27 декабря 2022

Тайны Третьяковки Два портрета Павла Михайловича Третьякова

В Третьяковской галерее хранятся два портрета Павла Третьякова кисти Ильи Репина, точно передающие внешний облик и характер знаменитого коллекционера. История создания этих портретов скрывает много тайн. Почему два схожих портрета были написаны с разницей почти что в двадцать лет?  Почему в том же зале и в той же позе был написан портрет главного хранителя Третьяковской галереи Николая Мудрогеля? О секретах, скрытых в двух портретах Павла Третьякова, написала доктор искусствоведения, ведущий исследователь деятельности основателя Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.
Илья Репин. Портрет П.М. Третьякова. 1901. Холст, масло.
Илья Репин. Портрет П.М. Третьякова. 1901. Холст, масло.
Посмертный портрет Павла Михайловича Третьякова (1832-1898) был исполнен Ильей Ефимовичем Репиным в 1901 году1. Павел Михайлович изображен в одном из залов основанной им Третьяковской галереи (ныне — зал И.И. Шишкина). Выбор зала оказывается далеко не случайным. Коллекционер окружен вполне узнаваемыми картинами. Среди них: у лестницы — «Над вечным покоем» (1894) И.И. Левитана, над головой Третьякова — портрет В.М. Васнецова (1891) работы Н.Д. Кузнецова, рядом его же «Ключница» (1887), ниже – «Золотая осень» (1895) И.И. Левитана, здесь же на стене угадывается картина К.А. Коровина «Северная идиллия» (1892). В этом зале также висели картины В.А. Серова, А.С. Степанова, И.С. Остроухова, Н.Н. Дубовского, И.Э. Браза, Е.Н. Виллиам — художников молодого поколения, открывающих новые перспективы перед русским искусством и смотрящих в будущее.
_________
1 Исполнено по Совету ТГ. Приобретен в 1902 году Советом ГТ у автора.
Виктор Васнецов. «Радость праведных о Господе». Преддверие рая. 1896. Бумага на холсте, акварель, гуашь, тушь, белила, бронза. Триптих (центральная часть).
Виктор Васнецов. «Радость праведных о Господе». Преддверие рая. 1896. Бумага на холсте, акварель, гуашь, тушь, белила, бронза. Триптих (центральная часть).
Третьяков поставлен художником перед особо ценимым им живописным произведением — подготовительным картоном В.М. Васнецова для росписей Владимирского собора в Киеве «”Радость праведных о Господе”. Преддверие рая». Но зритель не видит этой композиции. Об особых предпочтениях одного из главных коллекционеров отечественного искусства было известно немногим. Кто знает, на что намекал художник, незримо связав это полотно с Павлом Михайловичем на своем холсте? Окружение Третьякова в зале — искусство художников поколения Левитана, Серова, Коровина, Кузнецова — представляется вполне продуманным Репиным.

Залы Третьяковской галереи в этом портрете являются не просто фоном, не просто родными стенами дома Третьякова, но живым свидетельством его более чем сорокалетнего собирательского труда, непрестанных забот о галерее, о формировании музея национального искусства. Они являются результатом его многолетних размышлений о дальнейших судьбах русского искусства и, конечно, о последующей жизни самой галереи.

