12 декабря 2019

Биография Илья Репин

Когда художник впервые показал «Бурлаков», когда он ездил в европейские турне и где встретил старость — точно и кратко.


По материалам каталога выставки И.Е. Репина в ГТГ (2019)

24 июля 1844 года

Илья Репин родился в городе Чугуев Харьковской губернии в семье военного поселянина Ефима Васильевича Репина и его жены Татьяны Степановны.

Юность

1857

Поступает в мастерскую чугуевского иконописца и портретиста Ивана Михайловича Бунакова. Также берёт уроки у местного художника Леонтия Ивановича Персанова. Несколько лет пишет иконы и выполняет росписи для чугуевских церквей.

1863

Художник приезжает в Санкт-Петербург, где поступает в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств.

Императорская Академия Художеств

Воспитанники ИАХ 1-й ряд (сидят на полу)  слева направо: И. Е. Репин, Н. И. Мурашко, Н. а. Шевцов; сидят: В. Н. Трегубов, В. В. Прахов, И. В. Панов, П. И. Шестов; стоят: И. В. Богомолов, Б. В. Англичаниа, Е. К. Макаров, Г. З. Малярев-Софийский, П. Н. Кривович, М. М. Антокольский. 1867
Воспитанники ИАХ 1-й ряд (сидят на полу) слева направо: И. Е. Репин, Н. И. Мурашко, Н. а. Шевцов; сидят: В. Н. Трегубов, В. В. Прахов, И. В. Панов, П. И. Шестов; стоят: И. В. Богомолов, Б. В. Англичаниа, Е. К. Макаров, Г. З. Малярев-Софийский, П. Н. Кривович, М. М. Антокольский. 1867

1864

Репина принимают вольнослушателем в Императорскую Академию художеств (ИАХ). В Рисовальной школе Репин знакомится с Иваном Крамским и по его приглашению посещает вечера Санкт-Петербургской артели художников. В сентябре Репина принимают в класс исторической живописи Академии художеств. В Академии он знакомится с Василием Поленовым, Марком Антокольским, Василием Максимовым и Константином Савицким.

Илья Репин. 1870
Илья Репин. 1870

1871

За картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Илья Репин получает большую золотую медаль и право на шестилетнее пенсионерство — оплачиваемое Академией художеств пребывание за границей. Знакомится с художественным и музыкальным критиком Владимиром Стасовым, который вскоре станет его наставником и ближайшим другом.

1872

Павел Михайлович Третьяков впервые посещает мастерскую Репина в Академии художеств и приобретает этюды «Академический сторож Ефимов» и «Продавец ученических работ в Академии художеств».

«Бурлаки на Волге». Признание и пенсионерство в Европе

1873

В марте Репин показывает в Академии художеств картину «Бурлаки на Волге» (1870–1873), за что удостаивается медали имени Виже-Лебрен «За экспрессию». В мае как пенсионер Академии художеств художник вместе с семьёй уезжает за границу. Художник едет в Вену, путешествует по Италии, делая остановки в Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, осматривает Помпеи. Затем приезжает в Париж и начинает работу над картиной «Садко» (1873).

1874

Впервые участвует в выставках Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) — на 3-й выставке передвижников он показывает «Портрет В. В. Стасова» (1873). В марте по заказу Третьякова пишет портрет Ивана Сергеевича Тургенева. Лето проводит вместе с Василием Поленовым, Алексеем Боголюбовым, Константином Савицким и Александром Беггровым в местечке Вёль-ле-Роз в Нормандии.

Возвращение в Россию. Москва

После нескольких лет, проведённых в Европе, Репин возвращается в Россию. Он переезжает в Москву, пишет картины из русской истории, портреты крестьян и сюжеты из провинциальной жизни.

1876

В июле с семьёй возвращается в Россию. Осенью вместе с женой и детьми едет в родной город Чугуев. В ноябре Репин был удостоен звания академика за картину «Садко».

1877

В Чугуеве выполняет портреты-этюды «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом», «Протодиакон», эскизы и этюды к картине «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» (1877–1924). Осенью вместе с семьёй перебирается в Москву.

1878

В марте вступает в Товарищество передвижных художественных выставок.

1879

На 7-й выставке передвижников экспонируется картина «Царевна Софья через год после её заключения в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году» (1879).

1880

В мае вместе с Валентином Серовым отправляется в поездку по Украине и югу России по маршруту, составленному историком Николаем Ивановичем Костомаровым. В августе—сентябре живёт на Украине в усадьбе Качановка — имении Григория Степановича Тарновского, известного мецената и коллекционера запорожских древностей. Делает этюды и зарисовки для картин «Запорожцы» (1880–1891) и «Вечорницi» (1881). В сентябре возвращается в Москву, где знакомится со Львом Николаевичем Толстым, который приходит в мастерскую Репина в Большом Трубном переулке.

