Илья Репин. Далекое близкое
Чтобы услышать голос самого Репина, просто необходимо прочитать его мемуары, тем более что он обладал несомненным литературным дарованием. Достаточно подробно Репин пишет о своих детских и юношеских годах. А воспоминания художника о том, как он видел истязания поселян солдатами, о «народной» религиозности и причудах провинциальной жизни, много проясняют в его творчестве. Кроме того, в «Далеком близком» раскрывается увлекательная история создания одного из главных шедевров Репина — картины «Бурлаки на Волге». Пишет Репин и о своих современниках и товарищах: Крамском, Антокольском, Стасове, Куинджи, Васильеве, Серове. В этих литературных портретах он остаётся таким же проницательным психологом, как и в своих художественных работах.
Илья Репин. Далекое близкое. СПб.: Азбука, 2019
Корней Чуковский. Илья Репин
Репин и Чуковский познакомились в Куоккале, где у обоих были дачи. Именно сосед по даче, ставший настоящим другом художника, убедил его написать книгу воспоминаний «Далекое близкое». Впрочем, Чуковский и сам оставил блестящий мемуар о Репине. Ко времени их знакомства будущий автор «Мойдодыра» и «Айболита» ещё занимался совершенно недетской литературной критикой, и его биографический труд о Репине встал в один ряд с его работами о Блоке, Ахматовой и Маяковском. Чуковский создал точный психологический портрет Репина со всеми особенностями его противоречивого характера. Репин — экстравагантный чудак, который мог запустить чернильницей в своего оппонента, художника Куинджи, или орать «Сволочь!!!» на бездарного авангардиста. Репин — любящий супруг, полностью принявший «правила жизни» своей второй жены Натальи Нордман, ярой поклонницы ЗОЖ, учредившей знаменитые «обеды из „сена“» в Пенатах. Репин — революционер от искусства, мечтавший о народной академии. И наконец, Репин — самоед, жёстче всех критиков относившийся к собственному творчеству, по нескольку раз переписывающий свои картины. Словом, Чуковский оставил нам прекрасные воспоминания, сделав образ классика русского реализма живым и непосредственным.
Корней Чуковский. Илья Репин. СПб.: Азбука, 2019
Илья Репин. Избранные письма в двух томах
«Дорогой Павел Михайлович!», «Дорогой Владимир Васильевич!», «Милейший Василий Дмитриевич!», «Добрейший Иван Николаевич!», «Дорогой, обожаемый Лев Николаевич!» — Письма Репина Третьякову, Стасову, Поленову, Крамскому, Толстому едва уместились в двух томах. Илья Ефимович был словоохотлив и в жизни, и в живописи. Письма Репина — потрясающий образец эпистолярного жанра. В них сохранилась его живая речь, его острые и часто критические высказывания на любые темы. В них он делится своими восторгами («Как восторгаюсь я Модестом Петровичем [Мусоргским]! Вот так богатырь! Вот так наш!!!» — Стасову), переживаниями («Признаюсь вам по секрету, что я ужасно разочарован своей картиной „Садко“… Такая это будет дрянь, просто гадость во всех отношениях» — Стасову), размышлениями («Искусство — это самая бездоказательная вещь. Тут всё — личное настроение, личное впечатление» — Суворину) и, конечно, едкими замечаниями, на которые Илья Ефимович был большой мастер.
Илья Репин. Избранные письма в двух томах. 1867–1930. М.: Искусство, 1969
Илья Ефимович Репин, Виктор Иванович Базилевский. Переписка
Неудивительно, что переписка Репина и Базилевского была опубликована только в 2012 году. И дело не только в том, что долгое время она находилась в частных архивах. Именно в письмах эмигрантского периода взгляды Репина на искусство и жизнь окончательно проясняются. Здесь особенно отчётливо прорисованы настоящие политические симпатии художника, далёкие от канонического образа, который создали советские искусствоведы. Происходящее в постреволюционной России Репин называет не иначе как «эпохой хулиганства», о большевиках пишет как о диких фигурах, поощряющих грабёж и воровство, а Ленина считает больным и узким фанатиком. Конечно, в советское время невозможно было представить публикацию такого образца репинской переписки. Однако именно эти материалы дают представление о том, как жил художник в эмиграции, чем занимался и о чём мечтал.