Вместе с тем, глядя на это полотно, зритель чувствует определенный диссонанс того, как четко дана фигура в иссиня-черном сюртуке, выделяющаяся темным силуэтом и выдвинутая на передний край полотна, с несколько приглушенным, совсем не кричащим светло-розовым цветом стен и золотом рам, общей колористической «бледностью» картин. Фигура видится отчетливо, может быть, даже резко, тем более значительной она представляется, в то время как картины на стенах погружены в мягкую дымку. Ощущается некий разлад между «явью» фигуры и ее материальностью и словно размытостью ускользающего фона. Разделение или отделение фигуры и фона при сохранении их равнозначности в картине — один из характерных признаков стиля модерн, а в полотне Репина этот прием несомненно находит дополнительную оправданность. О чем мог размышлять художник, работая над портретом дорогого, близкого ему человека, ушедшего из жизни, создавая своего рода живописный памятник?
Илья Репин. Портрет П.М. Третьякова. 1883. Холст, масло.
Илья Репин. Портрет П.М. Третьякова. 1883. Холст, масло.
История получения заказа от художественной общественности Репин сообщил в одном из писем: «У гроба П.М. Третьякова2 я согласился уступить портрет его (П.М. Третьякова 1883 года — Т.Ю.) вашему Обществу (МОЛХ — Т.Ю.), минуту спустя с тем же предложением ко мне обратились от Галереи П.[авла] М. [ихайловича] и я выразил желание сделать для галереи особый портрет П.[авла] М.[ихайловича]. Разработав его, представить собирателя ближе к его последнему возрасту, с несколько расширенной рамой зрения. Почитатели и родственники выразили особенное желание иметь оригинал, писанный мною с натуры, я обещал им дать на выбор, когда задуманный мною портрет будет мною окончен. Надеюсь окончить его к осени нынешнего года»3. Таким образом, после смерти Третьякова в собственности Репина находился натурный портрет коллекционера (1883), на который претендовали Галерея и МОЛХ, а Репин пообещал написать другой — второй — портрет собирателя.
_______
2П.М.Третьяков умер 4 декабря 1898 года

3Письмо Ильи Репина в комитет МОЛХ от 19 апреля 1899 года//42-й отчет МОЛХ за 1902. М., 1903. С.5
Работая над полотном, художник пользовался, по-видимому, несколькими источниками. Прежде всего, названным живописным портретом 1883 года, писанным с натуры, для которого Павел Михайлович специально приезжал позировать в мастерскую художника; возможно, своей любительской фотографией в том самом зале Галереи, в котором он поставит Третьякова на портрете 1901 года. Датировка фотографии расплывчата, но нельзя исключать, что фотография была специально исполнена в период работы над портретом. На ней изображен Репин почти в том самом месте, где на портрете стоял Третьяков. Такая фотография могла быть нужной художнику для памяти, для определения пространственных соотношений в портрете и выбора «кадра». Вместе с тем следует отметить, что на фотографии взят несколько иной ракурс, немного отличается и развеска картин в зале.
Известно также, что Репин пользовался посмертной маской, снятой с Третьякова в день его смерти скульптором С.М. Волнухиным: «К вам большая просьба: добудьте мне маску с мертвого Павла Михайловича. Очень нужно для некоторой перемены света в моем (портрете – Т.Ю.)»4. Посмертной маской воспользовался сам Волнухин, работая над бюстом основателя Галереи в 1901 году, а также скульптор В.А. Беклемишев в 1900-м для создания скульптурного портрета коллекционера, находящегося в настоящее время в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Петербурге.
______
4И.Е. Репин – И.С. Остроухову. 16 ноября [18]99//И.Е. Репин. Письма к художникам и художественным деятелям. М., 1952. С.143
Портрет 1883 года был написан Репиным по его инициативе. Историю создания портрета подробно описала дочь коллекционера А.П. Боткина в своей книге воспоминаний: «Павел Михайлович не хотел его и не заказывал. Репин делал его для себя. Павел Михайлович дал уговорить себя тем охотнее, что любил Илью Ефимовича, а также и жену его Веру Алексеевну, и с удовольствием приезжал позировать по воскресеньям. Было это в зиму 1881/82 года»5. Сохранилась переписка художника и коллекционера, раскрывающая детали работы: «Кстати, я все хотел Вас попросить в воскресенье, на сеанс, одеть ваш черный, дымчатый сюртук, толстый, в котором мы прежде всегда ездили; а этот и тонок и цвет его не тот. Жду Вас в 9 часов, чтобы кончить портрет»6. Супруга Третьякова Вера Николаевна первая выразила недовольство композицией портрета: «… противный взял поворот»7. Близкие чувства испытывала и дочь собирателя: «Я хорошо помню… мое впечатление от портрета. Оно было то же тогда, и после, и теперь — какой-то ущемленности в позе и утомленности во всем облике»8.
________
5Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков к жизни и искусстве. М., 2012. С.270

6И.Е. Репин – П.М. Третьякову. 28 февр [аля 18]82 года//Письма И.Е. Репина. Переписка с П.М. Третьяковым. 1873-1898. М.; Л., 1946. С.56 (далее – письма И.Е.Репина).