1881

Пишет портрет Модеста Петровича Мусоргского. В июле совершает поездку в монастырь Коренная Рождество-Богородицкая пустынь, что в окрестностях Курска, где пишет этюды для картины «Крестный ход в Курской губернии» (1881–1883). Осенью предпринимает неудачную попытку поступить вольнослушателем в Московский университет.

Санкт-Петербург. Народнический период

На 1880-е годы приходится расцвет репинского мастерства. Каждая картина Репина на выставках Товарищества передвижных художественных выставок становится событием в культурной жизни Петербурга, куда художник перебирается из Москвы. Увлечённый темой народничества, Репин пишет ряд картин о судьбе народовольцев.

1882

На 10-й выставке передвижников в Санкт-Петербурге экспонирует портреты Антона Рубинштейна (1881), Николая Пирогова, Ивана Похитонова (1882), Афанасия Фета (1882), актрисы Пелагеи Стрепетовой (1882), картину «Отдых» (1882, портрет жены художника — Веры Алексеевны Репиной). В сентябре переезжает с семьёй в Санкт-Петербург. В течение года пишет образ Спаса Нерукотворного на медной доске, а также образа Софии, Веры, Надежды и Любови для церкви Спаса Нерукотворного в подмосковной усадьбе Абрамцево Саввы Мамонтова, построенной по проекту Виктора Васнецова и Василия Поленова. Переезжает в Санкт-Петербург.

1883

Экспонирует на 11-й выставке ТПХВ в Санкт-Петербурге картину «Крестный ход в Курской губернии». Весной вместе со Стасовым путешествует по Европе: посещает Германию, Голландию, Францию, Испанию, Италию. В Дрездене пишет портрет Стасова. В музее Прадо в Мадриде копирует картины Веласкеса и Тициана.

1884

Экспонирует на 12-й выставке ТПХВ картину «Не ждали» (1884), портреты Андрея Дельвига (1882), Ивана Крамского (1882), Владимира Стасова (1883), Павла Третьякова (1883). В июле от Министерства императорского двора получает заказ на исполнение картины «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (1886).

1885

Экспонирует на 13-й выставке ТПХВ в Санкт-Петербурге картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1883–1885). 1 апреля распоряжением Александра III показ картины был запрещён, однако через несколько месяцев распоряжение отменили.

1886

Экспонирует на 14-й выставке ТПХВ в Санкт-Петербурге картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Начинает посещать литературно-философские «вторники» Иеронима Ясинского, где встречается и знакомится с поэтом и прозаиком Александром Жиркевичем, философом Николаем Бердяевым, поэтом-мистиком Николаем Минским, писателем, критиком, историком Дмитрием Мережковским и поэтом Константином Фофановым.

1887

В Москве на 15-й выставке ТПХВ экспонирует картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». С сыном Юрием отправляется в поездку по Европе. Впервые гостит в Ясной Поляне у Льва Николаевича Толстого. Летом расстаётся с женой, Верой Алексеевной Репиной. 27 сентября обращается с заявлением в правление ТПХВ о выходе из объединения, но остаётся экспонентом выставок.

1888

В Санкт-Петербурге на 16-й выставке ТПХВ экспонируются портреты Льва Толстого (1887) и Константина Фофанова (1887), картины «Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне» (1887), «Монахиня» (1887).

1889

Экспонирует на 17-й выставке ТПХВ картину «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трёх невинно осуждённых» (1888), портреты Александра Глазунова (1887), Александра Бородина (1888), Михаила Щепкина (1888). Александр III приобретает картину «Николай Мирликийский… " и впервые публично высказывает мысль о создании Русского музея в Санкт-Петербурге.

«Искусство для искусства». Новая доктрина

В 1890-е годы Репин пытается отойти от искусства, основанного на идее «правды жизни», к «искусству для искусства», построенному на пластических выразительных возможностях самой живописи. В середине 1890-х художник разрывает отношения со своим другом и учителем Владимиром Стасовым, чьи идеи долгое время были основой репинского творчества.

1890

В феврале Репин восстанавливает членство в Товариществе передвижных художественных выставок. На 18-й выставке ТПХВ экспонирует «Портрет баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт» (1889). Летом совершает поездку по Волге, Крыму и Украине.

