Картина «Вузовки» — самая известная работа не самого известного художника 1930-х Константина Истомина — писалась медленно, в несколько этапов. После выставки «Художники РСФСР за 15 лет», открывшейся 27 июня 1933 года в Москве в залах Исторического музея, «Вузовки» получили положительные отзывы и вскоре были приобретены Третьяковской галереей. Полотно находится в постоянной экспозиции музея, участвует в крупных показах, посвященных истории советского искусства.
Специально для ретроспективы «Константин Истомин. Цвет в окне» картина прошла реставрацию, а также ряд исследований. На выставке в Инженерном корпусе, помимо самой работы, показанной совершенно по-новому, также представлен видеофильм об истории создания «Вузовок». В основу этого фильма, в котором среди прочего демонстрируется немало прежде не публиковавшихся изображений и документов, легли материалы последних искусствоведческих и технологических исследований картины. Над проектом работали куратор выставки, заведующая отделом живописи первой половины ХХ века Татьяна Андреевна Ермакова; старший научный сотрудник отдела комплексных исследований Юлия Борисовна Дьяконова; сотрудники отдела комплексных исследований Андрей Анатольевич Мареев (фотосъемка, съемка в ИК-лучах), Ирина Александровна Касаткина, Николай Игоревич Митраков (рентгенография), Юлиан Александрович Халтурин. Производство фильма осуществил редакционно-издательский отдел Третьяковской галереи.
Куратор выставки Татьяна Ермакова рассказывает: «Истомин писал картину “Вузовки” прицельно для выставки [“Художники РСФСР за 15 лет”]. Поэтому она обладает определенной доведенностью. И если остальные работы, которые он делал в своей мастерской, нужны были для осуществления каких-то других художественных задач, то эта работа была сделана в расчете на публику, и он над ней серьезно потрудился. И процесс работы над этой вещью описан [ученицей Истомина] Еленой Орловской, слова которой на выставке были процитированы рядом с работой. Множество работ, сделанных возле этого окна, позволяют оценить выстроенность вот этой композиции. Везде одна и та же комната, одно и то же окно, но акценты переплетов, акценты пейзажа разные. И здесь есть некая драматичность перекрестий оконных рам, напоминающих кресты. И некое положение фигур — как перекличка с рублевскими ангелами из “Троицы” (1422–1427). Он смотрел на очень многое и как бы доводил работу до многозначного содержания. В этой работе мы можем проследить, сколь важны наслоения краски, когда один цвет, потом — другой, а поверх — несколько акцентов в виде подписи, карандаша. И этот бирюзовый мазок на шее, о котором пишет Орловская…»
О том же говорит в монографии «Вузовки» сокуратор выставки, исследователь творчества Истомина Ольга Гощанская: «Удивительные переклички обнаруживаются, если сравнить картину “Вузовки” с иконой “Троица” Андрея Рублева. Поза стоящей девушки, форма ее рук и их положение могли быть навеяны образом правого ангела. В построении сферического пространства картины важную роль играют красный карандаш в руке вузовки как аналог красного посоха у ангела и кувшин с водой как подобие чаши. На близость двух произведений указывают и другие элементы: выделение центра, силуэтное решение, правильные окружья голов, мотив повторения одной и той же слегка склоненной фигуры, их развернутость на зрителя и схожее композиционное расположение за столом, поверхность которого отражает свет. Тишина, лиризм, сосредоточенность образов, ощущение духовного единения девушек наполняет художественное пространство картины и позволяет ощутить ее внутреннее родство с иконой»1
1. Гощанская О. А. Константин Истомин. «Вузовки». М.: Государственная Третьяковская галерея, 2019. С. 34–35
В 1937 году в своей «Автобиографии» Константин Истомин определит картину «Вузовки» как «жанровый портрет», однако, как замечает Гощанская, художник вовсе не стремится добиться точности, портретного сходства, близости к реальности, напротив — обобщенность силуэтов внутри в работе доведена «до узнаваемости символа». «Драматические акценты, расставленные в картине, а также знание условий, которые характерны для времени ее написания, наводят на мысль, что Истомин воплотил атмосферу, царившую в художественных кругах в начале 1933 года, передал волнение за судьбы живописи и художников, своих единомышленников. Поэтому он и нашел такую сложную живописную фактуру с причудливой структурой мазков и цветовых вспышек»2
2. Гощанская. С. 35
О работе Константина Истомина над картиной «Вузовки» многое можно узнать из воспоминаний его ученицы Елены Орловской, бывшей свидетельницей и участницей создания полотна. Сопоставление этих рассказов с изображениями слоев живописного процесса, полученных с помощью современных методов технологического исследования, восстанавливает историю процесса работы над картиной в деталях. Константин Николаевич, — вспоминает Орловская, — сказал, что хочет написать две женские фигуры против окна. Он очень любил свое окно, пейзаж за ним, особенно зимой.