7В.Н. Третьякова – П.М. Третьякову. [2 февраля 1882 года]//ОР ГТГ. Ф1(П.М. Третьяков). Ед.хр. 6347

8Боткина А.П.Указ. соч. С.270
Возможно, и сам Репин охладел к портрету, во всяком случае, работа шла вяло и осталась незавершенной, а осенью 1882 года семья художника переехала в Петербург, что еще больше затруднило процесс работы. Теперь уже серьезным препятствием к ее окончанию стало отсутствие времени у коллекционера: «Очень извиняюсь, что не мог посидеть вам как должно; в следующий раз обещаю пробыть у вас весь полный день»9. Работа не ладилась: «С портретом Вашим, — сетовал художник, — в прошлые два сеанса я ничего не успел сделать: надо на него добрых два сеанса; жаль, что вы тогда не остались до вечера; а теперь я не знаю, когда я дождусь вас опять»10. Тем не менее в 1884 году портрет был представлен на петербургской передвижной выставке, Павел Михайлович просил снять его с выставки, объясняя Репину, что экспонировать имеет смысл только хорошо отобранные произведения, иначе впечатление от творчества художника может быть искажено. Боткина объяснила нежелание Третьякова видеть портрет на выставке его скромностью и тем, что коллекционер не хотел, чтобы его знали в лицо. В ответ Репин писал, что портрет его удовлетворяет и «многие художники его хвалят»11, однако на московскую передвижную портрет Третьякова так и не приехал. Спустя 10 лет Репин неожиданно признался своему другу Поленову: «… неприятно шевелится совесть. Ты знаешь, что портрет Павла Михайловича у меня не особенно удачен»12. Он хотел повторить портрет, и такой случай вроде бы ему представился.
________
9П.М. Третьяков – И.Е. Репину. 31 марта 1883 //Письма И.Е. Репина. С.67

10И.Е. Репин – П.М. Третьякову. 3 апр[еля] 1883//Там же

11И.Е. Репин – П.М. Третьякову. 5 марта [18]84//Там же.С.85

12И.Е. Репин – В.Д. Поленову. 5 мая [18]83// Репин И.Е. Письма художникам… С.95
В 1893 году Третьяков обратился к Репину с просьбой исполнить посмертный портрет брата, С.М. Третьякова. Но художник выставил одно непременное условие — портрет будет написан только после исполнения портрета самого Павла Михайловича: «…я сделал бы два портрета одной величины и ваш портрет я сделал бы как вклад в Вашу галерею, безвозмездно. Для этого, если Вы разрешите, я приеду к Вам в Москву. Время Вы назначите, когда лучше. И я желал бы прежде написать Ваш, а потом Сергея Михайловича, — мне было бы так легче. Подумайте и не упрямьтесь. Я, по крайней мере, буду считать это одним из самых порядочных своих дел. Желал бы сделать это художественно, свободно; и потому-то такое любовное дело весело делать бесплатно. Я желал бы думать, что это дело решенное. Утешьте меня»13.
______
13И.Е. Репин - П.М. Третьякову. 21 июня [1893] //Письма И.Е. Репина. С.164
Сергей Волнухин. Портрет П.М. Третьякова. 1899. Бронза.
Сергей Волнухин. Портрет П.М. Третьякова. 1899. Бронза.
Павел Михайлович решительно настаивал на своем предложении: «Я глубоко Вам благодарен за желание написать мой портрет, но положительно не могу исполнить Ваше желание: совершенно не имею времени ни минуты; вот написать это письмо едва-едва нашел возможность… Портрет мой есть у Вас, и как говорят все, очень хорош, его Вы и можете отдать после моей смерти в галерею. Если буду иметь возможность позже, я исполню Ваше желание, я очень польщен этим, но теперь и думать не могу. Но написать брата Вам следовало бы; портрета его совсем нет…»14. Прошло более года, а Репин продолжал мечтать о возможности повторить портрет коллекционера: «… жду всякий день, что Вы, наконец, обрадуете меня известием о возможности написать с Вас портрет»15. Третьяков остался непреклонен.
______
14П.М. Третьяков – И.Е. Репину. 10 июля 1893 // Там же. С.165