И. Е. Репин, Н. Б. Нордман-Северова, Е. М. Хруслов, Н. А. Мудрогель в Третьяковской галерее. 1900-е
И. Е. Репин, Н. Б. Нордман-Северова, Е. М. Хруслов, Н. А. Мудрогель в Третьяковской галерее. 1900-е

1891

В марте выходит из ТПХВ из-за несогласия с принятым в 1890 году уставом, ограничивающим права молодёжи при вступлении в Товарищество. В мае знакомится с писательницей Натальей Борисовной Нордман (писала под псевдонимом Северова), которая станет его второй женой. 26 ноября в залах Академии художеств по случаю 20-летия художественной деятельности Репина открывается персональная выставка художника. На ней было представлено 298 работ, среди прочего впервые показаны «Запорожцы» и «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона».

1892

Персональная выставка из Санкт-Петербурга переезжает в Москву, где экспонируется в Историческом музее. Репин принимает предложение руководить живописной мастерской в Академии художеств. ИАХ удостаивает Репина звания профессора «За известность на художественном поприще».

1893

На Всемирной выставке в Чикаго картина «Запорожцы» получает Гран-при. Художник вместе с сыном Юрием путешествует по Европе. «Театральная газета» начинает печатать «Письма из-за границы (Письма об искусстве)», в которых Репин формулирует точку зрения на современное европейское и классическое искусство. Публикация вызывает резкую критику Стасова. 1 декабря Илья Репин избран действительным членом Академии художеств.

Илья Репин с группой учеников в ИАХ. 1890-е
Илья Репин с группой учеников в ИАХ. 1890-е

1894

Репин разрывает отношения со Стасовым из-за своего решения занять пост руководителя мастерской в Академии художеств.

1895

Работает над портретом Николая II по заказу Академии художеств. С ноября начинает преподавать в частной художественной студии княгини Тенишевой в Санкт-Петербурге (до 1899).

1897

Вновь входит в состав ТПХВ, избирается в правление.

1898

Назначается ректором Высшего художественного училища при Академии художеств на год. В связи с работой над картиной «Иди за мною, Сатано (Искушение Христа)!» (1903) едет в Палестину через Одессу и Константинополь, пишет образ «Несение креста» для церкви Святого Александра Невского в Иерусалиме.

1899

В январе участвует в Международной выставке картин, организованной объединением «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. На 27-й выставке ТПХВ в Петербурге экспонирует вариант картины «Дуэль» (1896). В журнале «Нива» публикует «Письмо по адресу „Мира искусства“», где формулирует свои разногласия с мирискусниками и Сергеем Дягилевым. На карельском перешейке в дачном посёлке Куоккала покупает на имя Нордман усадьбу, названную вскоре Пенаты. Вновь сближается со Стасовым.

1900

Во время пожара в Академии художеств картина «Иди за мною, Сатано!» получает повреждения, и Репин уничтожает её и начинает писать заново. В апреле художника приглашают стать экспонентом и членом жюри живописного раздела Всемирной выставки в Париже.

1901

Французское правительство производит Репина в кавалеры ордена Почетного легиона за заслуги перед искусством. Представляет на 29-й выставке ТПХВ в Петербурге 15 работ, среди них «Портрет В. В. Стасова» (1883), «Белорус» (1892), «На солнце» (1900), «Л. Н. Толстой босой» (1901). В апреле получает правительственный заказ на исполнение картины «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903). В Санкт-Петербурге выходит книга «Воспоминания, статьи и письма из-за границы И. Е. Репина» под редакцией Нордман. Избран членом Королевской Богемской академии наук, литературы и искусств императора Франца-Иосифа в Праге.

1902

В июле окончательно переезжает в имение Пенаты в Куоккале.

Пенаты

Илья Репин Фотография. 22 апреля  1901
Илья Репин в мастерской. Фотография  И. Глыбовского. 1907–1908. Копия
Илья Репин Фотография. 22 апреля 1901
Илья Репин в мастерской. Фотография И. Глыбовского. 1907–1908. Копия

Перебравшись в усадьбу Пенаты, Репин постепенно отдаляется от активной художественной жизни Петербурга. В связи с болезнью правой руки он учится писать левой и создаёт ещё несколько значительных полотен.

1904

На 32-й выставке ТПХВ в Санкт-Петербурге показывает 24 этюда для картины «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…».

1905

На Историко-художественной выставке русских портретов, устроенной Дягилевым в Таврическом дворце, экспонирует 13 портретов и картину «Торжественное заседание Государственного совета…». Подаёт в Академию художеств заявление об отставке от преподавательской деятельности.

1906

По просьбам учеников возвращается к преподаванию в академии. В октябре знакомится с Корнеем Чуковским.

