«Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…»: история усадьбы
В 1887 году, путешествуя по Оке вместе с другом и учеником Константином Коровиным, Василий Дмитриевич пленился окскими местами, сразу решив, что там может жить только очень счастливый человек.
Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше, — писал художник жене. — Вот где бы нам поселиться. <…> Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживём, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…
В конце 1889 года Поленовы купили имение в селе Бёхово: 91 гектар пахотной плодородной почвы. Семья поселилась в ветхом барском доме, а рядом началось строительство нового двухэтажного деревянного флигеля по проекту Василия Дмитриевича. Там Поленовы провели два лета. Недалёко от Бёхова художнику приглянулся высокий песчаный холм. Но эта земля принадлежала крестьянской общине: её пробовали распахивать под рожь, да толком ничего не рождалось. В то время прав на продажу земли у крестьян не было. Всё же выход Поленов нашёл: ему удалось совершить промен, отдавая крестьянам за одну десятину песчаного холма по две десятины пахотной земли в Бёхово.
Наталья Васильевна и Василий Дмитриевич стали обладателями 14,1 гектара (такова площадь усадьбы), впоследствии эта территория была обнесена каменной изгородью с красной черепицей.
Шестнадцатого августа 1891 года началось строительство Большого дома, который, кстати, до сих пор сохранил первоначальный вид. Фундамент сделан из тарусского известняка (Василий Дмитриевич его называл тарусским мрамором), на нём установлен бревенчатый трёхэтажный дом. Дом возвели в кратчайшие сроки — всего за 14 месяцев. 2 октября 1892 года, ещё не оштукатуренный, пахнувший смолой, он распахнул свои двери. Эту дату и принято считать датой рождения
Большой дом, Фахверковый сарай, Адмиралтейство и Аббатство: культурный центр округи
Площадь дома — 824,7 квадратных метра, в нём три этажа, в том числе утеплённый мансардный, и 24 комнаты. Проект здания предусматривал все мыслимые и в наши дни удобства: водопровод, ванные комнаты на первом и втором этажах, канализацию, отопление. Помимо обычных дровяных печей, дом отапливался так называемыми амосовскими печами: тёплый воздух от нагретых чугунных щитов поднимался по трубам, проложенным в стенах, в комнаты, где были сделаны специальные отдушины и даже пожарная магистраль.
В 1897 году здание наконец было оштукатурено. Постепенно усадьба обрастала хозяйственными постройками: появились каретный сарай и конюшня, деревянная четырёхскатная погребица. Поставили Фахверковый сарай, где находилась кладовая, и по эскизам художника мастерили вёсельные и парусные суда поленовской флотилии. Появилось Адмиралтейство — лодочный сарай для хранения лодок и лодочного инвентаря. В 1904 году было возведено Аббатство, и художник переехал в отдельную мастерскую под красной черепичной крышей. В 1906 году в Бёхове построили Троицкую церковь. Все здания проектировал Поленов.
Создавая усадьбу, он хотел сделать её культурным центром целой округи:
Желание моё устроить музей осуществилось, когда нам удалось соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к размещению коллекций, и я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания. Приходят целые экскурсии из ближайших городов, школ, из деревень, крестьяне и крестьянки с детьми.
Василий Дмитриевич долгое время сам с удовольствием показывал коллекции и рассказывал о них.
На первом этаже три комнаты были одновременно и жилыми и музейными: портретная, библиотека, столовая. В кабинет художник водил только детские экскурсии: показывал палеонтологическую коллекцию, бо́льшая часть которой была собрана на берегах Оки. На втором этаже находились живописная мастерская Василия Дмитриевича, кабинет жены и спальни семьи, а на третьем — уютные гостевые комнаты.
В портретной были представлены семейные реликвии, редчайшие древнегреческая и древнеегипетская коллекции, привезённые в 1835 году отцом художника юристом и дипломатом Дмитрием Васильевичем Поленовым и дополненные Василием Дмитриевичем.
По родословию Поленовы — выходцы из Костромской губернии, за ратные подвиги перед Отечеством жалованы дворянским титулом. Земельных наделов не имели и состояли на государственной службе. Алексей Яковлевич Поленов (1738−1816) одним из первых получил высшее светское образование и стал известным русским законоведом. Именно он впервые поставил вопрос об отмене крепостного права. Он создал герб семьи — это излом старого дуба, поражённого молнией, и отходящая от него новая, молодая ветвь, символизирующая связь поколений через передаваемые традиции. Именно благодаря прадеду было положено начало собирательской деятельности в семье художника. Алексей Яковлевич привёз
Старший сын — Василий Алексеевич Поленов (1776-1856), дед художника по отцовской линии, член Академии наук по отделению русского языка и словесности, член Московского общества истории и древностей Российских. Работал в Коллегии иностранных дел, занимал должность директора и заведовал архивами. В 1812 году служил под руководством адмирала Павла Чичагова, в должности управляющего военной походной канцелярией. Он положил начало семейной «морской» традиции.