Через несколько дней я застала у него двух натурщиц: Лидочку и натурщицу, которую Константин Николаевич пригласил из института…
Комната была прибрана, стол пододвинут к окну, книжная полка слева от окна приведена в порядок, над ней повешен автопортрет Ван Гога
На третий сеанс пришла одна Лидочка. Второй натурщицы больше не было. Думаю, Константину Николаевичу просто было трудно оплачивать две модели…
Лидочка позировала то стоя справа, то сидя за столом слева
Полученные в ходе исследований картины изображения в рентгеновских и инфракрасных лучах объективно свидетельствуют о том, что изначально замысел художника был иной, не совсем такой, как описывает Орловская. На рентгенограмме видны фигуры женщин старшего возраста, а не юных студенток, что позволяет связать «Вузовок» с этюдом «Сестры», хранящимся в Русском музее.
«Сестры» и рентгенограмма «Вузовок» имеют очевидное сходство. Благодаря новейшим технологиям сегодня можно в подробностях увидеть историю самого известного полотна Истомина. Как и в этюде «Сестры», изначально за столом в «Вузовках» располагались другие персонажи и в других позах; вся сцена была несколько иной — более жанровой.
Прорисовка деталей фигур позволяет увидеть, что контур положения рук и профиль левой фигуры и контур правой фигуры отличны от представленных в финальном варианте картины. Есть предположение, что первыми моделями стали мать и тетя Константина Истомина. Они жили под Москвой в Павловской слободе и, приезжая погостить в столицу, останавливались у художника. Отсюда и название этюда из Русского музея — «Сестры». В ходе дальнейшей работы над «Вузовками» художник изменяет и другие детали композиции. Вначале его в гораздо большей степени интересовали многочисленные предметы обстановки — например, этажерка с книгами и стопкой этюдов. ИК-съемка показывает, что справа от окна стоял мольберт, а на стене висела палитра. Присутствует она и в этюде, однако в окончательном варианте палитра, как и многие другие детали, исчезла.
По всей видимости, работа над полотном шла долго. Художник менял замысел, а вместе с ним и композицию — двигаясь постепенно к большей образности, условности форм, всему, что перекликалось в его ощущениях с состоянием тишины и спокойствия зимнего дня. Трансформировался и сам замысел картины. Решив изменить полотно к выставке, художник пригласил молодых натурщиц, из которых, впрочем, вскоре осталась лишь одна — Лидочка Короткова. Она попеременно позировала для сидящей и стоящей фигуры. Елена Орловская вспоминает:
Как-то, когда работа над картиной была значительно продвинута, Константин Николаевич вернулся из института необычно бодрым и оживленным и сказал, что ему пришла в голову очень удачная мысль: назвать картину “Вузовки”, что это придаст ей тематическое содержание, что это современно и что все это повысит его шансы быть принятым на выставку
Вспоминает Орловская и об окончании работы над полотном: «Когда “Вузовки” были написаны, Константин Николаевич еще несколько дней не снимал холста с мольберта, часто поворачивал его от стены, смотрел, но больше не дотрагивался до него. И вот как-то, посмотрев в очередной раз “Вузовок”, он взял палитру, набрал на кисть немного изумрудной зелени и поставил маленький мазочек на шее сидящей Лидочки. Он сказал, что теперь работа окончена, что этот мазок был завершающим, что художник должен уметь сделать такой заключительный, артистический мазок — coup de maître [последний штрих], как он его назвал. После этого “Вузовки” были сняты с мольберта»3
3. Орловская. С. 123–124