Сегодня мы поговорим о романтическом пейзаже. Среди основных понятий романтизма важное место отведено природе. Пейзаж позволяет художнику-романтику раскрыть тонкие грани внутреннего мира человека.
Для искусства романтизма ночь и лунный свет играют особую роль. Ночь — пора размышлений, созерцания. В мягком свете луны и звезд все преображается, обретая мистическое измерение. Не случайно ночные мотивы прослеживаются у многих художников-романтиков — например, мерцание лунного света можно увидеть в работах Каспара Давида Фридриха, Максима Воробьева, Юхана Кристиана Даля и Сильвестра Щедрина. Очертания городов отступают на второй план, а на первый выходит таинственная атмосфера.
Прежде чем приступить непосредственно к созданию ночного пейзажа, вдохновленного «Лунной ночью в Неаполе» Сильвестра Щедрина, стоит немного узнать об этом художнике.
Сильвестр Щедрин родился в 1791 году в Санкт-Петербурге в семье скульптора. Его дядя был известным в XVIII веке пейзажистом. В Императорской Академии художеств Сильвестр выбрал пейзажный класс. Для XIX века такое решение несколько эксцентрично — пейзажный жанр был не в почете, ценилось лишь точное воспроизведение городских видов, а изображение природы считалось фоном для мифологических или исторических сцен.
За дипломную картину «Вид с Петровского острова» комиссия присудила Щедрину высшую оценку — Большую золотую медаль, которая давала право на стажировку за границей.
Живописец отправился в «землю обетованную» всех художников и романтиков — Италию. Залитые солнцем улицы, цветущие апельсиновые деревья, темпераментные жители — все здесь вдохновляло художника. Пейзажи Щедрина приобрели новые черты, свойственные романтизму, — он одним из первых начал работать на пленэре, что сразу изменило атмосферу его работ.
Щедрин любил изображать полуденные состояния природы. «Пейзажисту в ясный день грешно оставлять кисть», — говорил он, но при этом именно ночной пейзаж — «Лунная ночь в Неаполе» — вошел в историю русского искусства как одно из самых романтичных произведений.
На первый взгляд все ясно и спокойно, но если приглядеться, здесь полно внутренних противоречий. Море кажется смирным. Тихо плещут волны, блики лунного света играют на поверхности воды, покачиваются тяжелые лодки… Вся сцена погружена в безмолвие, кажется, вот-вот услышишь легкий шепот волн. Город спит, спят дома слева и мрачный замок на острове, но море живет своей таинственной жизнью. Кто и зачем плывет на лодке по водной глади? Кто сидит на берегу у огня — может быть, это рыбаки, а может, контрабандисты?
Отблески костра контрастируют с мертвенным светом луны, вносят тревожную ноту в общий холодный колорит картины.
Спокойная гладь моря противопоставляется небесному океану — полному движения, с резкими разрывами облаков, сквозь которые проглядывает луна.
Мы будем рисовать фрагмент, в котором уже нет парусов, лодок и людей, осталась луна, облака и «особенности ночного состояния природы».
• Акварель не менее 12 цветов (лучше «Невская палитра»)
• Лист акварельной бумаги А3
• Простой карандаш НВ, ластик
• Кисти: широкая плоская синтетика, круглая синтетика или колонок № 6, круглая синтетика или колонок № 3
• Широкий малярный скотч
• Мягкая тряпочка
• Палитра. Можно использовать светлую глянцевую керамическую плитку
1. Прикрепите лист акварельной бумаги к столу или планшету малярным скотчем так, чтобы заклеенные края образовали рамку.
2. Теперь надо создать линейный рисунок. Для этого легко наметьте простым карандашом контуры моря и неба, луны. Помните: делайте рисунок не слишком бледным, он должен просвечивать сквозь светлые заливки.
3. Пора приступать к заливке акварелью. Заливка выполняется широкой кистью. Луна заливается светлым тоном, весь остальной лист — чуть темнее.
4. Сделайте заливку светлого слоя облаков и промежуточную заливку моря. Помните: не затрагивайте лунный свет на краях облаков. Вода заливается горизонтальными движениями кисти, оттенки могут варьироваться.
5. Теперь залейте темный слой облаков. Помните: свет на облаках по-прежнему не должен быть затронут.
6. Сделайте заливку неба вокруг луны и проработайте силуэт берега. Вокруг луны можно сделать небольшое свечение. Небо заливается как можно ровнее. Проработка берегов может быть с большим или меньшим количеством деталей, главное, чтобы получился темный силуэт по отношению к небу и воде.
7. Пора сделать заключительную проработку воды и частичную лессировку облаков. Горизонтальными мазками добавьте в воду темные тона. Уберите на облаках слишком светлые участки, если такие есть. Взгляните на свою работу — все ли вас устраивает? Если нет, доделайте то, что, что кажется незавершенным, но при этом постарайтесь не «замылить» изображение.
Работа готова! Вы можете поделиться ей с нами: для этого пришлите фото вашего лунного пейзажа редакции Лавруса — lavrus@tretyakov.ru