03 февраля 2021

Мастер-класс Ирина Корина: текст-объект «Секрет»

Художники-концептуалисты нередко используют текст в качестве основы произведения. Ирина Корина представляет российское современное искусство на многих российских и зарубежных выставках, ее работы есть и в коллекции Третьяковской галереи. На примере идеи своего проекта «Вот они — золотые слова!» художница показывает, как создать объект, где текст играет ключевую роль. Мастер-класс рассчитан на детей от 10 лет.

Идея: текст как элемент произведения

Какое место в изобразительном искусстве занимает текст? Когда он стал частью произведения? Если задуматься, слова почти всегда присутствуют в работах — в том или ином виде. Мы часто видим имена святых и цитаты из Евангелия на иконах; на постаментах памятников почти всегда указано, кому они посвящены; а живописцы нередко подписывают картины. Текст помогает узнать о работе больше, рассказывает о том, что невозможно передать с помощью самого изображения — имя персонажа, время события, авторство.

Бывает и так, что слова и сами становятся главным героем произведения. Когда и как это происходит?

С начала XX века текст становится одним из важных выразительных средств. Слова все чаще дополняют изобразительный ряд и раскрывают смысл работы, иногда выступая в качестве ее главного компонента.

У московских концептуалистов, например у Виктора Пивоварова, текст дополняет изображение, делает сюжет более живым, помогает стилизовать под иллюстрацию из детской книжки. 

На картине «Говорит Москва» (1992) изображен условный интерьер типовой советской квартиры, с кружкой, книгой и лампой на столе. Свет и предметы на столе создают ощущение, словно человек ненадолго вышел из комнаты, но для полного эффекта присутствия художник дополняет работу текстом. Это текст-звук — художник цитирует радиозаставку. Многие современники Пивоварова без труда вспомнят, как, с какими интонациями произносились эти слова, и легко почувствуют атмосферу, переданную художником.

Виктор Пивоваров. Говорит Москва... 1992–1996
Виктор Пивоваров. Говорит Москва... 1992–1996

Иначе со словом работает Эрик Булатов. Тексты в его произведениях играют ведущую роль и предлагают игру на нескольких смысловых уровнях. Так, в работе «Свобода есть свобода» семь строгих черных строк «Свобода есть» так расположены на холсте, что создается ощущение, будто это решетка. А вот белоснежное слово «Свобода», устремленное в глубь синего неба так, что последние буквы почти не видны, убеждает в истинности этого понятия.

Эрик Булатов. Свобода есть свобода. 2000-2001
Эрик Булатов. Свобода есть свобода. 2000-2001

Произведение искусства может передавать смыслы практически без изображения, посредством минимального набора слов, при этом содержать целые истории. 

Например, Илья Кабаков часто имитирует разворот книги, альбома или тетради. На «страницах» художник помещает реплики персонажей, как будто знакомых зрителю. Кабаковские персонажи становятся героями произведения, а зрители самостоятельно представляют ситуации, в которых могли прозвучать эти слова.

Илья Кабаков. Отпущенный Гаврилов. Лист из альбома серии «10 персонажей». 1998
Илья Кабаков. Отпущенный Гаврилов. Лист из альбома серии «10 персонажей». 1998

Текст-объект «Секрет»

Художница Ирина Корина в серии «Вот они — золотые слова!» объединяет стратегии московских концептуалистов и делает работы-«секретики».

«Секретики» — популярная детская забава 1970–1980-х. В земле или в песке выкапывали ямку, клали в нее что-нибудь симпатичное — необычную пуговицу, бусину, цветок или значок, — накрывали «клад» стеклышком и закапывали обратно. «Секретики» показывали только самым близким друзьям.  

У Ирины Кориной «сокровищами» служат слегка устаревшие слова и выражения, услышанные художницей обороты речи. «Заветные слова» художница украшает искусственными цветами и помещает в шкатулки-«секретики» из пластиковой посуды. Поиск текста, его оформление, совместный просмотр — все это становится элементами действия, тоже важной части произведения.

Ирина Корина. Вот они — золотые слова! 
2018
Ирина Корина. Вот они — золотые слова! 2018

Художница предлагает читателям Лавруса присоединиться к игре в «секретики» и сделать работу в духе серии «Вот они — золотые слова!». У вас может получиться своеобразный материальный «мем» — аналог тех, что «живут» в соцсетях. Наши «секретики» позволяют создать очень личное высказывание и показать его близкому кругу. Впрочем, если захотите продемонстрировать свой «секретик» Лаврусу, мы будем рады. 

Согласитесь, сделать из слов материальный объект намного интереснее, чем просто произнести их вслух.

Материалы

1. Основа для футляра: 

- прозрачный одноразовый пищевой контейнер с крышкой (10–20 см в длину); 

-пластиковый контейнер из-под фруктов; 

-контейнер из-под молочных продуктов с прозрачной крышкой (например, от сметаны);

-коробка из-под конфет или любая другая емкость.

2. Тонкий прозрачный пластик или прозрачная пластиковая крышка от контейнера для еды или прозрачная пластиковая папка-уголок для бумаг.

3. Скотч простой и/или цветной, и/или металлизированный.

