04 июня 2020

Мастер-класс Рисуем нежность роз и свежесть утра

Предлагаем создать картину по мотивам «Умбрийской долины» Александра Головина. Мастер-класс для детей и взрослых открывает серию занятий «Рисуем шедевр» с педагогами Детской студии Третьяковской галереи.

Александр Головин. Умбрийская долина. 1910-е
Александр Головин. Умбрийская долина. 1910-е

Перед нами картина художника Александра Головина, которая называется «Умбрийская долина». Не правда ли, здесь красиво, как в сказке? И название Умбрия вполне сказочное, звучит почти как Нарния. И всё-таки Умбрия существует на самом деле — это область Италии. Александр Головин любил Италию, восхищался её природой и культурой. Художник писал, что, приезжая сюда, становился счастливее. Благодаря его картине и мы можем оказаться в этой прекрасной стране. 

А теперь представьте, что...

…Однажды утром художник отправился на прогулку. Его ждала Умбрийская долина… Свежая зелень травы и деревьев, извилистые сельские дороги, белоснежные домики с черепичной крышей, а может быть, даже старинные замки… Вдалеке виднелась голубая полоса гор. Небо было затянуто облаками, лёгкая дымка, словно вуалью, окутала всю долину. В этой утренней дымке цвета становились нежнее, а линии — мягче. Идеальный день для долгой прогулки! И всё-таки знакомство с окрестностями пришлось отложить, потому что…

…Внимание художника привлекли розы. Невозможно было отвести взгляд от гибких стеблей, похожих на причудливые гирлянды, украшенные нежными цветами. Облачное небо, далёкие горы, зелень долины стали фоном для прекрасного розового куста.

Секреты мастерства

Александр Головин. Женский портрет. 1910-е
Александр Головин. Девочка и фарфор (Фрося). 1916
Александр Головин. Женский портрет. 1910-е
Александр Головин. Девочка и фарфор (Фрося). 1916

Не бывает двух одинаковых роз. Каждая отличается от другой, но каждая достойна того, чтобы ею любовались и восхищались. Если собрать букет из нескольких роз и поставить в изящную вазу, то цветы будут подчёркивать красоту друг друга и послужат изысканным украшением любой комнаты. Александр Головин любил украшать букетами роз свои картины.

Рисуя розы, художник стремился показать особенную красоту каждого цветка. Но когда роз так много, как на картине «Умбрийская долина», уделить внимание каждой не получится, поэтому Головин использовал приём, который называется стилизация. Он упрощённо и обобщённо передавал форму прекрасного цветка без ущерба для его красоты. 

Головин отбрасывает несущественные подробности, такие как неровный лепесток или подсохший край, делая каждый цветок идеальным. Несмотря на такое упрощение природной формы, стилизованные розы «Умбрийской долины» остаются хрупкими и изящными.

Стилизация — это художественная переработка форм окружающего мира, в результате которой изображение становится менее реалистичным, но более выразительным. Стилизуя форму, художник убирает лишние детали, оставляя только те, которые работают на создание образа и раскрывают отношение мастера к тому, что он изображает.

Александр Головин. Фарфор и цветы. 1915
Александр Головин. Фарфор и цветы [фрагмент]. 1915
Александр Головин. Фарфор и цветы [фрагмент]. 1915
Александр Головин. Фарфор и цветы. 1915
Александр Головин. Фарфор и цветы [фрагмент]. 1915
Александр Головин. Фарфор и цветы [фрагмент]. 1915

Секрет своего творческого метода художник приоткрывает в картине «Фарфор и цветы». Главные герои этого натюрморта — цветы. Одни стоят в фарфоровых вазах, а другие изображены на этих вазах. В одной из ваз — букет флоксов. Эти простые, неприхотливые цветы Головин любил рисовать не меньше, чем розы. Букет флоксов продолжается букетом, изображённым на вазе, — не сразу можно заметить, где заканчивается один и начинается другой.