Илья Ефимович Репин, Виктор Иванович Базилевский. Переписка. 1918–1929. М.: Издательский дом «Мiръ», РГАЛИ, 2012
Яков Минченков. Воспоминания о передвижниках
Воспоминания Якова Минченкова — свидетельства современника и участника легендарного Товарищества передвижных выставок. Минченков был уполномоченным передвижников, то есть в современном понимании объединял в себе должности куратора и менеджера. Он организовывал выставки, подыскивал помещения, отвечал за выпуск каталогов, занимался продажами картин в последний период работы Товарищества. Минченков был лично знаком с Репиным, Поленовым, Касаткиным, Маковским, Куинджи, Левитаном и другими легендами русского искусства. Воспоминания о передвижниках были написаны по предложению Гиляровского в
Яков Минченков. Воспоминания о передвижниках. М.: Художник РСФСР, 1959
Игорь Грабарь. Репин
Тяжеловесный двухтомник Грабаря явно задумывался как труд всех времён и народов о Репине. Огромный формат, цветные иллюстрации, наклеенные на картон, подробное изложение творческой биографии — всё это говорит о том, что книга Грабаря была написана как настоящий памятник «первому русскому художнику». За этот opus magnum историк искусства получил Сталинскую премию. Интересно, что именно Игорь Грабарь взялся за столь фундаментальную работу, ведь отношения между учителем и учеником (Грабарь учился в живописной мастерской Репина), нельзя назвать простыми. Репин раскритиковал в пух и прах деятельность
Игорь Грабарь. Репин. В двух томах. М.: Изогиз, 1937
Ольга Лясковская. Илья Ефимович Репин
Монография Лясковской впервые была издана в 1953 году, когда само время диктовало оптику взгляда, поэтому искусство Репина оценено в книге почти исключительно с идеологических позиций. Так, например, Лясковская сожалеет, что «Репин явно не понимал движущих сил революции. Если бы Репиным было понято, что гегемоном революции был пролетариат, вера в победу революции окрылила бы его творчество». Из последующих изданий — книга была переиздана в 1962 и 1982 годах, — часть идеологических высказываний ушли. Вообще же исследование Лясковской ценно прежде всего художественным анализом произведений. Несомненно, что автор книги — обладатель острого художественного зрения, — она точно подмечает нюансы, практически как художник оценивая работы Репина. Лясковская показывает глубокое знание и творческой биографии художника, в том числе его малоизвестных работ и графики. Если фильтровать идеологические «сорняки», по книге можно составить достаточно полное представление об искусстве Репина. Кроме того, здесь можно найти не только многочисленные высказывания самого художник, но и оценку его творчества современниками, в том числе выдержки из дореволюционной прессы.
Ольга Лясковская. Илья Ефимович Репин. М.: Искусство, 1962
Григорий Стернин. Илья Ефимович Репин
Большая монография о Репине была написана крупнейшим советским искусствоведом Григорием Стерниным ещё в 1960-е годы и выдержала несколько изданий. Этот капитальный труд написан языком классического советского искусствоведения, так что Репин у Стернина — выразитель «одного из самых ценных свойств творческого сознания передовой русской интеллигенции — чувства личной ответственности за тяжёлую участь народа, за исторические судьбы страны». Однако, несмотря на идеологическую рамку, в книге достаточно подробно и точно рассматриваются особенности репинских картин, приведено множество редких фактов, которые интересны независимо от идеологической подоплёки. Но главное здесь то, что Стернин рассматривает искусство Репина в широком контексте художественной жизни, что было смелым методологическим приёмом для своего времени.
Григорий Стернин. Илья Ефимович Репин. М.: Художник РСФСР, 1985
Софья Пророкова. Илья Репин
Книга Софьи Пророковой — это настоящий роман о Репине. Она описывает жизнь художника с самого детства и до глубокой старости в подробностях, которые обычно остаются за рамками искусствоведческих трудов. Так, из книги можно узнать, как Репин делил квартиру с Антокольским; как был арестован на могиле
Софья Пророкова. Илья Репин. М.: ТЕРРА, 1997
Екатерина Алленова. Репин
Книга была создана в постсоветское время, и поэтому в ней, к счастью, нет всех тех штампов, которые встречаются в советской литературе об искусстве. Пожалуй, это одна из первых монографий о Репине с советских времён, в которой автор не только определяет классика как «эпического поэта русского народа», но и критически подходит к
Екатерина Алленова. Репин. М.: Белый город, 2000
Алексей Бобриков. Другая история русского искусства
У «Другой истории» петербургского искусствоведа Алексея Бобрикова есть второе название — «Русское искусство. Всё, что вы хотели узнать о Репине, но боялись спросить у Стасова». В своей альтернативной версии истории русского искусства Бобриков предлагает радикально новый взгляд на Репина. Что такое Репин без Стасова? То есть Репин без идеологической платформы, внушённой художнику влиятельным арт-критиком. В трактовке профессора Санкт-Петербургского государственного университета Репин — художник-антрополог, позитивист и циник, безразличный к морали. «Репин позиционирует себя как врач, а не моралист; он ставит диагноз…» Илья Ефимович здесь почти что Люсьен Фрейд, для которого «человек — это только тело; индивидуальность определяется анатомией», а место духовности занимает телесность. Мир современности у Репина, согласно Бобрикову, — это мир комедии, а его «Крестный ход» есть комическая энциклопедия русской жизни. Во многом с Бобриковым хочется поспорить, но познакомиться с этой, совершенно новой точкой зрения на «солнце русского искусства» как минимум интересно.
Алексей Бобриков. Другая история русского искусства. М.: Российский институт истории искусств, Новое литературное обозрение, 2012
Илья Репин. К 175-летию со дня рождения
Каталог выставки Репина, приуроченной к его
Илья Репин. К 175-летию со дня рождения. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2019
Илья Репин. Европейские впечатления
«А вот и город Париж: приедешь — угоришь; вскочишь — побежишь», — писал Репин из Парижа Виктору Васнецову. В книге «Илья Репин. Европейские впечатления», предисловие к которой написала заведующая отделом рукописей Третьяковской галереи Елена Теркель, собраны самые яркие высказывания художника о его поездках. Париж, Рим, Мадрид, Вена, Неаполь, Прага — Репин оставил острые и далеко не всегда восторженные путевые заметки: не только о европейских музеях и музейных шедеврах, но и о людях, времени, атмосфере каждого города. Издание снабжено редкой ценности иллюстрациями — рисунками, этюдами, портретами, созданными в поездках, старинными открытками с городскими видами, а также архивными фотографиями.
Илья Репин. Европейские впечатления. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2019