1907

Избирается членом-корреспондентом Сербской академии наук и искусств в Белграде.

1908

В декабре совершает поездку в Ясную Поляну. На 37-й выставке ТПХВ показывает картину «Черноморская вольница» (начало 1900-х).

1911

Едет с Натальей Нордман в Италию на Всемирную выставку в Риме, где экспонирует 62 работы, среди которых «17 октября 1905 года» (1907) и 38 графических портретов из «Альбома Нордман».

1912

В Москве на 41-й выставке ТПХВ экспонирует картину «17 октября 1905 года».

1913

16 января иконописец-любитель Иван Балашов с криком «Довольно крови, слишком много крови!» наносит три удара ножом по картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в экспозиции Третьяковской галереи. Репин приезжает в Москву для реставрации холста. В октябре отреставрированная картина вновь выставлена.

1914

Избирается почетным членом Финляндского общества художников. 16 июня в Швейцарии умирает Наталья Нордман, Репин отправляется на её похороны. На обратном пути заезжает в Харьков и Чугуев; делает распоряжения по поводу строительства «Делового двора» — свободных художественных мастерских.

В эмиграции

Празднование дня рождения И. Е. Репина. Сидят слева направо: И. В. Репин, Ю. И. Репин, И. Е. Репин, В. И. Репина, за спиной Ю. И. Репина — издатель и коллекционер Г. К. Гегер-Нелюбин. 6 августа 1929
Празднование дня рождения И. Е. Репина. Сидят слева направо: И. В. Репин, Ю. И. Репин, И. Е. Репин, В. И. Репина, за спиной Ю. И. Репина — издатель и коллекционер Г. К. Гегер-Нелюбин. 6 августа 1929

После Октябрьской революции Репин оказывается отрезан от России. Его художественная активность связана с Европой, где проходит ряд его выставок. До конца своих дней Репин продолжает заниматься живописью. Умер художник в Куоккале — в своей усадьбе Пенаты.

1917

Вместе с сыном Юрием Репиным участвует в 45-й выставке ТПХВ в Зимнем дворце, приступает к работе над портретом Александра Керенского (1917–1918). В Петрограде на 46-й выставке ТПХВ экспонирует картину «Быдло империализма» (1917).

1918

Выставляет более 40 произведений в салоне Стриндберга в Хельсинки.

1919

Работы Ильи и Юрия Репиных представлены на I Государственной художественной выставке произведений искусства, экспонирующейся во Дворце искусств (бывший Зимний дворец) в Петрограде.

1920

Передаёт в дар Финляндскому художественному обществу в Хельсинки 23 картины русских художников и 7 своих полотен. Избран почётным членом Финляндского художественного общества. В мае дар Репина выставляют в музее Атенеум в Хельсинки. Правительство Финляндии награждает художника Командорским крестом ордена Белой розы «за службу на благо государства и народа».

1922

В Петрограде выходит в свет книга «Воспоминания. Бурлаки на Волге» под редакцией Чуковского с рисунками Репина. В ноябре выставки работ художника проходят в Лондоне в Leicester galleries, а также в Тампере, Выборге, Хельсинки.

1925

Открывается юбилейная выставка Репина в Ленинграде. Произведения художника экспонируются в салоне Стриндберга в Хельсинки, в Стокгольме, Ницце и Праге.

1926

Летом Пенаты посещает делегация советских художников во главе с Исааком Бродским. Репин отправляет с ними три эскиза на революционные темы и портрет Керенского в дар Музею революции в Москве. Работает над картиной «Гопак» (1927).

1927

Экспонирует в Хельсинки в салоне Стриндберга 23 работы, в том числе впервые показывает «Голгофу» (1896), «Черноморскую вольницу» (начало 1900-х), «Утро воскресения. Христос и Мария Магдалина» (1921), «Финские знаменитости» (1922).

1928

Экспонирует восемь произведений на выставке «Коллекция Августина Немейца», организованной Объединением художников в Праге. Экспонирует в Хельсинки в салоне Стриндберга 36 произведений.

1930

Экспонирует 24 работы на Выставке русской живописи и графики в Берлине. Весной показывает свои работы на Выставке русских мастеров в Музее Стеделейк в Амстердаме.

5 октября 1930

Илья Репин скончался. Похоронен, согласно завещанию, в Пенатах.


Статья написана по материалам каталога выставки И.Е. Репина в Государственной Третьяковской галерее. Илья Репин. 1844-1930. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2019. Составители: С.В. Аксёнова, Л.Л. Правоверова.Составители раздела «Летопись жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина»: С.В. Аксёнова, Л.Л. Правоверова