя птица счастья, которую безуспешно разыскивали герои сказки Метерлинка. Неслучайно, говоря о заветном, используют выражение «голубая мечта».
На картине «Голубой фонтан» туман то сгущается до синевы, то рассеивается, становясь почти белым. Краски Кузнецова — «голубовато-жемчужные, блёклые, сонные». В голубой мягко вплавлены другие цвета — розовый, сиреневый, жёлтый, зелёный. Из-за того, что это очень нежные разбелённые оттенки, глаз то замечает их, то вновь теряет, и в результате возникает эффект переливов цвета, свечения, как на поверхности опала или жемчуга.
Цветовая гамма «Голубого фонтана» монохромна — построена в основном на сочетании разных оттенков одного цвета. Во многих своих работах Павел Кузнецов дополнял жемчужно-голубой цвет золотистым, мягким разбелённым оттенком оранжевого. Драгоценное цветовое сочетание «золото в лазури» ещё больше усиливало ощущение свечения красок.
Задания
1. Чтобы увидеть больше, стоит взглянуть на мир по-новому. Так, Павел Кузнецов предлагает смотреть сквозь туман. Чтобы понять, как это, посмотрите на окружающие вас предметы сквозь полупрозрачную ткань. Видите, как линии становятся мягче, призрачнее? А теперь попробуйте посмотреть на эти же предметы с помощью лупы или бинокля и через цветное стекло. Видите, каждый раз картинка разная. Придумайте свои способы увидеть мир по-новому.
2. Какие оттенки голубого вы знаете? Попробуйте перечислить то, что бывает голубого цвета. Например, от василька произошло название оттенка «васильковый». От сапфира — «…», от бирюзы — «…», от лазурита — «…», от ночи — «…», от моря — «…», от неба — «…», от джинсов — «…».
3. Попробуйте услышать «Голубой фонтан». Какие слова из списка ниже лучше всего описывают звуки, которые можно услышать, оказавшись рядом с фонтаном?
шумит | шуршит |
поет | воет |
говорит | звенит |
гремит | шепчет |
журчит | грохочет |
плачет | смеётся |
ворчит | ревет |
шелестит |
Рекомендации
Что почитать?
Символисты — художники, поэты и писатели — очень любили феерию Мориса Метерлинка «Синяя птица». Её ставили в театрах, а на сцене МХАТа «Синяя птица» до сих пор идёт в постановке начала ХХ века. Феерия рассказывала о том, что жизнь сложнее и интереснее, чем кажется на первый взгляд, а потому «нужно иметь смелость видеть не только то, что на виду.
«Синяя птица» написана в форме пьесы. Для чтения с детьми лучше всего подойдёт адаптированный пересказ, а после прочтения стоит посмотреть спектакль.
Что послушать?
Фортепианная пьеса композитора Ференца Листа «Фонтаны виллы д’Эсте» написана под впечатлением от путешествия по Италии. В ней возникают образы разных фонтанов — больших и маленьких, тихих и шумных. Всего на территории парка виллы д’Эсте более 500 фонтанов! Вода в них то несётся шумным потоком, то рассыпается на брызги, то струится, то капает — и всё это нашло своё отражение в пьесе.
Под влиянием «Фонтанов виллы д’Эсте» композитор Морис Равель создал музыкальную картину «Игра воды». В «Игре воды» есть «переменчивая живость брызжущих вод, их струистость, их прозрачное течение, яркий порыв каскадов, развеянных ветерком, ленивые разливы неподвижных вод, переполняющих водоёмы садов», и речной бог, «смеющийся над щекочущей его водой».
Есть ли среди этих музыкальных образов тот, который похож на «Голубой фонтан» Павла Кузнецова? Попробуйте найти его мелодию.
***
А теперь попробуйте создать собственный пейзаж с фонтаном по мотивам работы Павла Кузнецова.
Для работы понадобится:
Плотная бумага формата А3 или А4
Лист тонированной (цветной) бумаги, светло-серой или голубой формата А3 или А4
Акварель
Восковые мелки или масляная пастель (обязательно белого цвета; также пригодятся светлые и тёмные голубые, серые, зелёные и синие оттенки)
Кисти круглые синтетические большие (№ 16–20 — для фона)
Баночка для воды
Палитра (подойдёт также пластиковая одноразовая тарелка)
Если под рукой не оказалось нужных красок и кисточек — экспериментируйте; попробуйте использовать те материалы, которые у вас имеются.
