17 января 2020

Экскурсия Выставка «Илья Репин»

Бурлаки и аристократы, революционеры и монархи, богема и крестьяне — в своих работах Илья Репин изобразил панораму русской жизни в таком масштабе, который не был под силу ни одному современному ему художнику. На выставке, которая проходила в залах Новой Третьяковки с 16 марта по 18 августа 2019 года, было показано более 300 произведений из 21 российского музея, 7 частных коллекций и 7 зарубежных собраний. «Лаврус» предлагает посетить увлекательную экскурсию по выставке вместе с её куратором Татьяной Витальевной Юденковой, которая подробно расскажет о главных работах экспозиции.

05:03 Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885

Иван Крамской очень верно подметил, что «человек, который увидит эту картину, навсегда застрахован от разнузданности зверя». 

12:42 Воскрешение дочери Иаира. 1871

Соприкосновение рук Христа и умершей девочки — очень важный узел композиции, здесь происходит передача «тока жизни». 

16:01 Бурлаки на Волге. 1870–1873

Репин создаёт картину, которая открыла новую страницу в истории русского искусства и стала своего родом манифестом. Почему эту картину называют новаторской? Потому что Репин изображает одиннадцать бурлаков и каждого очень метко характеризует, он проникает в индивидуальность каждого человека. 

24:55 Садко. 1876

Садко выбирает невесту среди заморских красавиц, и глаза у него разбегаются, как у Репина в Париже, — от красочной, яркой художественной жизни, которая его окружает. 

30:10 Протодиакон. 1877

Христианское и языческое соприкасаются в этом образе. Репин писал, что «в этом моём диаконе Уланове воплотился экстракт всех наших диаконов <…> это лев духовенства». 

31:20 Крестный ход в Курской губернии. 1881–1883

Репин изображает разные слои населения, которые участвуют в крестном ходе и объединены общим движением. «Это Россия в поисках своей благодати», Россия, которая движется по своему крестному страдальческому пути.

42:23 Арест пропагандиста. 1880–1889, 1892

В этой работе современники, с одной стороны, видели то, что изображено, — арест пропагандиста, нигилиста, а с другой — считывали параллели с евангельской образностью: здесь находили сходную иконографическую схему с «Осмеянием Христа».

53:02 Не ждали. 1884–1888

Репин выступает постановщиком сложной драматургической ситуации: на стене мы видим гравюру «На Голгофе» с картины Карла Штейбена, которая связывает судьбу вернувшегося ссыльного с крестным путём.

00:13 Запорожцы. 1880–1891

Репин пишет картину, которая посвящена смеху в самых разных его вариациях. Многие специалисты говорили, что картина посвящена физиологии смеха, что это океан смеха, море смеха. 

04:03 Приём волостных старшин Александром III. 1886

В картине Репину удалось выразить концепцию «Царь и самодержавие». Мощные спины крестьян составляют ограду, защиту и опору государя. 

12:27 Портрет композитора М. П. Мусоргского. 1881

Сложный диалог художника и композитора — та самая драма жизни, драма сердца, которую Репин считал в Мусоргском, — блестяще передана в этом портрете. 

17:07 Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903

Один из современников Репина, философ Василий Розанов, назвал эту картину «Карфаген перед разрушением». 

19:50 17 октября 1905 года. 1907

Репина увлекает гипертрофия чувств, экзальтация, эмоциональное возбуждение толпы. Василий Розанов писал, что Репин изобразил «масленицу русской революции».

26:35 Портрет писателя Л. Н. Толстого. 1883

Репин невероятно ценил литературный дар Толстого, но не соглашался с его философией аскетического толка и часто вступал с ним в споры. Как художник Репин считал, что должен запечатлеть важные моменты жизни великого человека.

35:03 Какой простор! 1903

Эта работа открывает пенатский период творчества Репина. Кто-то ассоциировал картину с революционной романтикой, а кто-то — с новым мироощущением Репина.

37:12 Автопортрет с Н. Б. Нордман-Северовой. 1903

Наталья Борисовна Нордман выстраивает всю жизнь в Пенатах так, чтобы у Ильи Ефимовича была возможность работать, большую часть времени посвящать искусству. 

44:36 Большевики. 1918

Композиция, энергетика серого цвета, закрученная ритмика напоминают картины Брейгеля и Босха. 

49:00 Гопак. 1927

Репин начинает писать картину в 82 года, а заканчивает её в год смерти. Она посвящена танцу и смеху, прыжкам через костёр. Буйство красок, энергия этой картины, несомненно, свидетельствуют о жизнеутверждающей силе Репина. Эта работа завершает его творчество. Репин остаётся верен себе. 

51:26 Автопортрет. 1920

В глазах старика Репина, с одной стороны, читается сознание прожитой жизни, а с другой — в них есть огонёк, что позволил ему прожить ещё десять лет, наполненных творчеством. Наша выставка, на которой представлено очень много блистательных работ, демонстрирует невероятную любовь Репина к искусству, невероятную мощь и масштаб этого художника.

Тезисы

1. Мы делали выставку не только потому, что у Репина юбилей, но и потому, что для нас он сегодня представляется чрезвычайно актуальным художником. 

2. Нам хотелось раскрыть Репина как автора крупноформатных многолюдных картин. Кроме того, на нашей выставке представлен целый ряд малоизвестных работ, а некоторые полотна приехали из-за границы.

3. Репин — главный русский художник XIX века. Он прожил невероятно длинную жизнь. Сегодня мы делим творчество Репина на два неравноценных этапа. Первый большой этап называется классическим. Он начинается с больших известных работ «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали» и заканчивается картиной «Торжественное заседание Государственного совета…». А дальше традиционно специалисты рассматривают позднее творчество Репина, этот период иногда называют пенатским. 

4. Все главные картины Репина обращаются к кульминационным моментам жизни. Ему важно передать на холсте эмоциональный порыв, страстное состояние толпы либо шествие, запечатлеть людей, объединённых действием. Он стремился находить в окружающей жизни невероятно сильные эмоциональные сцены и переносить их на холст. 

5. Всякий раз, когда картины Репина появлялись на выставках, они производили сенсацию. Художник бросал вызов общественному мнению своими работами. Он эпатировал публику, и те смыслы, которые несли его картины, будоражили современников. Сам Репин говорил, что «задача искусства — разбудить человека». 

6. Современность — это основа творчества Репина. Современность помогает художнику обращаться и к прошлому, и к будущему.

7. Так сложилось, что современники видели в картинах Репина одно, в советское время — другое, а мы сегодня — третье. Каждое поколение открывает что-то своё, близкое именно ему. Именно в этом глубина репинских картин.