В другой вазе — розы. Художник тщательно прорисовывает их полупрозрачные лепестки, а на вазе изображает розы упрощённо, стилизованно. Роза — королева цветов — превращается в декоративный мотив, который называется «розан».

Задания

1. Туманная дымка делает все цвета нежными, прохладными. Чтобы передать нежность утренней природы, художник смешивает краски с белилами. Полученные цвета называют разбелёнными, или пастельными. Они освежают, как мороженое в жаркий летний день. Да и по цвету тоже напоминают его! Клубничное, фисташковое, шоколадное… Как вам кажется, цвета каких сортов мороженого можно увидеть на картине «Умбрийская долина»? 

* Правильные ответы на задания находятся в конце материала

Верхний ряд: лимонное, фисташковое, клубничное
Верхний ряд: лимонное, фисташковое, клубничное

2. Посмотрите, какими разными бывают розы. Всё это — работы разных художников. Найдёте среди них фрагмент картины Александра Головина?

3. Посуду часто украшают стилизованными изображениями роз. Посмотрите, есть ли у вас дома тарелки, чайники, чашки или любая другая посуда с «розочками». Если да, изучите, как нарисованы цветы.

Что почитать

Есть сказки, которые приоткрывают тайны жизни цветов. Например, «Сказка о жабе и розе» Всеволода Гаршина рассказывает о том, что чувствует роза, что делает её счастливой, а что огорчает и пугает. А благодаря сказке Жорж Санд «О чём говорят цветы» можно познакомиться с характерами разных цветов и узнать, как роза стала королевой и почему цветы завидовали ей.

Характер какого цветка из сказки Жорж Санд вам не понравился? А какой показался самым приятным?

Танец блаженных душ. Опера «Орфей и Эвридика»

Танец блаженных душ. Опера «Орфей и Эвридика»

Что послушать

В 1911 году Александр Головин оформлял (то есть делал эскизы костюмов и декораций) оперу немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика». По сюжету оперы Орфей, легендарный певец и музыкант Древней Греции, отправился в царство мёртвых, чтобы разыскать свою жену Эвридику, умершую от укуса змеи. Он оказался в Элизиуме, где обитали блаженные души. Под нежную мелодию на флейте танцовщицы в лёгких белых платьях кружились среди розовых кустов, скрытых за полупрозрачными тюлевыми занавесами, напоминающими туманную дымку. Оформление сцены было навеяно образом картины «Умбрийская долина».

Какое настроение создаёт эта музыка? Светлая грусть, покой, мечтательность, нежность или что-то ещё? Совпадает ли оно с настроением картины «Умбрийская долина»?

***

Попробуйте передать утреннюю свежесть и нежность роз, вдохновившись «Умбрийской долиной» Александра Головина.

Для работы понадобится

Плотная бумага формата A3 и А4 — несколько листов.

Гуашь: белила; красный разных оттенков (алый, краплак, кармин); зелёный разных оттенков (изумрудный, светлый зелёный, тёмный зелёный); синий (ультрамарин или светлый кобальт); жёлтый (лимонный или жёлтая светлая); коричневый (умбра жжёная или марс коричневый).

Кисти круглые синтетические разного размера (№ 20–16 — для фона, № 4–2 — для деталей; но можно и любые другие)

Баночка для воды

Палитра для смешивания цветов (подойдёт также пластиковая одноразовая тарелка или листочек бумаги)

Зачастую в наборах гуаши разных производителей названия красок не совпадают, поэтому отнеситесь к составлению палитры творчески.


Если под рукой не оказалось красок нужных цветов и кисточек, используйте материалы, которые у вас имеются. Подойдут и акриловые краски, и пастель (как масляная, так и сухая), и восковые мелки, и цветные карандаши, и даже пластилин!

1. Для начала стоит потренироваться. Возьмите лист формата А4. Рассмотрите четыре разных изображения стилизованных роз. Какое из них больше всего похоже на цветы из «Умбрийской долины»? Попробуйте нарисовать розы, повторяя этапы, которые вы видите на рисунке.