Тонированную бумагу можно сделать в домашних условиях. Равномерно закрасьте лист обычной бумаги светло-серой или светло-голубой гуашью (смешав белила с капелькой чёрного или синего) или сильно разбавленной акварелью. Для тонирования можно использовать широкую кисть (флейц), кусочек поролоновой губки или ватные диски (2–3 штуки). Намочите губку, кисть или вату в воде, окуните в краску и, совершая движения слева направо, закрасьте лист. Вот и всё — осталось дождаться, пока лист высохнет, и можно приступать к работе.
1. Для начала стоит потренироваться. Возьмите лист тонированной бумаги. Разделите лист пополам и нарисуйте голубым или синим восковым мелком на одной половине тёмные струи воды, а на другой — белым восковым мелком светлые. Чтобы струи выглядели реальнее, нарисуйте общее движение воды так, как показано на рисунке.
2. А теперь попробуйте остановить время! Представьте, что всё вокруг замерло — и можно разглядеть водные брызги и отдельные капельки. Присмотритесь, капли разной формы: одни круглые, другие слегка вытянутые. Изобразите брызги и капли с помощью белого, голубого и серого мелков. Рисуйте пятнышки, звёздочки и точки — это будут брызги. Чтобы сделать их лёгкими и искрящимися, можно некоторые закрасить полностью, а другие оставить прозрачными.
3. Заполните обе половинки листа струйками воды, брызгами и каплями, не забывая о разделении тонов на светлые и тёмные. Помните: не надо привязывать все брызги и капли к струям воды, они могут разлетаться совершенно произвольно.
4. Пора приступать к основной работе.
Вы проводили пробы на тонированной бумаге. Работа с тонированной бумагой учит лучше чувствовать и передавать прозрачность воды и её плотность. Теперь можно попробовать сделать рисунок на белой бумаге.
Если у вас прямоугольный лист, лучше расположить его вертикально. Восковым мелком нарисуйте чашу фонтана и ту его часть, из которой бьёт вода. Не стоит рисовать сложную форму, поскольку она будет частично скрыта за струями и брызгами воды.
5. Нарисуйте струйки воды, потом добавьте брызги и капли. Не забывайте, что с одной стороны фонтана (например, справа) света больше и воду надо изображать при помощи светлых тонов; с другой (например, слева) — больше тени и стоит взять тёмные тона.
Совет: светлые мелки почти не заметны на белом листе бумаги — только если посмотреть на рисунок немного сбоку. Однако не торопитесь, не делайте много линий и не нажимайте на мелок слишком сильно — струи проявятся и станут заметны, когда поверх рисунка мелками вы положите акварель.
6. Постепенно добавляйте в левую часть рисунка всё больше тёмных тонов, а в правую — светлых. Для освещённой стороны используйте светло-зелёный, светло-голубой и белый; в тень можно добавить синего и даже сине-зелёного.
7. Изобразите в некоторых местах скопление круглых капелек разного размера (закрашенных и прозрачных). Это создаст ощущение льющейся воды.
8. Настало время сделать невидимое заметным — пора «проявить» невидимые восковые линии с помощью акварели. Для начала «разбудите» краски — возьмите большую мягкую кисточку и капните в каждую немного воды. Выбирайте «кузнецовские» цвета — нежные, неяркие оттенки синего и голубого; лучше всего предварительно смешать их на палитре.
Теперь аккуратно, почти не нажимая на кисть, закройте акварелью всю поверхность работы. Следите за тем, чтобы на кисти было достаточно воды и краски. Постепенно сгустите краски в левой части рисунка, создавая тень. Справа оставьте лёгкий светящийся фон. Помните, чашу фонтана с водой лучше не делать очень тёмной.
9. По мере того, как вы закрываете поверхность работы, восковые линии будут проступать всё четче. И вот уже фонтан словно окутан таинственным туманом. Можно увидеть, как сквозь струи воды проходит свет, как вода искрится и рассыпается тысячью брызг.
При желании добавьте немного тёмного тона по краям.
10. Готово!
Если вы хотите поделиться результатами и вдохновением — выкладывайте фотографии своей работы в социальные сети с хештегами #ТретьяковкаДома и #Лаврус. Пусть в мире будет больше красоты и творчества!