Задумывались ли вы, что означает «созерцание»? Это красивое, нечасто используемое в повседневной речи слово обычно воспринимают в значении «наблюдение», но это не передает его суть. «Созерцание» созвучно слову «зеркало», особенно в его старинном варианте написания — «зерцало». Когда мы что-то созерцаем, в нас, как в зеркале, отражается предмет созерцания. Наши мысли, чувства и сознание становятся зерцалом, зеркалом.
Характеризуя творчество Левитана, принято говорить о том, что он писал пейзажи настроения и жизнь природы в них связана с миром чувств человека: печаль, тревогу, радость, покой можно ощутить в работах Левитана. Пейзаж, существующий в природе, отражается в душе художника, воздействуя на его чувства. А чувства художника находят отражение в живописи, которую он пишет на холсте. И когда мы в свою очередь созерцаем картину, ее образы отражаются в нас. Удивительные зеркала!
Но всегда ли отражения одинаково отчетливы и точны? Если речь идет об отражениях в живых, природных зеркалах — водоемах, — то нет. Зеркало не отражает, когда вода беспокойна, когда ветер или течение нарушают гладкость ее поверхности. Темнота также искажает отражение. Когда светло и вода спокойна, получается идеальное отражение. Вспомним о нашем внутреннем зеркале: если нам тревожно, мы взволнованны, в мрачном настроении, нам трудно быть созерцателями — все, что нас окружает, не будет восприниматься или будет искажаться в нашем восприятии.
Давайте посмотрим на водные отражения в произведениях Левитана и порассуждаем месте с художником.
Характеризуя творчество Левитана, принято говорить о том, что он писал пейзажи настроения и жизнь природы в них связана с миром чувств человека: печаль, тревогу, радость, покой можно ощутить в работах Левитана. Пейзаж, существующий в природе, отражается в душе художника, воздействуя на его чувства. А чувства художника находят отражение в живописи, которую он пишет на холсте. И когда мы в свою очередь созерцаем картину, ее образы отражаются в нас. Удивительные зеркала!
Но всегда ли отражения одинаково отчетливы и точны? Если речь идет об отражениях в живых, природных зеркалах — водоемах, — то нет. Зеркало не отражает, когда вода беспокойна, когда ветер или течение нарушают гладкость ее поверхности. Темнота также искажает отражение. Когда светло и вода спокойна, получается идеальное отражение. Вспомним о нашем внутреннем зеркале: если нам тревожно, мы взволнованны, в мрачном настроении, нам трудно быть созерцателями — все, что нас окружает, не будет восприниматься или будет искажаться в нашем восприятии.
Давайте посмотрим на водные отражения в произведениях Левитана и порассуждаем месте с художником.
«Золотая осень». Вода в реке насыщенно-синего цвета — так отражается в ней бледно-голубой цвет неба. Отражение усиливает синеву и делает ее темнее и «холоднее».
«Над вечным покоем». На картине изображено озеро, и при безветренной погоде мы видели бы в воде отражения берегов и неба, но ветер вызвал рябь на поверхности воды, и ее беспокойная гладь потеряла способность отражать.
В картине «У омута» сразу несколько отражений: живая, журчащая вода в левой части работы и спокойная, «тяжелая» вода справа. Отражение в омуте создает ощущение бездонности, затягивающей в себя бездны.
«Вечерний звон» и «Тихая обитель» — два пейзажа с похожими мотивами. Широкая спокойная река с небольшим течением, старинный монастырь на дальнем берегу, легкие сиренево-розоватые облака, золотистый вечерний свет — мы видим тихий, безветренный вечер. Все идет как должно, в мире покой и благодать. И это подтверждает отражение, удваивающее образы покоя, уюта, тишины.
Попробуем вместе нарисовать три разных отражения: в «стеклянной» воде, в «разбитом зеркале» струящейся воды и отражение «в бездонном водоеме». Для этого нам понадобятся:
Материалы и инструменты
1. Бумага А3 (или А4)
2. Гуашь (12–24 цв.)
3. Кисти разной толщины: круглые № 2–6 и плоские № 10–14, 38
4. Баночка для воды
5. Палитра (можно взять светлую кафельную плитку, белую тарелку или плотную бумагу)
6. Тряпочка для кисточек или бумажное полотенце
7. Простой карандаш и ластик
1. Бумага А3 (или А4)
2. Гуашь (12–24 цв.)
3. Кисти разной толщины: круглые № 2–6 и плоские № 10–14, 38
4. Баночка для воды
5. Палитра (можно взять светлую кафельную плитку, белую тарелку или плотную бумагу)
6. Тряпочка для кисточек или бумажное полотенце
7. Простой карандаш и ластик
Практика
1. Нарисуйте три быстрых подготовительных рисунка карандашом с одинаковым пейзажем и водоемом. Также вы можете выбрать только один вариант, соответствующий настроению.
2. С помощью гуаши заполните цветом три изображения берега.
3. Следуя инструкциям педагога, работайте над изображением спокойной воды в первом примере, отражением струящейся воды во втором и «в бездонном водоеме» в третьем.
4. Сравните все три изображения, проведите анализ.
Мы будем рады, если вам захочется поделиться с нами результатами своего творчества. Присылайте фотографии ваших работ на почту lavrus@tretyakov.ru.
1. Нарисуйте три быстрых подготовительных рисунка карандашом с одинаковым пейзажем и водоемом. Также вы можете выбрать только один вариант, соответствующий настроению.
2. С помощью гуаши заполните цветом три изображения берега.
3. Следуя инструкциям педагога, работайте над изображением спокойной воды в первом примере, отражением струящейся воды во втором и «в бездонном водоеме» в третьем.
4. Сравните все три изображения, проведите анализ.
Мы будем рады, если вам захочется поделиться с нами результатами своего творчества. Присылайте фотографии ваших работ на почту lavrus@tretyakov.ru.