4. Двусторонний скотч.

5. Клей-пистолет.

Внимание! Клей-пистолет могут использовать только взрослые. 

6. Клей-карандаш.

7. Ножницы.

8. Простой карандаш и ластик.

9. Цветные фломастеры.

10. Белая бумага плотная формата А4.

11. Набор цветной бумаги или цветная самоклеящаяся бумага.

12. Разнообразные мелочи: брелки, игрушки из «Киндер-сюрприза», микроигрушки, наклейки, бусинки, веточки, камушки, ракушки, косточки от фруктов, засушенные или искусственные цветы и т. д. 

Также могут пригодиться гофрированный картон (например, от коробки), цветная ткань, искусственный цветной мех, фольга, блестки, мишура, ненужные журналы или газеты.

Практика

1. Начнем с футляра для «секретика». Возьмите пластиковый контейнер для еды (необязательно такой, как на фото) и отрежьте лишние части, как показано на снимке.

2. Пора заняться текстом. Подумайте, какое слово или фразу вы поместите внутрь «секретика», и прикиньте, какого размера лист для нее нужен. Помните, что листочек с текстом должен легко помещаться в футляр из контейнера для еды. Затем возьмите картонку или плотную бумагу любого цвета и вырежьте прямоугольник, овал, звездочку или любую другую фигуру.

3. Теперь, когда фон готов, напишите на нем текст. Сделать это можно разными способами. Подумайте, какой шрифт использовать, украшать ли текст орнаментом. А может, сделать коллаж, вырезав отдельные буквы и слова из ненужных журналов?

4. Оформите футляр «секретика». Контейнер можно выстлать тканью или цветной бумагой, обрезками упаковочной бумаги, фольгой, обклеить цветным скотчем. 

Если вы решили выстлать футляр тканью, возьмите отрез вдвое больше дна контейнера. Затем приклейте на дно небольшие кусочки двухстороннего скотча, а сверху — ткань. Ткань надо приклеивать так, чтобы середина отреза оказалась на середине донышка футляра (см. фото). Теперь закрепите ткань на стенках контейнера — точно так же «посадите» ее на двусторонний скотч. Лишнюю ткань обрежьте, оставив примерно 1,5–2 см свободного края. Свободный край подогните и закрепите двусторонним скотчем с наружного края футляра.

5. Создайте композицию. Что, кроме слов, будет в «секретике»? Подумайте, какие предметы дополнят ваши слова. Разложите выбранные предметы и карточку со словами на дне футляра. Попробуйте разные варианты расстановки.

6. Закончив создавать композицию, зафиксируйте ее. Сделать это можно с помощью двустороннего скотча или, если дети работают совместно с взрослыми, клей-пистолета. Аккуратно приклейте предметы композиции на места, которые им определили.

7. Настало время поместить «секретик» под «стекло». Для этого на прозрачную крышку от контейнера или папку для документов поставьте на нее футляр. Обведите контейнер фломастером и вырежьте «стекло» по форме. Накройте «секретик» готовым «стеклом». Аккуратно закрепите «стекло» небольшими кусочками прозрачного скотча. При желании «секретик» можно украсить — обклейте футляр цветным или металлизированным скотчем, как показано на фото.

8. Украсьте футляр снаружи. Возьмите обрезки ткани, мишуру, искусственные цветы или искусственный мех и с помощью двустороннего скотча приклейте по бокам контейнера.

Готово!

Вы можете поделиться с Лаврусом получившимся объектом — отправьте фото на lavrus@tretyakov.ru. Редакция обязательно покажет все присланные работы Ирине Кориной.

О художнике

Ирина Корина в 2000 году окончила факультет сценографии РАТИ (ГИТИС). Одновременно она училась в Институте проблем современного искусства, а позже и в Академии искусств в Вене. В качестве сценографа сотрудничает со многими российскими театрами. С начала 2000-х участвует в групповых выставках и фестивалях современного искусства в России и за рубежом, автор ряда сольных проектов. Участница Венецианской биеннале (2003, групповой проект в павильоне России; 2009, 2017 — основной проект). Среди других групповых проектов художницы — «Русское бедное» в павильоне современного искусств РАС в Милане (2012), «Пост-поп: Восток встречает Запад» в галерее Саатчи в Лондоне (2015) и «Балаган» в выставочном пространстве Kuehlhaus в Берлине (2015).

Корина

Ирина Корина © Фотография из личного архива

Персональные выставки Ирины Кориной проходили в фонде GRAD (Лондон), Бруклинской академии музыки (Нью-Йорк), Московском музее современного искусства, на фестивале Steirischer Herbst (Грац), в XL Галерее. 

Лауреат профессиональной премии в области современного искусства «Соратник» (2006, 2009, 2012) и Государственной премии в области современного искусства «Инновация» (2008, 2015). Работы художницы находятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи, ГЦСИ-РОСИЗО, в отечественных и зарубежных частных собраниях.


Мастер-классы современных художников прошли в ознаменование выставки «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина» летом 2020 года в рамках программы «Семейные выходные» при поддержке ПАО Сбербанк.

Логотип Сбер.png