Романтизм не только художественное направление, но и особый тип мировоззрения, которое сформировалось на стыке XVIII–XIX веков. Мир менялся на глазах: романтизм захватил все сферы жизни — общественную, политическую, художественную. Из чего же складывалась романтическая картина мира? Как пишет в статье «Из чего состоит романтизм?» Любовь Головина, «романтизм основан на устремлении личности к безграничной свободе, на ее тяготении к бесконечности, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу, свободному творчеству».
Одной из главных концепций романтизма стало двоемирие — разрыв между мечтой и реальностью. Свобода была не менее важным понятием эпохи — романтики мечтали об идеальном мире, где свобода является безусловной ценностью. Природа отражала состояние мятежной души, поэтому художники-романтики так любили изображать бури, кораблекрушения, природные и исторические катаклизмы. Впрочем, сердце романтика все же принадлежало прошлому — Средние века и мир Востока казались намного более привлекательными, чем прозаичная окружающая действительность. Однако, на вершине романтического мироздания все же стояла творческая личность.
Гений, сумасшедший, бунтарь, вечный странник — таким художник предстает в мифе о творце, который появился в эпоху романтизма. Но насколько этот миф соответствовал реальности? И были ли художники сами творцами этого мифа? В романтическую эпоху художник становится общественно значимой фигурой, которую публика зачастую буквально боготворила. Общество делегировало творцу исключительное право на радикальные жесты, нарушающие общепринятые правила поведения, но и здесь все же были обозначены «границы дозволенного». По мнению Галины Ельшевской, «чрезмерность страстей <…> одновременно и вызывает обструкцию <…> и вменяется в обязанность творцу, потому что олицетворяет его свободу» (из статьи «Художник-романтик в мифе и социуме»).
Эпоха романтизма — золотой век русского искусства, в котором появилось немало шедевров. Романтическое мироощущение было свойственно таким разным художникам, как Александр Иванов и Карл Брюллов, Орест Кипренский и Иван Айвазовский, Александр Орловский и Алексей Венецианов. В русском романтизме, так же как и в европейском, особое место заняли портретный и пейзажный жанры. Как пишет Елена Якимович в статье «10 произведений эпохи романтизма, которые нужно знать», «каждая из десяти знаменитых работ эпохи романтизма показывает какую-то из граней нового романтического мировоззрения, где иррациональное соединяется с величественным, эстетически прекрасное — с волнующим, а внутренние переживания — с внешними эффектами».
Особая судьба сложилась в эпоху романтизма и у ренессансного шедевра Рафаэля. «Сикстинской мадонной» восхищались историк Николай Карамзин и декабрист Вильгельм Кюхельбекер, писатели Федор Достоевский и Александр Герцен, критик Виссарион Белинский и художник Александр Иванов. Людмила Маркина рассказывает историю поклонения иконе итальянского Возрождения в статье «Сикстинская мадонна: культ или миф»: «В эпоху романтизма “Сикстинская мадонна” Рафаэля из предмета культа превратилась в культовое произведение искусства. Салоны и гостиные, кабинеты и мастерские заполнились многочисленными изображениями Мадонны».
Русские романтики между тем находились под влиянием идей немецкого романтизма. Самый «нерв немецкого духа» бился в искусстве Каспара Давида Фридриха. «Искусство сегодняшнего дня невозможно помыслить без Фридриха и его произведений, оказавших вольно и невольно колоссальное влияние на художественное развитие в ХХ и XXI веках» — в статье «Вера, надежда, любовь Каспара Давида Фридриха в России» Сергей Фофанов повествует о дружбе немецкого художника с русским поэтом Василием Жуковским. Фридрих изобразил великого русского поэта в картине «Братья А. И. и С. И. Тургеневы и В. А. Жуковский» весьма символично — на фоне лунного пейзажа.
Какими же были романтики в повседневной жизни? Что они читали, как одевались, о чем мечтали? «Следуя за Юрием Лотманом, мы, конечно, можем утверждать, что идеи неотделимы “от каждодневной реальности”, но каким образом они повлияли на быт — вопрос дискуссионный. С одной стороны, мы привыкли судить о культуре романтизма с позиции двоемирия — разрыва между миром мечтаний и идеалов и реальной жизнью, куда более грубой и прозаической, совсем не похожей на то, о чем грезили романтики. С другой — сложно отрицать, что романтизм был не просто направлением в искусстве. Все чаще его рассматривают как цельное мировоззрение, повлиявшее на представления людей о жизни и о себе», — замечает Татьяна Сохарева в статье «Романтизм как способ жить».
Идеи романтизма оказались близки и декабристам. Про уникальную галерею портретов ссыльных декабристов, созданную Николаем Бестужевым, в статье «Апофеоза личности» написала Алла Луканова. По ее мнению, «вся история декабризма оказалась печальной иллюстрацией основного канона романтизма — конфликта между реальным миром и идеальными представлениями, в котором борьба за свободу оборачивается несвободой».
О романтизме написано немало книг. Мы включили в книжный обзор исследования, посвященные не только художественному, но и литературному измерению романтизма. Масштабным изучением романтизма занимались столпы отечественного искусствознания — Валерий Турчин, Дмитрий Сарабьянов, Глеб Поспелов. Литературный романтизм исследуется в монографиях блестящих филологов — Юрия Манна, Александра Михайлова, Виктора Жирмунского. Прорывом в изучении романтизма стала и выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», организованная Государственной Третьяковской галереей и Государственными художественными собраниями Дрездена. Статьи российских и немецких специалистов, опубликованные в каталоге выставки, посвящены актуальной интерпретации романтизма и его роли в современной культуре.