20 октября 2021

Введение в курс Русский модерн и символизм

Почему понятие Красоты становится столь важным в искусстве рубежа XIX–XX веков? Как различить символизм и модерн? Чем русский символизм отличался от западноевропейского? Как символизм проявился в разных областях искусства: в живописи, литературе, архитектуре? Содержание курса — читайте во Введении.

«Каждому времени свое искусство, каждому искусству своя свобода» — этот девиз, начертанный на здании Венского сецессиона, стал девизом и эпохи модерна. Искусство рубежа XIX–XX веков стремительно менялось — новый стиль захватил архитектуру, живопись и декоративно-прикладное искусство, демонстративно дистанцируясь от предыдущих эпох. В самом  названии — модерн — заложены его основные принципы: «современность» и «новизна». Идеология модерна была построена на глобальных амбициях — изменить мир по законам Красоты, создав в жизни стилистически единое пространство Прекрасного. И мир, казалось, преображался на глазах: силуэты зданий, мебели и даже персонажи картин приобретали характерный изысканный изгиб, будто подчиняясь напору мощной волны нового стиля.

Виктор Борисов-Мусатов. Гобелен. 1901. Холст, пастель.
Виктор Борисов-Мусатов. Гобелен. 1901. Холст, пастель.

Модерн рождался во многом из духа символизма, направления, возникшего в середине XIX века прежде всего в поэзии. В атмосфере кризиса религиозного мировоззрения искусство стремилось стать новой религией, а художник — ее пророком. В поиске новых основ искусства и нового художественного языка символисты обратились к мистическим теориям и практикам. Посредством интуиции и фантазии символисты пытались расшифровать знаки потустороннего, «незримого» мира в мире реальном. Как сообщающиеся сосуды, символизм и модерн питали друг друга: идеи символизма нашли подобающую форму в пластике модерна.

Лев Бакст. Саломея. Эскиз костюма к пьесе О. Уайльда «Саломея». 1908. Бумага, графитный карандаш, гуашь, белила.
Лев Бакст. Саломея. Эскиз костюма к пьесе О. Уайльда «Саломея». 1908. Бумага, графитный карандаш, гуашь, белила.

В символизме и модерне сложился круг излюбленных тем и сюжетов. Художники обращались к античной мифологии, средневековым легендам, сказкам, собственным фантазиям и сновидениям. В сюжетный арсенал модерна-символизма вошли мотивы танца, шествия, зазеркалья, двойной рамы, водного потока. Но несмотря на близость иконографических мотивов, модерн и символизм имели разные истоки и разные идейные платформы. Как все же различить символизм и модерн? Где они пересекаются? А где расходятся? О том, где проходит граница между модерном и символизмом, для «Лавруса» написала специалист по искусству XIX–ХХ веков, научный сотрудник Третьяковской галереи Екатерина Середнякова.

Символизм — направление с развернутой эстетической теорией, которая сложилась из терминов, требующих сегодня расшифровки. Синестезия, интроспекция, соответствия, панэстетизм, «прекрасная инерция» и даже «необходимое великолепие» — эти и другие понятия эстетики символизма служат ключами к его пониманию.

Михаил Нестеров. Философы. 1917. Холст, масло.
Михаил Нестеров. Философы. 1917. Холст, масло.

На русской почве символизм приобрел уникальные черты. По точному замечанию Сергея Маковского, русский символизм «оказался не тем, каким он был на Западе: от стилистических, формальных изысканностей и от “соответствий” наши символисты сейчас же ушли в глубины, которые иначе не назовешь, как религиозные». Основные понятия русского символизма сложились в работах Владимира Соловьева, Вячеслава Иванова, Александра Блока, Андрея Белого и Эллиса. Благодаря русским философам и теоретикам в словарь символизма вошли такие понятия, как теургия и учение о Софии Премудрости Божией. Екатерина Середнякова в статье «Чем русский символизм отличался от западноевропейского» рассказывает о двух волнах русского символизма, а также о том, как появилось русское название эпохи модерна и символизма — Серебряный век.

Духовные поиски Серебряного века воплотились в утонченных картинах художников-символистов. «Царевна-Лебедь» Михаила Врубеля, «Вечер» Константина Сомова, «Прогулка короля» Александра Бенуа, «Водоем» Виктора Борисова-Мусатова стали важнейшими работами эпохи, которые вошли в список «10 произведений символизма, которые нужно знать».

Особняк С. П. Рябушинского (Музей-квартира А. М. Горького). Вид снаружи.
Особняк С. П. Рябушинского (Музей-квартира А. М. Горького). Вид снаружи.

Символизм проявил себя не только в изобразительном искусстве, но и в архитектуре. Историк архитектуры Илья Печёнкин в статье, посвященной особняку Степана Рябушинского, рассказывает, как в пространстве знакового памятника пластические открытия европейского модерна встретились с поэтическими откровениями русского символизма. Как пример подобного взаимодействия, автор упоминает старообрядческую моленную в доме Рябушинского: «Высотное доминирование этого помещения кроме чисто утилитарных причин <…> имеет и символическое измерение: вершина в поэзии символистов начала ХХ века маркирована как место визионерской встречи и отрешенности от будничных дел».

Лев Бакст. Портрет З. Н. Гиппиус. бумага, черный карандаш, мел, сангина.
Константин Сомов. Портрет поэта А. А. Блока. Бумага, графитный карандаш, цветной карандаш, гуашь.
Лев Бакст. Портрет З. Н. Гиппиус. бумага, черный карандаш, мел, сангина.
Константин Сомов. Портрет поэта А. А. Блока. Бумага, графитный карандаш, цветной карандаш, гуашь.

Несмотря на то что символизм зародился в поэзии, связь литературного и художественного направлений не всегда очевидна. Литературный критик Татьяна Сохарева обращает внимания на точки пересечения символизма в поэзии и живописи: «Всех символистов объединяла идея о движении “от символа к мифу”. Неомифологические тенденции проступают в творчестве более или менее всех крупных поэтов и мыслителей эпохи <…> Схожие тенденции обнаруживаются и в творчестве Врубеля, который на протяжении всего своего пути обращался к сказочным и мифологическим источникам». Поэты, так же как и художники, «ценили “мгновения экстаза, сверхчувственной интуиции, которые дают иные постижения мировых явлений”, о которых писал Брюсов в статье “Ключи тайн”. Искусство же, по его мнению, должно было запечатлеть эти моменты вдохновения и прозрения творчестве». В искусстве Виктора Борисова-Мусатова и художников объединения «Голубая роза» — Павла Кузнецова, Петра Уткина — идеи символизма нашли наиболее последовательное воплощение.


Превью: Мария Якунчикова-Вебер. Елка в окне. 1896. Дерево, выжигание, масло. Государственная Третьяковская галерея