Один из сыновей Василия Алексеевича — Дмитрий Васильевич Поленов (1806−1878), отец художника, —
Мать художника Мария Алексеевна Поленова (урождённая Воейкова; 1816−1895) приходилась внучкой известному архитектору, музыканту, переводчику, поэту, почётному члену Академии художеств Николаю Александровичу Львову. Архитектурные постройки прадеда Поленова и по сей день бережно сохраняются в
Мария Алексеевна, матушка Василия Дмитриевича, получила классическое домашнее образование. Её мать Вера Николаевна поддерживала рано проявившийся у дочери интерес к искусству. Выйдя замуж, Мария Алексеевна не оставила желания учиться живописи и рисунку, и ценивший талант жены Дмитрий Васильевич Поленов устроил ей уроки с художником брюлловской школы, академиком Константином Молдавским. Особенно Марии Алексеевне удавался графический портрет: позировали дети, родственники и крестьяне из окрестных деревень имения Поленовых Имоченцы в Олонецкой губернии. Фактуру тканей, цвет драпировки, блеск женских украшений и элементы мужских аксессуаров моделей художница передавала только тоном, и ей это прекрасно удавалось.
Двое из пятерых детей Поленовых — Василий (1844−1927) и Елена (1850−1898) — стали известными художниками, и, конечно, это заслуга семьи матери. Василий Поленов всегда говорил, что «страстную любовь к живописи» унаследовал от неё. Она рано заметила способности сына к рисованию и пригласила в дом учителя: тогда студента Академии художеств, а в будущем прославленного педагога и рисовальщика Павла Чистякова. Чуть позже Иван Крамской давал уроки младшей сестре Елене.
Библиотека — самая большая и красивая комната на первом этаже. Дубовый паркет, огромная двустворчатая дверь с вырезанной на ней датой постройки дома «1892» и монограммой художника «ВП». Большое окно с витражами в верхней части, где изображены и подписаны на латыни любимые цветы — маргаритки и фиалки. Камин из тарусского мрамора, сделанный по эскизу Поленова, расписан родными художника и украшен майоликовым фризом и резным изображением семейного герба. Стены библиотеки до середины покрыты панелями из морёного дуба. А от панелей до потолка всё пространство занимают картины — друзей и учеников Василия Дмитриевича: Алексея Боголюбова, Сергея Иванова, Константина Коровина, Исаака Левитана, Владимира и Константина Маковских, Сергея Малютина, Ильи Остроухова, Иллариона Прянишникова, Ильи Репина, Егише Татевосяна, Ивана Шишкина, Марии Якунчиковой и Николая Ярошенко.
По логике Василия Дмитриевича столовая в рамках экскурсионного маршрута была заключительной комнатой. Именно в столовой Василий Дмитриевич завершал свой рассказ в «художественной части жилья».В одном из писем художник признавался, что самой большой радостью для него было видеть, как изучают коллекцию Поленовых крестьяне. Именно в столовой, музее народного творчества и прикладного искусства, приходило понимание главного — что такое «музей» — и осознание собственных истоков. Вещи для коллекции приобретались на грибных рынках, ярмарках и московских вербных базарах. Кроме собрания русского народного искусства, в столовой были представлены авторская керамика — Поленова, его друзей и учеников, мебель, сделанная по эскизам Елены Дмитриевны Поленовой в абрамцевской столярной мастерской. Там же хранится «восточная коллекция» с красочными пиалами и блюдами и небольшое собрание итальянской майолики.
Кабинет художник отдал своим картинам и этюдам. Но не случайно эту комнату в семье прозвали музыкальной: здесь проходили домашние концерты. Свояченица Поленова Вера Васильевна Вульф была профессиональной пианисткой, но — главное — тут исполняли сочинения самого художника: Василий Дмитриевич писал романсы на стихи Лермонтова, оратории, оперы и церковные произведения.
На втором этаже две комнаты — мастерская и пейзажная — были обустроены решением детей Василия Дмитриевича уже в
Последняя комната — пейзажная. Знаменитые «Берёзовая аллея в Абрамцеве», «Осень в Абрамцеве», «Ранний снег» и «Золотая осень» хранятся здесь.
В 1918 году вышел указ Народного комиссариата имуществ Российской республики о том, что дом взят под охрану государства как народное достояние и не подлежит конфискации. В 1924 году, когда Василий Дмитриевич отмечал
Борок после революции
История поленовской усадьбы уникальна. Она была музеем при жизни хозяина, а после его смерти сохранение Борка стало делом жизни его детей, в семье их было шестеро (однако первенец Федя, к сожалению, умер в двухлетнем возрасте). Сын Дмитрий и четыре дочери — Екатерина, Мария, Ольга и Наталья — восприняли как завещание просьбу отца «не отдавать дом в чужие руки», и, вопреки всем тягчайшим событиям, им это удалось.
Дмитрий Васильевич Поленов (1886−1967) родился в Москве, в 1905 году окончил московскую гимназию, в
В 1927 году Дмитрий Васильевич женился на Анне Павловне Султановой, и в
В годы Великой Отечественной войны линия фронта проходила по Оке — с 24 октября по 19 декабря 1941 года усадьба находилась под прицелом немецких орудий, но, к счастью, не пострадала. Дмитрий Васильевич, сын художника, вернулся из лагерей в начале 1945 года и 1 марта был восстановлен в должности директора музея. Внуку художника Фёдору Дмитриевичу Поленову, морскому офицеру, капитану