15И.Е. Репин - П.М. Третьякову. 29 ноябр[я 18]94 //Там же. С.169
В 1899 году получив заказ на исполнение посмертного портрета, Репин воспользовался моментом и переработал портрет 1883 года. Он переписал нейтральный фон, окружив собирателя картинами и тем увековечив его в зале основанной им галереи, в 1902 году он подарил этот портрет Московскому обществу любителей художеств. Только в 1930 году произведение поступило в Третьяковскую галерею.
В посмертном портрете 1901 года Репин сохранил трехчетвертной разворот Третьякова, найденный в портрете 1883 года, несколько смягчив «нервность цепких рук» и общую зажатость позы, которые так не нравились жене и дочери собирателя. Коллекционер стоит призадумавшись, сложив на груди руки (в положении «закрытого» от людей человека), слегка наклонив голову. В его фигуре есть некоторая расслабленность, но в тоже время прочитывается цельность натуры. Его взгляд спокоен и углублен вовнутрь, несколько отстранен от житейской суеты и прозы жизни. В сложном рисунке руки и пальцев (на безымянном — обручальное кольцо), спокойно лежащих на темном сюртуке, угадывается непростой характер Третьякова, природные качества московского купца, владельца Костромской льнопрядильной мануфактуры и многих доходных домов в Москве. Предприимчивость, хваткость, скрытый темперамент помогали ему действовать соответственно историческому моменту и своевременно приобретать многие знаковые произведения русского искусства. Современники не скрывали своего восхищения коллекционером, но, как представляется, порой несколько преувеличивали, приписывая ему ловкость и ненасытность хищника, «коршунские лапы и жадные объятия»16.
________
16В.В. Стасов –П.М. Третьякову. 9 октября 1885//Переписка П.М. Третьякова и В.В. Стасова. 1874-1897. М.,: Л., 1949. С.95.
Илья Репин. Н.А. Мудрогель в позе П.М. Третьякова в залах галереи. 1904. Дерево, масло.
Илья Репин. Н.А. Мудрогель в позе П.М. Третьякова в залах галереи. 1904. Дерево, масло.
Репин, будучи глубоким портретистом, никогда не оставался безразличным к «выражению» рук в своих работах. Небольшой этюд, написанный им в 1904 году (спустя три года после окончания портрета Третьякова) с хранителя Третьяковской галереи Н.А. Мудрогеля «в позе П.М. Третьякова», еще раз свидетельствует о том, что рукам Репин придавал особое значение. Мудрогель стоит в том же зале и в той же позе, что и Третьяков, но рисунок его рук не заинтересовал художника, более того — пространственное и колористическое соотношение фона и фигуры иное. Они равнозначны. В этом маленьком этюде отсутствует то состояние отрешенности-отдаленности-отстраненности от галереи и в то же время «родства», которое удалось обрести Репину в выражении и позе Третьякова.
В портрете П.М. Третьякова (1901) его фигура выступает столь зримо и весомо, что являет масштаб личности, который обусловлен не только историческими реалиями, биографией, зрелостью самосознания, врожденными талантами, но и мерой вклада в сокровищницу русского искусства. Третьяков стал именно тем «человеком с биографией», о которой писал Ю.М. Лотман, развивая тему «пространства собственных имен» в русской культуре17, поднимая вопросы мировоззренческого свойства, уделяя пристальное внимание нравственной позиции и этическим проблемам личности.
__________
17Шабаева М.М. Ю.М. Лотман о культуре как пространстве собственных имен//Обсерватория культуры. 2012. № 5. С.77
Текст впервые опубликован в книге Тайна старых мастеров. М.: Третьяковская галерея, 2016