Живописная манера Роберта Фалька менялась на протяжении всей жизни художника. Если в юности он работал под влиянием Валентина Серова и Константина Коровина, то чуть позднее, став участником группы «Бубновый валет», обратился к авангардным течениям — в первую очередь к кубизму и сезаннизму.
Вскоре приемы кубизма и сезаннизма легли в основу живописи Фалька, она становится более тонкой и сложной, чем ранние эксперименты начала XX века.
Картина Роберта Фалька «Солнце. Крым. Козы» представлена на выставке в Третьяковской галерее.
Роберт Фальк, как и многие российские художники, часто выезжал в Крым на пленэр. Особенно ему полюбился небольшой поселок Козы, который сегодня называется Солнечная Долина. Здесь он создал один из лучших своих пейзажей. Фальк запечатлевает на холсте ярчайший солнечный свет и замершие в полуденном зное кипарисы энергичными, геометрическими, многоцветными мазками.
Как и кубисты, Фальк стремился сделать изображение объемным — и действительно этот пейзаж нельзя назвать реалистичным, тем не менее художник словно увидел и изобразил объекты со всех сторон одновременно. Такого эффекта художник достигал благодаря умению чувствовать форму, виртуозному построению композиции и свободному мазку.
Кубизм (фр. cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе кубизма лежит стремление художника разложить изображаемый трехмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении.
Козы — в переводе с крымско-татарского языка означает «синий глаз». Поселок Козы (ныне Солнечная Долина) находится недалеко от Ялты и Судака.
Материалы
1. Плотная бумага формата А4 или А3 — лист, близкий к форме квадрата.
2. Кисти — круглые (№ 3, № 4, № 0) и плоские (№ 12, № 14).
3. Мастихин (при отсутствии мастихина можно заменить небольшим кусочком плотного картона 5 × 6 см).
4. Гуашь:
* белила
* желтая светлая
* кармин
* синяя спектральная
* кобальт синий светлый
* сине-зеленая
* марс коричневый.
5. Одноразовые пластиковые ножи (для выкладывания красок).
6. Пластиковая или керамическая палитра (для смешивания красок).
7. Одноразовая тарелка или палитра.
8. Бумажные и влажные салфетки.
9. Баночка для воды.
Практика
1. Начнем с создания общего рисунка.
Намечаем кистью деревья, дома и т. п. Используем желтую светлую или охру золотистую.
Важно: рисунок делаем быстро, без деталировки.
2. Солнце.
Сначала кистью с белой краской намечаем небольшой круг.
Важно: мастихин не любит воды, его лучше вытирать тряпочкой или салфеткой.
3. Небо.
Переходим к работе мастихином. В белую краску добавим каплю желтой. Делаем широкие «кубистические» мазки. Мастихином набираем белую краску, добавляя немного светлого кобальта, и широкими движениями делаем круговые мазки вокруг белого солнца. Постепенно добавляем в светло-синий немного синей спектральной. Не затемняя фон, стараемся добиться легкости и прозрачности небесного тона — в этом помогут белила. Наша задача — передать яркий, южный свет.
Важно: старайтесь класть энергичные мазки — для работы мастихином характерен густой, пастозный, плотный мазок.
4. Горы.
Возьмем кармин и марс коричневый. Свободным движением мастихином стараемся передать свет и тень. Для этого в области теней подмешиваем к кармину и марсу синюю спектральную.
5. Кипарисы.
Кончиком мастихина замешиваем цвет деревьев: для этого используем синий и желтый, которые можно усилить кармином или марсом коричневым. А теперь кладем получившийся цвет — мазок должен напоминать зигзаг.
6. Земля.
Смешайте желтый светлый, кобальт синий на палитре, добиваясь цвета спелой пшеницы. С помощью мастихина наносим краску широкими горизонтальными мазками. Для усиления первого плана добавляем каплю кармина и марса коричневого. У нас получатся два плана — дальний и передний. Получившуюся поверхность можно проработать сверху черенком кисти, имитируя стебли травы.
7. Домик.
Белый домик в центре картины — важный камертон всего цветового решения картины. Намечаем контур домика белой краской, тонкой круглой кистью. Затем лессировкой делаем одну часть дома более теплой (на кончик кисти берем каплю желтого и вымешиваем до нежно кремового оттенка), а другую — более холодной (добавим каплю кобальта синего в теплый тон — желтый или кремовый, это создаст ощущение прохлады). Для крыши смешаем кармин с желтым светлым. Прорабатываем тонкой кистью мелкие детали.
Готовую работу можно оформить в паспарту или раму.
Мастихин (от итал. mestichino) — инструмент, который используют в живописи для смешивания или удаления свежей краски, очистки палитры или нанесения густых, рельефных или ровных мазков краски на холст или бумагу.
Результат
Мастер-класс «Солнечный Фальк» вдохновил участников программ «Навстречу искусству» и «С музеем по пути» в Новых творческих мастерских Третьяковской галереи на создание своих вариантов «солнечных» картин. Вот какие работы получились у студийцев 8-11 лет.
Присылайте нам ваши работы на почту lavrus@tretyakov.ru.