2. А теперь попробуйте нарисовать ковёр из роз. Для этого на листе формата А4 подготовьте фон (например, светло-голубое небо). Когда фон высохнет, заполните почти всё пространство листа розами и листиками разных размеров. Используйте разные оттенки розового и зелёного — так интереснее

3. Самое время приступить к основной работе. Внимательно посмотрите на фрагменты «Умбрийской долины» и попробуйте определить, какие цвета и оттенки понадобятся для фона и для куста роз.

Для фона советуем взять сине-зелёные краски: ультрамарин или кобальт, зелёный светлый, зелёный тёмный, изумрудный. Пригодится также светлый жёлтый или лимонный. Для роз подойдут красно-фиолетовые краски: алый, краплак или кармин, коричневый, фиолетовый.

4. Подготовьте палитру с красками для пейзажного фона.

Не забывайте: краски можно смешивать друг с другом. Так получатся интересные оттенки. А чтобы получить нежные разбелённые цвета, как на картине Александра Головина, — смешайте краски с белилами.


5. Расположите лист бумаги А3 вертикально. Обозначьте лёгкой светло-голубой горизонтальной линией основание гор и зубчатой ломаной линией их гребень. Затем нанесите тон неба — он нежный и совсем разбелённый, почти белый, чуть голубоватый.

6. Заполните голубым цветом горы — в утренней дымке они будут чуть более насыщенными по цвету, чем небо. Затем нужно подобрать краски для долины. Цвет освещённой утренним солнцем травы передаст разбелённая светло-зелёная краска, смешанная с жёлтой. Нужно получить желтовато-зелёные, салатовые и светло-зелёные оттенки. Краску лучше наносить горизонтально, пользуясь большой кистью. С левой стороны листа можно добавить светло-жёлтых тонких горизонтальных полос — это создаст эффект солнечного света на траве и ощущение того, что долину освещают лучи солнца.

И давайте нарисуем деревья. Сделайте несколько вертикальных отпечатков кисточкой чуть более тёмным оттенком зелёного. 

7. Пока фон высыхает, можно подготовить палитру для розового куста. Выложите на палитру подходящие краски. Смешивая краски, получите разные оттенки розового и сиреневого.

8. Когда фон высохнет, нанесите тонкой кистью небольшие пятнышки-розочки на фоне неба и гор. Много роз рисовать не нужно — лучше добавить их потом, если понадобится. Затем возьмите ещё чуть более тонкую кисть (если она есть) и более светлым или, наоборот, более тёмным оттенком розового нарисуйте на цветке что-то наподобие завитка улитки, чтобы передать расположение лепестков розы.

Затем наметьте стебли светло-коричневым тоном. Постарайтесь рисовать их легкими линиями, для этого работайте концом тонкой кисти.

9. Осталось нарисовать листья. Вернитесь к сине-зелёной палитре, с которой вы работали, когда рисовали фон. Листья можно наметить светло-зелёной краской, а затем добавить сверху более тёмные оттенки, смешав зелёную краску с синей, — так листья получатся более объёмными. Рисуйте листья короткими маленькими мазками, нанося их под разным углом концом тонкой кисти.

Не забудьте добавить тень под кустом, она тоже будет зелёной, но темнее и холоднее листьев.

10. Готово! 


Правильные ответы на задания:

1. Фисташковое, клубничное, малиновое, шоколадное.

2. Фрагмент картины Александра Головина — № 3 (Девочка и фарфор. 1916). Также в подборке показаны фрагменты следующих работ из собрания Третьяковской галереи:

Михаил Врубель. Роза. 1904

Николай Сапунов. Вазы и цветы. 1910

Илья Машков. Розы

Кузьма Петров-Водкин. Розы. 1914-1919

Константин Коровин. Розы в голубых кувшинах. 1917


Если вы хотите поделиться результатами и вдохновением — выкладывайте фотографии своей работы в социальные сети с хештегами #ТретьяковкаДома и #Лаврус. Пусть в мире будет больше красоты и творчества!


В материале использован музыкальный фрагмент из открытых источников (сайт Openculture.ru)